Государственная молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование значимости молодежной политики для развития государства и изучение применяемых программ.
Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:
 исследование понятие «молодежная политика»;
 рассмотрение целей, задач и принципов государственной молодежной политики;
 анализ основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики;
 изучение механизмов и технологий реализации государственной молодежной политики;

Оглавление

Введение…….…………………………………………………………………….3
1. Исследование молодежной политики………….……………………...........5
1.1 Молодежь современной России……………………………..……………...5
1.2 Цели и задачи государственной молодежной политики...............................7
1.3 Принципы реализации государственной молодежной политики.………...9

2. Реализация государственной молодежной политики.. ……………….12
2.1 Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики………………………………………………………………………….12
2.2 Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики………………………………………………………………….............16

3.Программа молодежной политики в Вологодской области……….........20
3.1. Основные характеристики молодого поколения области….…………….20
3.2. Цели, задачи и принципы реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………22
3.3. Комплексные меры по реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………………………27
3.4. Совершенствование организационных и финансовых условий для реализации молодежной политики……………………………………………..30
3.5. Оптимизация кадрового обеспечения молодежной политики…………..32
3.6. Критерии эффективности молодежной политики………………………..34
3.7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи……….36

Заключение………………………………………………………………….…..41

Список использованной литературы…………………………….………….46

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

 

В 2009 году военно-спортивные сборы-соревнования «Осень» проходили на базе сборного пункта областного военного комиссариата 13–15 октября. Приняли участие 17 команд (136 человек: 119 учащихся и 17 руководителей) из 12 муниципальных образований Вологодской области.

В рамках мероприятий для допризывной молодежи области на базе войсковой части № 81403 ежегодно в апреле проводится областной конкурс «Призывник года» на приз памяти Героя России С.А. Преминина. В рамках конкурса проводятся зачеты по спортивным и военно-прикладным видам соревнований, а также учебные занятия, которые проводят офицеры войсковой части. Особенностью конкурса является то, что конкурсанты размещаются в условиях солдатской казармы, питаются в солдатской столовой согласно норм солдатского пайка, соблюдают режимные моменты войсковой части, что позволяет максимально познакомить участников с жизнью и бытом солдат Российской армии. [23]

Подобные мероприятия поднимают престиж службы в армии среди молодежи области, вызывают интерес к конкурсу среди допризывной молодежи.

Ежегодно темой областного конкурса «Клинков победный звон» становится история одного из Дней воинской славы России. В 2009 году конкурс посвящен Куликовской битве. Участники – команды детских и молодежных объединений, учащиеся общеобразовательных школ от 14 лет, учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений: 96 команд, 298 человек из 11 районов области.

В 2009 году областной интеллектуальный интерактивный марафон «Ратная слава Отечества» проводился впервые. В марафоне участвовали команды детских и молодежных общественных объединений и учащиеся общеобразовательных школ от 14 лет, учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений.

В областной программе «Во славу Отечества» на 2009/10 учебный год в интерактивной форме проводится конкурс «Наше право» по основам Российского законодательства.

Областной конкурс «Правовая академия» традиционно состоял из трех этапов: районный, областной отборочный, финал. Приняли участие 408 человек (68 команд) из 11 муниципальных образований Вологодской области.

Областная акция «Мои права в семье» проводилась с 1 октября 2008 г. по 15 марта 2009 г. Организаторам акции в муниципальных образованиях предлагалось выбрать любые из предложенных форм: интеллектуальные игры, деловые игры, ролевые игры, семинары по теме «Мои права в семье» и т.д. В акции приняли участие члены детских и молодежных общественных объединений, учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений из 4 муниципальных образований области. В связи с небольшим количеством районов, принявших участие в акции, организаторы приняли решение в 2010 году акцию не объявлять.[24]

Областной конкурс «Заметки юного путешественника» проходил с 1 сентября 2008 г. до 18 мая 2009 г. и состоял из двух этапов: отборочный и финал. Участники конкурса разрабатывали маршрут экскурсии, описывая интересные места родного края (города, поселка, деревни или района). Это могли быть памятники истории, культуры, архитектуры или совсем неизвестные уголки природы. Задача авторов состояла в том, чтобы заинтересовать, привлечь потенциальных туристов на свою малую родину, представив родной край с самой выгодной позиции.

В программе на 2009/10 учебный год объявлен конкурс фото-видео репортажей «Родина моя – Вологодчина». Лучшие работы будут представлены на IX Межрегиональной выставке туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера» в феврале 2010 года.

Областной исследовательский конкурс «Мир дома твоего» проходил с сентября 2008 г. до апреля 2009 г. в заочной форме. Участникам предлагалось представить работы, содержащие генеалогическое древо участника, рассказ о членах семьи и предках с интересной судьбой, профессией и т.п., карту географического расселения своего рода, рассказ о происхождении своей фамилии.

Традиционной стала ежегодная акция «Сегодня праздник у солдат». Акция направлена на оказание социально-психологической поддержки военнослужащих срочной службы. Взаимодействие с войсковым частями, расположенными на территории Вологодского гарнизона, осуществляет ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество». В рамках акции для военнослужащих срочной службы проводятся концерты победителей областных фестивалей студенческого творчества и творчества работающей молодежи и праздничные мероприятия, посвященные памятным датам Российской истории.

