Понятие и сущность местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............... 4
2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............................................. 7
2.1 Классификация по механизму делегирования полномочий ........................ 7
2.2 Классификация по качеству делегируемых полномочий ............................ 8
2.3 Классификация по количеству делегируемых полномочий ...................... 11
Заключение ........................................................................................................... 17
Список использованной литературы ................................................................. 18

Файлы: 1 файл

Введение в специальность к.р..docx

— 34.24 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ................................................................................................................. 3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ ............... 4

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............................................. 7

2.1 Классификация по механизму  делегирования полномочий ........................ 7

2.2 Классификация по качеству  делегируемых полномочий ............................ 8

2.3 Классификация по количеству  делегируемых полномочий ...................... 11

Заключение ........................................................................................................... 17

Список использованной литературы ................................................................. 18

Введение

 

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности  остается оптимизация организации  деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности  деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем  местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных  положений при соблюдении и поддержании  баланса государственных и местных  интересов, т. е. общих интересов  жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный  фундамент для гражданского согласия.

Актуальность  исследования и разрешения проблем  выборных органов местного самоуправления в системе народовластия в  России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом  всей тяжести правового регулирования  местного самоуправления на уровень  субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной  власти и непосредственно, но и через  органы местного самоуправления.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В настоящее  время "муниципалитеты” - это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в  некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское  управление. В РФ понятие "муниципалитет", "муниципальное управление" применимо  как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.

Муниципальное образование - это социальная система, т.е. система с участием человека, в которой, как и в других социальных системах имеются три основных компонента: люди-вещи-отношения. Применительно  к муниципальным образованиям люди - это местное сообщество, вещи - это  территория, финансы, экономика поселения, а отношения - это все то, что  обеспечивает взаимодействие первых двух компонентов для достижения поставленной цели, причем взаимодействие может  быть между людьми и вещами, людьми между собой и вещами между  собой (например, автоматизированные комплексы). Другими словами, отношения - это  способ существования системы, проявляющий  себя в различных направлениях, формах и методах деятельности.

Понятие “местное самоуправление” как раз  и является деятельностью, но особого  рода. Оно производно от понятия  “управление” и входит составной  частью в понятие “отношения”  как компонента социальной системы, т.е. муниципальное образование - как  система - это целое, а местное  самоуправление является частью целого, одним из компонентов этого целого, а именно отношений, возникающих  в муниципальном образовании. Вот  почему нельзя смешивать понятия  “муниципальные образования” с понятием “местное самоуправление”. Они совершенно разные по своему содержанию.

Понятие "местное самоуправление" в  странах современного мира обычно охватывает два вида органов:

1. местный  представительный орган (совет,  ассамблея, собрание и т.п.), избираемый  населением соответствующей административно-территориальной  единицы. Этот орган, как правило,  принимает решения по наиболее  важным местным вопросам.

2. местный  исполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либо  избираемый, либо назначаемый. Этот  орган выполняет решения представительного  органа и осуществляет оперативное  управление, кроме того, на местный  исполнительный орган могут быть  возложены и некоторые общегосударственные  функции.

Местное самоуправление обладает определенными  признаками, которые позволяют отличать его от управления вообще, местного управления и других целенаправленных воздействий. Можно выделить шесть  основных критериев местного самоуправления. К ним относятся:

  1. возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями) - для промежуточных территориальных структур, возможность и средства решения вопросов местного значения - для низовых (основных территориальных структур);
  2. наличие и реальное функционирование местных представительных органов;
  3. соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;
  4. отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;
  5. реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;
  6. выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями;
  7. гарантии социальной защиты населения, образующего местное сообщество;
  8. свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах.

Система местного самоуправления - это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих  перед ним задач на основе принципов  самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения  качества жизни населения территории (региона) и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Основная  цель создания и применения системы  местного самоуправления - улучшение  качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны.

Основные  методы системы местного самоуправления:

  • экономические (в том числе монетаристские);
  • организационно-распорядительные;
  • социально-психологические.

 

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Решение вопросов местного значения население  осуществляет, как правило, через  создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим органам  собственных прав, принадлежащей  только населению компетенции.

Таким образом, органы местного самоуправления создаются  только в связи с делегированием части полномочий населения с  одновременным наделением соответствующей  достаточной компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно  классифицировать по:

- механизму делегирования полномочий;

- качеству делегируемых полномочий;

- количеству делегируемых полномочий.

 

2.1 Классификация по механизму делегирования  полномочий

 

Конституция Российской Федерации закрепляет только один из возможных принципов классификации: по способу их образования, механизму  делегирования населением своих  полномочий.

"Местное  самоуправление осуществляется  гражданами через выборные и  другие органы местного самоуправления ", причем для выборных органов  порядок создания определяется  в соответствии с законодательством  и уставами муниципальных образований.  Порядок создания других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.

Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные  иным, невыборным путем (например, сформированные путем делегирования представителей других органов или организации; созданные соответствующим решением уполномоченного на то органа или должностного лица и т.д.).

Принципиальное  различие между такими органами состоит  в том, что через выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие  органы собственной, принадлежащей  только ему компетенцией, позволяющей  осуществлять управление муниципальным  хозяйством в полном объеме полномочий собственника. Все остальные не выборные органы создаются именно для обеспечения  делегированных полномочий и не располагают  собственной компетенцией.

Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены наличие высшего  должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные  лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению  вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду  с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие  иные должностные лица, назначаемые  или утверждаемые в должности  компетентным органом или должностным  лицом и входящие в категорию  муниципальных служащих.

 

2.2 Классификация по качеству делегируемых полномочий

 

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых полномочий.

Такая классификация  предусматривает наличие органов  местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными  и контрольными полномочиями по решению  вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные  полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и  отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный  комитет, счетная палата и т.п.).

Обязательным  выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и  прямого избирательного права при  тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической  лестнице, сколько теми функциями, которые  она выполняет. Занимаясь вопросами  местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому  муниципальное управление предусматривает  наличие представительных органов  местного самоуправления, за исключением  случаев, когда их функции может  выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

1. принятие  общеобязательных правил по предметам  ведения муниципального образования,  предусмотренных уставом муниципального  образования;

2. утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

3. принятие  планов и программ развития  муниципального образования, утверждение  отчетов об их исполнении;

4. установление  местных налогов и сборов;

5. установление  порядка управления и распоряжения  муниципальной собственностью;

6. контроль  над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

К полномочиям  представительных органов местного самоуправления необходимо отнести  и сформулированное Л.А.Беликовым право издания обязательных постановлений. По его определению, "главное отличие муниципального закона (обязательного постановления) от законов государственных состоит в том, что первый имеет силу только для территории муниципального образования и относится только лишь к вопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства и благоустройства".

Виды  нормативных актов, которые имеют  право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в  уставе муниципального образования  и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного  органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления  местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов  местного самоуправления.

Действующее федеральное законодательство не обуславливает  обязательное создание в муниципальных  образованиях исполнительных органов  местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных  лиц, наделяемых при этом собственной  компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом  муниципального образования.

Кроме того, в названном уставе помимо представительных органов и должностных лиц  местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы, должностные  лица местного самоуправления. Под  этим, как правило, и подразумевается  создание органов, наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением муниципального образования или его представительным органом.

Полномочия  представительного органа, а также  компетенция исполнительных органов  местного самоуправления должны быть определены и закреплены в муниципальном  уставе.

Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления