Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:13, реферат
Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.
1. Введение.........................................................................................................4
2. Понятие экономической основы местного самоуправления.....................5
3. Муниципальная собственность....................................................................9
4. Местные бюджеты.......................................................................................13
5. Доходная часть.............................................................................................17
6. Расходная часть............................................................................................21
7.Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований............................................................................................................25
8.Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований...............................................................................30
9. Заключение...................................................................................................33
10. Библиографический список источников.................................................34
Содержание
1. Введение......................
2. Понятие экономической основы местного
самоуправления................
3. Муниципальная собственность.................
4. Местные бюджеты.......................
5. Доходная часть.........................
6. Расходная часть.........................
7.Выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований...................
8.Проблемы становления экономической
самостоятельности муниципальных образований...................
9. Заключение....................
10. Библиографический список
Введение
Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование
основ организации
Нормативную базу исследования составили:
Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» 1998 г., Европейская Хартия местного самоуправления и ряд других нормативно-правовых актов.
Теоретическая основа исследования представлена в трудах таких отечественных ученых как: Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, В.Б. Зотов, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, Е.М. Кошевников, И.А. Коноплева, С.П. Головач, С. Ленская, Е. Сычева, Г.X. Шахназаров, Р.М. Усманова, В.Н. Хорьков, Н.В. Нагорная, Е.С. Шугриной, М.Ю. Тихомиров, а также ряда других авторов.
Понятие и принципы экономической основы
Согласно Конституции РФ, органы
местного самоуправления призваны решать
вопросы местного значения, создавать
условия для обеспечения
Однако важно понимать, что органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Как отмечают Ю.А. Тихомиров и Г.Н. Шахназаров: «в процессе становления местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными предпосылками. Реально самоуправление только тогда, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике» Самоуправление: от теории к практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г.Х. Шахназарова. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 41.. Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Само понятие «экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается и понятие «финансовые ресурсы муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг.
В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».
К источникам муниципального права России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии сформулированы следующие основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:
· достаточность собственных
· свобода распоряжения этими средствами
при осуществлении своих
· поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
· защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
· предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления Европейская Хартия о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 36. - Ст. 4466..
Эти положения Европейской Хартии
о местном самоуправлении, которую
Россия ратифицировала в 1998 году, можно
рассматривать в качестве общих
принципов, которые должны определять
экономическую и финансово-
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
Однако, как справедливо отмечает
В.И. Васильев, содержание «общих принципов
организации местного самоуправления»
в Конституции не раскрыто. И, как неоднократно
отмечалось и Конституционным Судом, и
доктриной, может быть определено лишь
текущим законодательством, причем по-разному
в зависимости от политических, экономических
и социальных условий» Васильев В.И. Административно-
Подводя итог данной главы на основе
вышеизложенного можно сделать
вывод, что экономическая основа,
обеспечивает хозяйственную
Муниципальная собственность
Важное место в составе
Необходимо рассмотреть
на 1 июня 2008 года. - М.: Эксмо, 2008. С. 142.. Ряд авторов считают, что муниципальную собственность нужно определять как отношения между субъектами экономической деятельности по поводу воспроизводства тех или иных объектов Ленская С. Общественный сектор и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. № 8. С. 69.. Последнее определение дает наиболее полное представление об экономической деятельности местного самоуправления и раскрывает роль данной категории в системе общественного воспроизводства.
В соответствии со ст. 50 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Закон не случайно дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности, так как реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.
Формирование муниципальной
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Органы местного самоуправления вправе:
· передавать объекты муниципальной
собственности во временное или
постоянное пользование физическим
и юридическим лицам, сдавать
в аренду, отчуждать в установленном
порядке, а также совершать с
имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, иные сделки, определять
в договорах и соглашениях
условия использования
· выступать заказчиком на выполнение
работ по благоустройству территории
муниципального образования, коммунальному
обслуживанию населения, строительству
и ремонту объектов социальной инфраструктуры,
производству продукции, оказанию услуг,
необходимых для удовлетворения
бытовых и социально-культурных
потребностей населения соответствующей
территории, на выполнение других работ
с использованием предусмотренных
для этого собственных
· определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности, за исключением случаев, когда она осуществляется непосредственно населением, при этом доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет;
Информация о работе Экономическая основа местного самоуправления