Совместно со штабом Вологодского регионального отделения молодежного общероссийского общественного движения «Российские Студенческие Отряды» 30 апреля на площади Революции проведен митинг у мемориала «Вечный огонь Славы», посвященный 50-летию движения студенческих трудовых отрядов и 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После митинга студенты и сотрудники ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество» провели субботник на Веденских прудах г. Вологды (60 студентов).

25 апреля в Парке Мира г. Вологды совместно с Региональной общественной организацией «Оперативный отряд дружинников              Вологодской области» проведены соревнования спортивно-профилактической и патриотической направленности «Будущее России в наших руках». В соревнования принимали участие команды высших учебных заведений и учреждений начального профессионального образования. Всего 8 команд по 7 человек – 56 человек. В рамках соревнований участники прошли 7 этапов: «туристический», «медицинский», «теоретический», «творческий», «стрельба», «интеллектуальный дартс», «лабиринт».

10 июня в Большом зале Городской Думы г. Вологды проведена акция «Мы – граждане России!». В рамках акции состоялась торжественная церемония вручения паспортов юным гражданам РФ (100 человек).[25]


Заключение

Государственная молодежная политика – понятие сравнительно новое для системы государственного управления и общественного строительства. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития и оценка адекватности не являются устоявшимися и пока не имеют единых стандартов, правил, традиций. [26]

Государственную молодежную политику следует рассматривать как один из ключевых факторов решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан. В свою очередь, государственная молодежная политика должна рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс государства и общества, как субъект социальной и экономической политики.[27]

Это, прежде всего, означает повышение степени внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также оптимизацию системы реализации государственной молодежной политики.

Необходимо отказаться от подхода к государственной молодежной политике как к средству, направленному преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Молодежь должна рассматриваться не только как объект государственной политики, но и как ее полноправный субъект наряду с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, молодежными и детскими общественными объединениями.

Основой государственной молодежной политики должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства в процессах социализации.[28]

Такой подход требует просчитанных инвестиционных вложений, ориентированных на эффективную отдачу на условиях ответственного опосредованного возврата. При этом государство выступает как адресный и системный инвестор, осуществляющий целенаправленное вложение средств в молодежь через создание государственной системы органов и современных институтов молодежной политики.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки. Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Подводя итоги, следует сделать вывод, что для активизации государственной молодежной политики необходима реализация некоторых комплексных мер.

Особое внимание должно быть уделено координации деятельности всех государственных структур и взаимодействию с органами образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, внутренних дел, иными социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, а также развитию системы органов по делам молодежи в муниципальных образованиях республики.

Аудит существующих нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики с привлечением к этой деятельности общественности.

Актуальной является задача формирования современной инфраструктуры молодежной политики с разветвленной сетью учреждений. Необходимо максимально использовать всю материальную базу учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

Целесообразно выработать модели расчетов, учитывающих не только затратную часть, но и прогнозируемый доход от реализации соответствующих государственных мероприятий.

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования.

Осуществление дифференцированного подхода по отношению к различным группам молодежи при реализации государственной молодежной политики.

Совершенствование системы подготовки специалистов, работающих с молодежью. На основе новых принципов работы с молодежью необходимо сформировать современную программу кадрового обеспечения в системе довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов для молодежной политики.

 

Необходимо развивать систему взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями, развивать и поддерживать молодежный парламентаризм. Целесообразно определить комплекс мер по поддержке молодежного добровольчества, направленного на повышение молодежной общественной инициативы, активизацию участия молодежи в делах общества, формирование у нее гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Определение основных тенденций развития молодого поколения, является основой для адекватной государственной молодежной политики, отражающей специфику локальных демографических, политических, социально-экономических и культурных процессов, для всех органов власти и общественности.[29]

Цель данной курсовой работы - исследовать значимость молодежной политики для развития государства и в изучении применяемых программ - достигнута.

Для этого были решены определенные в начале работы задачи, такие как: исследование понятия «молодежная политика», рассмотрение целей, задач и принципов ГМП, анализ основных направлений и приоритетов ГМП, изучение механизмов и технической реализации ГМП, рассмотрение программы, проведенной на практике, в сфере МП.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, проверена. Молодежь действительно не является саморазвивающейся системой. Социально- экономические и политические условия напрямую влияют на ее жизнь. Специально проводимая политика в отношении молодежи необходима.

Таким образом, представленная в данной курсовой работе молодежная программа, определяет, что по социально-политическим установкам и ценностным ориентациям молодежь в целом принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.

В молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий.

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно.[30]

Современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. В целом общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд.


Список литературных источников

 

1.           Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 №409 "О федеральном агентстве по делам молодежи".

2.           Проект «Стратегии государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации» // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 05.10.2005.

3.           Распоряжение Правительства российской федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р. «Об утверждении стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

4.           Положение «О Государственном комитете РФ по делам молодежи». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. №706.

Информация о работе Государственная молодежная политика