Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа
В России все более прочно укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.
Введение.
В России все более прочно укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий. Достижение основной цели этих реформ - повышение эффективности деятельности органов власти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества.
В
различных государствах по-разному
решают проблему "вовлечения" граждан
в осуществление власти, поскольку на
эти процессы влияют политические, правовые
и иные традиции и условия. В Российской
Федерации наиболее оптимальным вариантом
"вовлечения" граждан в деятельность
органов власти является осуществление
местного самоуправления. Казалось бы,
у отечественного местного самоуправления
завидные перспективы. Вслед за законодательной
установкой появилась необходимая политическая
поддержка. Она была сформулирована преимущественно
в виде следующей фразы: местное самоуправление
— самая близкая человеку власть, власть,
до которой рядовой гражданин должен дотянуться
рукой. Он должен совершенно точно влиять
на действия этой власти и чувствовать
это влияние. Вместе с тем практика серьезным
образом разошлась с теорией.
1. Типы и территории муниципальных образований.
В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" детализируется это конституционное положение и уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации (ст. 10 ФЗ №131).
Муниципальное образование - это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено три типа муниципальных образований (с закреплением за каждым из них присущих ему полномочий).
● Первый тип - городские и сельские поселения. Поселения наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.
Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
● Второй тип - муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер. При этом поселения, как отмечено выше, наделены собственным кругом полномочий, которые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.
Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.
● Третий тип - городские округа. Городские округа создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Городские округа осуществляют полномочия как поселений, так и муниципальных районов.
Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.
Муниципальным
образованием является также внутригородская
территория города федерального значения
- часть территории города федерального
значения, в границах которой местное
самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления.
2. Границы муниципальных образований
В статье 11 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований. Это следующие требования:
1) территория
субъекта Российской Федерации
разграничивается между
2) территории
всех поселений, за
3) территорию
поселения составляют
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5) в
состав территории городского
поселения могут входить один
город или один поселок, а
также в соответствии с
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
7) сельский
населенный пункт с
8) в
соответствии с законами
9) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
10) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
11) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
12) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
13) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
14) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;
15) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Наделение
городского поселения статусом городского
округа осуществляется законом субъекта
Федерации при наличии
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 25 мая 2004 г. N 707-р утверждены перечень
субъектов Российской Федерации
и отдельных районов субъектов
Российской Федерации (в существующих
границах), относящихся к территориям
с низкой плотностью населения, а также
перечень субъектов Российской Федерации
и отдельных районов субъектов Российской
Федерации (в существующих границах), относящихся
к территориям с высокой плотностью населения.
3. Изменение границ муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти.
Инициатива
населения об изменении границ муниципального
образования реализуется в
Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления