Понятие и сущность местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............... 4
2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............................................. 7
2.1 Классификация по механизму делегирования полномочий ........................ 7
2.2 Классификация по качеству делегируемых полномочий ............................ 8
2.3 Классификация по количеству делегируемых полномочий ...................... 11
Заключение ........................................................................................................... 17
Список использованной литературы ................................................................. 18

Файлы: 1 файл

Введение в специальность к.р..docx

— 34.24 Кб (Скачать)

Виды  органов местного самоуправления:

Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный  совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет (Саратовская область).

Исполнительные: местная администрация (администрация муниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.

Конкретные  названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, Председатель Совета, Председатель исполкома, мэр, городской  голова, и т.д.) и иных выборных должностных  лиц и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством  субъектов Российской Федерации. Однако, в целом ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртия, Вологодская область, Воронежская, Новгородская и другие) вопрос наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции  местного самоуправления, и в каждом конкретном случае определяется в уставе муниципального образования.

 

2.3 Классификация по количеству  делегируемых полномочий

 

Еще одной  возможной классификацией может  быть разделение как выборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или  временные специальные органы для  реализации отдельных полномочий, как  правило, выделяемых по отраслевому  принципу.

Таким образом, делегирование полномочий населения приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного самоуправления с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.

Однако  можно выявить и систематизировать  основные, наиболее распространенные схемы построения таких структур.

Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах, используемых на местном уровне.

С учетом особенностей и специфики стран  авторы по-разному подходят к классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые  схематично можно изобразить следующим  образом:

1. Форма  "сильный совет - слабый мэр"  характеризуется ограничением прав  мэра по координации деятельности  исполнительных органов и контроля  над их деятельностью. За мэром  закрепляется в основном представительские  и оперативно-представительные функции.  Совет обладает большим объемом  прав в сфере управления, в  хозяйственных и финансовых вопросах  и особенно в вопросах назначения  на должность.

2.Форма  "сильный мэр - слабый совет". Для этой формы характерно  избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые  позиции по отношению к представительному  органу. Мэр самостоятельно решает  многие текущие вопросы и обладает  правом отлагательного вето на  решения совета, которое может  быть преодолено только квалифицированным  большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к посту Губернатора или, даже, Президента.

3. Форма  "совет - управляющий" отражает  стремление "к очищению городской  политики" и устранению коррупции,  неэффективного и авторитарного  управления. Управляющий представляет  собой политически нейтральную  фигуру, профессионала в сфере  общественного управления. Назначается  на должность и увольняется  советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является  невозможность или затрудненность  влияния на политику, проводимую  управляющим.

Основные  обязанности менеджера сводятся к следующему:

- координировать  и контролировать деятельность  всех отделов и управлений, назначать  их руководителей;

- готовить  и представлять на утверждение  совета годовой бюджет муниципалитета;

- контролировать  исполнение решений совета;

- представлять  рекомендации по вопросам, требующим  решения совета.

Форма управления "совет - управляющий" продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее  время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути.

4."Комиссионная  форма". Комиссия образуется из  выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет  каким-либо отделом городского  Правительства. В этой модели  не предполагается наличие высшего  должностного лица (мэра). С одной  стороны, достоинством этой модели  является отсутствие разделения  властей, ведь последнее приводит  к замедлению принятия решений.  С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется  специалистами, утверждающими, что  поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым "развяжут " друг другу руки.

5. Комбинированная  форма. Управляющий или главный  администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста  - управляющего обеспечивает профессионализм,  а избиратели имеют возможность  прямого влияния на городскую  политику, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра, который назначает  или снимает управляющего, они  тем самым голосуют за сохранение  или замену администрации муниципального  образования.

Согласно  Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в  городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

На организацию  местного самоуправления оказывает  влияние ряд особенностей:

- численность  жителей города,

- занимаемая  территория,

- наличие,  либо отсутствие районов в  городе,

- другие  факторы.

В субъектах  Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых  и средних городов (райцентров), а  также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных  центрах, район в городе не имеет  самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной  администрации по территориальному принципу. Администрация района в  городе действует на основании положения  о ней, разработанного представительным органом местного самоуправления.

В городах  федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, существуют особенности местного самоуправления, которые заключаются в том, что  городские органы власти имеют двойной  статус - органов государственной  власти и городских органов самоуправления.

Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает  осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.) Здесь  существует два пути организации  местного самоуправления.

Во-первых, на территории района возможно образование  единого районного муниципального образования.

Во-вторых, организация местного самоуправления на территории района может предполагать несколько отдельных, независимых  друг от друга муниципальных образований.

Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях относится к полномочиям органов  государственной власти РФ. В данных образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории границ закрытого  территориального образования устанавливаются  органом государственной власти.

Таким образом, в различных субъектах РФ организация  местного самоуправления складывается исходя из многообразия организационных  форм осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:

- на организацию  местного самоуправления в РФ  оказывают влияние Федеративное  устройство государства,

- географические  факторы,

- этнические  процессы.

Все вышеперечисленные  причины не могут не накладывать  отпечаток на формы и способы  организации осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации  и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти, поэтому представляют собой  самостоятельную форму реализации народом своей власти. Несмотря на это органы местного самоуправления тесно взаимосвязаны с государственными органами, так в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом  отдельными государственными полномочиями, а контроль над реализацией данных полномочий осуществляется органами государственной  власти. Конституция Российской Федерации  закрепляет один из важнейших элементов  основ конституционного строя - местное  самоуправление, которое выступает  самостоятельной формой осуществления  народом принадлежащей ему власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М., Проспект, 2009 г.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮТИНИ-ДАНА, 2003. – 551 с.

 


Информация о работе Понятие и сущность местного самоуправления