Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

С 1989 г. в сфере предоставления услуг органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая достигла колоссальных размеров за последние годы. Данный спад был обусловлен внешними и внутренними факторами. Среди наиболее важных можно выделить следующие факторы: результаты макроэкономической деятельности, управление налоговой политикой, наблюдение за финансовыми средствами для общественного сектора и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональные органы государственной власти, в структуре которых действуют субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных органов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие финансовой и экономической основы местного самоуправления 4
1.1. Муниципальная собственность 4
1.2. Муниципальный заказ 6
1.3. Местный бюджет 7
1.4. Бюджетный процесс на местном уровне 12
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Региональная экономика и упр-ие.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Региональная экономика и управление

Тема:

Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

   

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

 

 группы

 

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

       к.э.н.

ученая степень, звание

    

 

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2012г.


 

 

 

 

 

 

 

 

fffffff, 2012

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие финансовой и экономической основы местного самоуправления 4

1.1. Муниципальная собственность 4

1.2. Муниципальный заказ 6

1.3. Местный бюджет 7

1.4. Бюджетный процесс на местном уровне 12

Заключение 18

Список использованных источников 19

 

Введение

 

С 1989 г. в сфере предоставления услуг органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая  достигла колоссальных размеров за последние  годы. Данный спад был обусловлен внешними и внутренними факторами. Среди  наиболее важных можно выделить следующие  факторы: результаты макроэкономической деятельности, управление налоговой  политикой, наблюдение за финансовыми  средствами для общественного сектора  и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональные органы государственной власти, в  структуре которых действуют  субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных органов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.

В условиях экономических  реформ федеральные органы власти приступили к изменению законов. На органы местного самоуправления была возложена ответственность  за все или часть активов на их территориях, им было передано бремя  ответственности без компенсации  потерь в доходных статьях, а также  без обеспечения дополнительными  финансовыми средствами, необходимыми для осуществления новых задач. В то же время органам местного самоуправления не были предоставлены  полномочия для выработки собственных  необходимых финансовых ресурсов. Им не были созданы условия для сбора  собственных налоговых доходов, а жесткое регулирование все  еще действовало в отношении  тарифов, пользовательских    взносов   и   иных   платежей     для   обеспечения необходимой  доходной базы для местного самоуправления. Поскольку в сфере предоставления услуг продолжалась тенденция спада, которая в дальнейшем усугубилась, было отмечено снижение уровня доходов  населения, что оказало сильное  влияние на изменение спроса на услуги и слабое управление снижающимися ресурсами  в самой структуре органов  местного самоуправления1.

  1. Понятие финансовой и экономической основы местного самоуправления

 

Эффективность местного самоуправления, безусловно, определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансовую и экономическую основу местного самоуправления.

Как институт муниципального права финансовая и  экономическая основа местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Материально-финансовая основа деятельности местного самоуправления обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления.

Финансовая  и экономическая основа местного самоуправления состоит из:

-    муниципальной собственности;

-    местного бюджета;

- имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в управление органам местного самоуправления2.

    1. Муниципальная собственность

 

Согласно  ст. 49 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

  В  ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (далее — Хартия) отражен принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям. Это значит, что государство берет на себя обязанность по созданию экономических условий для развития местного самоуправления. В связи с этим Хартия3, в частности, устанавливает следующее:

- органы  местного самоуправления имеют  право в рамках национальной  экономической политики получать  достаточные собственные финансовые  средства, которыми они могут  свободно распоряжаться при осуществлении  своих функций;

- по меньшей  мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

- финансовые  системы, на которых основываются  средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными  и гибкими, чтобы следовать,  насколько это возможно, за изменением  расходов, связанных с осуществлением  местными органами своих полномочий;

- защита  более слабых в финансовом  плане органов местного самоуправления  требует ввода процедур финансового  уравнивания или эквивалентных  мер, предназначенных для корректировки  результатов неравномерного распределения  потенциальных источников финансирования  местных органов, и лежащего на них бремени расходов;

- предоставляемые  местным органам самоуправления  субсидии, по возможности, не должны  предназначаться на финансирование  конкретных проектов;

- для  займа средств на капиталовложения  местные органы самоуправления  должны с учетом законодательства  иметь доступ к национальному  рынку ссудного капитала.

  Муниципальная  собственность представляет собой  отдельную форму собственности,  существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе право муниципальной собственности находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Однако между ними имеются и существенные различия. Так, например, субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования, как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, а в качестве субъектов муниципальной собственности, выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление, и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых им органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

    1. Муниципальный заказ

 

Органы  местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут  выступать заказчиками на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, с использованием предусмотренных  для этого собственных материальных и финансовых средств.

Муниципальный заказ представляет собой совокупность муниципальных контрактов за счет средств соответствующего местного бюджета. Муниципальные заказчики, заключающие контракты на сумму более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один контракт, должны вести реестр закупок.

Многие  города приняли специальные положения  о порядке выполнения муниципального заказа, в администрациях городов  создаются соответствующие организационные  структуры.

    1. Местный бюджет

 

Согласно  ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

Таким образом,  местные  бюджеты  являются  важной  составляющей всей бюджетной системы  РФ. В соответствии со ст. 52 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Ст. 14 БК РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

  Местный  бюджет так же, как и бюджет  любого другого уровня, имеет  доходную и расходную части.  В его доходной части можно  выделить:

- собственные  доходы, за счет которых финансируется  решение вопросов местного значения;

- субвенции,  предоставленные для обеспечения  осуществления органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий.

Для местных  бюджетов собственными являются следующие  доходы.

1. Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине, равной для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Доходы  от местных налогов и сборов. В ч. 1 ст. 132 Конституции РФ закреплено право органов местного самоуправления, самостоятельно устанавливать  местные  налоги и сборы. Также ч. 5 ст. 3 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ) предусмотрено, что местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При  установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

3. Доходы  от региональных налогов и  сборов. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В местные  бюджеты в соответствии с едиными  для всех поселений или муниципальных  районов данного субъекта РФ нормативами  отчислений, установленными законом  субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Таким образом, Федеральный Закон о местном  самоуправлении 2003 г. призван устранить существующую в настоящее время ситуацию, когда субъект РФ устанавливает различные проценты отчисления от региональных налогов для разных муниципальных образований, что порождает зависимость последних от органов государственной власти субъекта Федерации.

4. Доходы  от федеральных налогов и сборов. БК РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты.

В соответствии с Федеральным Законом о местном  самоуправлении 2003 г. в местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с БК РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах. Установление указанных нормативов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и (или) иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается.

5. Доходы  от имущества, находящегося в  муниципальной собственности. Органы местного самоуправления, как уже отмечалось выше, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Основной целью ее использования является удовлетворение потребностей населения муниципального образования. Для этого в муниципальных образованиях создаются муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется часть муниципального имущества и которые, зачастую, являются бесприбыльными или даже убыточными. В настоящее время это относится к большинству предприятий ЖКХ, предприятиям, осуществляющим транспортное обслуживание населения, и др.

Информация о работе Экономическая и финансовая основы местного самоуправления