Экономическая основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:13, реферат

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.

Оглавление

1. Введение.........................................................................................................4
2. Понятие экономической основы местного самоуправления.....................5
3. Муниципальная собственность....................................................................9
4. Местные бюджеты.......................................................................................13
5. Доходная часть.............................................................................................17
6. Расходная часть............................................................................................21
7.Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований............................................................................................................25
8.Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований...............................................................................30
9. Заключение...................................................................................................33
10. Библиографический список источников.................................................34

Файлы: 1 файл

МПР Экономическая основа местного самоуправления.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

Подводя итог данной главы, можно говорить, что бюджетные отношения несмотря на их достаточную регламентированность, являются одними из самых проблемных направлений в деятельности муниципальных образований. Определенную надежду вызывает новый механизм бюджетного выравнивания, который будет стимулировать укрепление экономического потенциала муниципальных образований (особенно «доноров») и наращивание ими собственной доходной базы. Тем самым будут прирастать и доходы бюджетов других уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований

 

Одна из основных проблем местного самоуправления это недостаточная  сбалансированность местных бюджетов, без чего невозможно говорить о независимой  и эффективной деятельности муниципальной  власти.

Для большинства муниципальных  образований достижение устойчивых, прогнозируемых и сбалансированных бюджетов практически невозможно. Это  объясняется тем, что доля собственных  доходов местных бюджетов крайне низка, в результате чего наблюдаются  массированные и трудно прогнозируемые финансовые потоки из региональных бюджетов в местные. «Передовой опыт свидетельствует, что доля местных (поселенческих) бюджетов в консолидированном бюджете РФ должна составлять 20%. При этом доходы местных бюджетов на 75% должны формироваться за счет собственных источников» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 .

Много вопросов вызывает бюджетное  регулирование со стороны субъекта РФ, которое чаще всего сводится к выравниванию финансового положения  муниципальных образований региона, независимо от уровня их собственной  доходной базы. Тем самым в проигрыше  оказываются «города-доноры», которые  вносят основной вклад в формирование консолидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным - наращивание  собственной доходной базы, ибо это  приводит к сокращению дотаций в  следующем году. В результате чего размер консолидированного бюджета  субъекта РФ не растет, и с каждым годом становится все труднее  обеспечивать финансирование действительно  дотационных территорий.

Учитывая такое положение вещей, законодателю крайне важно, как на федеральном, так и на уровне субъектов создавать  стимулирующие механизмы для  муниципальных образований к  увеличению доходной базы местных бюджетов. К этим механизмам можно отнести:

· увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки  развития промышленности и малого бизнеса  на территории муниципального образования;

· увеличение собираемость налогов;

· повышение эффективности использования  муниципального имущества, включая  землю. В качестве регуляторов могут  выступать ставки арендной платы  за землю, нежилые помещения и  другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

· использование в отдельных  случаях заемных средств.

Однако одним повышением доходов  проблему несбалансированности местных  бюджетов решить невозможно требуется  еще противоположно движение - сокращение необоснованных расходов. К наиболее вероятным путям сокращения расходов можно отнести:

· повышение эффективности работы муниципальных предприятий и  учреждений, снижение их дотационности;

· усиление контроля за расходованием  бюджетных средств и повышения  ответственности органов местного самоуправления за нерациональное использование  муниципальных ресурсов;

· привлечение частного бизнеса  к оказанию отдельных видов услуг;

· нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных  услуг;

· конкурсное размещение муниципального заказа и его реальное, а не фиктивное  проведение;

· установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные  услуги, расширение спектра платных  услуг;

· внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве;

· обеспечение для населения  информационной открытости исполнения местных бюджетов.

Еще одна серьезная проблема местных  бюджетов это их направленность преимущественно  на социальную сферу. Например, «в большинстве сельских поселений 85-95% бюджетов расходуется на зарплату, коммунальные услуги и ЖКХ» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 . Из этого следует, что местные бюджеты «проедаются», и не ориентированы на развитие территорий.

