Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

С 1989 г. в сфере предоставления услуг органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая достигла колоссальных размеров за последние годы. Данный спад был обусловлен внешними и внутренними факторами. Среди наиболее важных можно выделить следующие факторы: результаты макроэкономической деятельности, управление налоговой политикой, наблюдение за финансовыми средствами для общественного сектора и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональные органы государственной власти, в структуре которых действуют субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных органов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие финансовой и экономической основы местного самоуправления 4
1.1. Муниципальная собственность 4
1.2. Муниципальный заказ 6
1.3. Местный бюджет 7
1.4. Бюджетный процесс на местном уровне 12
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Региональная экономика и упр-ие.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

В то же время муниципальное имущество  может приносить и определенную прибыль. Такая прибыль получается как путем эксплуатации непосредственно  муниципального имущества, так и  благодаря функционированию отдельных  муниципальных предприятий и  учреждений.

6. Безвозмездные  перечисления из бюджетов других  уровней. Несмотря на то, что муниципальные образования в настоящее время получают помимо местных определенную часть федеральных и региональных налогов и сборов, далеко не все они в состоянии самостоятельно обеспечить финансирование необходимых расходов. В связи с этим заметную долю в доходной части местных бюджетов составляют безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней. Можно выделить несколько основных форм таких перечислений:

- дотации — это средства, выделяемые местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе;

- субвенции — это денежные суммы, выделяемые на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенций не по целевому назначению они подлежат возврату предоставившему их органу.

7. Иные  собственные доходы местных бюджетов. К таковым, в частности, относятся штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования, муниципальные займы.

В соответствии со ст. 64 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

8. Муниципальные заимствования — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ (ст. 91 БК РФ). Муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования. Следовательно, заемщиком по договору муниципального займа выступает муниципальное образование, а заимодателем — гражданин или юридическое лицо.

Порядок заключения договора муниципального займа в соответствии с ч.3 ст.817 ГК РФ состоит в приобретении заимодателем выпущенных муниципальных облигаций либо муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодателя на получение от заемщика предоставленных ему в займы денежных средств или в зависимости от условий займа другого имущества, установленных процентов, других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. В соответствии с ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, муниципальные займы являются добровольными.

При выпуске  муниципальных ценных бумаг исполнение обязательств по ним осуществляется путем передачи в собственность  владельцев этих ценных муниципальных  бумаг обособленного имущества, находящегося в муниципальной собственности  и ставшего обеспечением их выпуска.

Муниципальное заимствование осуществляется представительным органом местного самоуправления в  соответствии с требованиями федеральных  законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти4.

    1. Бюджетный процесс на местном уровне

 

В соответствии со ст.9 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

- установление  порядка составления и рассмотрения  проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

- составление  и рассмотрение проектов местных  бюджетов, утверждение и исполнение  местных бюджетов, осуществление  контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от использования  муниципальной собственности, местных  налогов и сборов, иных доходов  местных бюджетов;

- определение  порядка и условий предоставления  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

- предоставление  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

- определение  порядка осуществления муниципальных  заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

В Федеральном  Законе о местном самоуправлении 2003г. сказано, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В бюджетном  процессе, осуществляемом на местном  уровне, можно выделить четыре этапа:

1.Составление  проекта местного бюджета. Этому этапу предшествуют составление прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

В целях  своевременного и качественного  составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые  сведения от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы РФ, а  также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и  юридических лиц. К необходимым для составления проектов бюджетов относятся сведения о:

- действующем  на момент начала разработки  проекта бюджета налоговом законодательстве;

- нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- предполагаемых  объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;

- нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление проекта местного бюджета основывается на:

- прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;

- основных  направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год;

- прогнозе сводного финансового баланса по муниципальному образованию на очередной финансовый год;

- плане развития муниципального сектора экономики муниципального образования на очередной финансовый год.

2.Перспективный финансовый план — это документ, который формируется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

- первый  год — это год, на который составляется бюджет;

- следующие  два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной  базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год  вперед.

Баланс  финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного   баланса   финансовых   ресурсов   за    предыдущий  год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования и является основой для составления проекта бюджета.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на этот момент.

В проекте  закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие  показатели:

- прогнозируемые  доходы бюджета по группам,  подгруппам и статьям классификации  доходов бюджетов РФ;

- нормативы  отчислений от собственных доходов  бюджета, передаваемых бюджетам  других уровней бюджетной системы  РФ.

В проекте  закона (решения) о бюджете должны быть установлены:

- расходы  бюджета по разделам, подразделам,  целевым статьям и видам расходов  функциональной классификации Расходов  бюджетов РФ;

- общий  объем капитальных и текущих  расходов бюджета;

- расходы  и доходы целевых бюджетных  фондов;

- объемы  финансовой помощи бюджетам других  уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций,  субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую  помощь;

- распределение  бюджетных ассигнований по главным  распорядителям бюджетных средств в соответствии с  ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

- иные  показатели, определенные БК РФ, законами субъектов РФ и правовыми  актами органов местного самоуправления  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе.

3.Рассмотрение и утверждение местного бюджета. Орган местного самоуправления, разрабатывавший проект местного бюджета (обычно это местная администрация), вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.10 ст.35 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003г. утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек местный бюджет утверждается сходом граждан.

Порядок рассмотрения проекта решения о  местном бюджете и его утверждения  определяется правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ.

4.Исполнение местного бюджета. Данная процедура осуществляется уполномоченными исполнительными органами местного самоуправления на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой. Данная бюджетная роспись представляется в исполнительный орган местного  самоуправления,  ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета муниципального образования.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

- составление  и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей  и получателей бюджетных средств,  а также утверждение смет доходов  и расходов распорядителям бюджетных  средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств  до распорядителей и получателей  бюджетных средств;

- принятие  денежных обязательств получателями  бюджетных средств;

- подтверждение  и выверка исполнения денежных  обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Все доходы бюджета, источники финансирования его дефицита, расходы бюджета, а  также операции, осуществляемые в  процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся  на едином плане счетов.

Финансовый  год завершается 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря  не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря5.

 

Заключение

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований.

Муниципальная собственность представляет собой  отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной.

Органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом, что не делает их собственниками.

Местный бюджет можно определить как форму  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

Информация о работе Экономическая и финансовая основы местного самоуправления