Такая ориентация расходов бюджетов муниципальных образований, как  правило, обостряет противоречия между  сферой производства как базой доходов  бюджетов и социальной сферой, которая  требует колоссальных затрат, которых  нет у муниципальных бюджетов. В результате чего идет процесс деградации экономической базы местного самоуправления, так как она не обновляется, не развивается и модернизируется  из-за отсутствия необходимых средств. По сути, складывается «замкнутый круг», с одной стороны доходная база не позволяет укреплять экономику  местного самоуправления, а с другой без ее укрепления невозможно представить  дальнейшее становление последнего.

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требования для успешного  развития местного самоуправления - это  комплексное решения стоящих  проблем. Несмотря на то, что все  эти проблемы взаимосвязаны, решая  только одну проблему невозможно будет  решить все остальные.

 

 

Заключение

 

Подводя итог можно сделать вывод, что в России становление местного самоуправления проходит с большими сложностями. Экономическая несостоятельность  муниципалитетов, вызванная во многом историческими причинами, порождает  их зависимость от властей других уровней, а также препятствует реализации муниципальными образованиями своих  прямых функций и инвестиций в  будущее развитие.

Федеральные средства, постоянно передаваемые органам местного самоуправления, породили зависимость, инертность и пассивность  муниципалитетов. Вступающий в действие с 1 января 2009 новый порядок формирования доходов местных бюджетов призван  постепенно начать решать данную проблему, теперь местные бюджеты поставлены в тесную зависимость от результатов  свой деятельности, что в теории должно сказаться на укреплении экономической  самостоятельности муниципалитетов.

Но есть одно требования для успешного  развития местного самоуправления - это  комплексное решения стоящих  проблем. Учитывая, что проблемы муниципальных  образований взаимосвязаны, решая  только одну проблему, невозможно будет  решить все остальные.

Следует указать, что финансовая и  экономическая самостоятельность  муниципальных образований еще  обусловлена и состоянием экономики  нашего общества и его финансов. Местное самоуправление как субъект  экономической деятельности не может  не испытывать проблем которые существуют в экономике страны. И напротив укрепления и развитие финансово-экономических  основ местного самоуправления оказывает  положительное влияние на укрепление экономического положения нашего государства.

 

Библиографический список источников

 

1. Конституция Российской Федерации:  офиц. текст: [принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года]. - СПб.: Издательский Дом А. Громова, 2000. - 64 с.

2. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998, №31. - ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с  изменениями и дополнениями на 1 июня 2008 года. - М.: Эксмо, 2008. - 672 с.

4. Налоговый Кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 №146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, №31, 1998, ст. 3824.

5. Федеральный закон от 6 октября  2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

6. Федеральный закон от 2 марта  2007 г. №25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 7 марта.

7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126 - ФЗ (ред. от 28 декабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №39. - ст. 4464

8. Федеральный закон от 28 августа  1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, №35, ст. 3506.

9. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, - 1998, №31, ст. 3814.

10. Европейская Хартия о местном  самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466.

11. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе /Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. №7

12. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2006. №3. - С. 3-11

13. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. / В.И. Васильев // Журнал российского права, 2004. №1. - С. 5 -14

14. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учеб. для вузов / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. - М.: Норма ИНФРА-М.: 1999. - 359 с.

15. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: Учебное пособие /Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - учеб. изд. - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.

16. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. /Е.М. Кошевников. - М., 2002. - 270 с.

17. Казначейская система исполнения  бюджета в Российской Федерации:  Уч. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

18. Ленская С. Общественный сектор  и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. №8. С. 69.

19. Самоуправление: От теории к  практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г. X. Шахназарова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 206 с.

20. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией  В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

21. Усманова Р.М. «Характеристика экономической основы системы местного самоуправления» /Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право, 2005, №3

22. Хорьков В. Реформа местного  самоуправления. / В. Хорьков, Н. Нагорная. // Законность. -2007. - №12. - С. 36 - 38

23. Хрестоматия по истории государства  и права России: учеб. пособие  / сост. Ю.П. Титов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 464 с.

24. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

25. Юридическая энциклопедия / [Под  ред. М.Ю. Тихомирова]. - М.:ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. -526 с.

 


Информация о работе Экономическая основа местного самоуправления