Государственная молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование значимости молодежной политики для развития государства и изучение применяемых программ.
Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:
 исследование понятие «молодежная политика»;
 рассмотрение целей, задач и принципов государственной молодежной политики;
 анализ основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики;
 изучение механизмов и технологий реализации государственной молодежной политики;

Оглавление

Введение…….…………………………………………………………………….3
1. Исследование молодежной политики………….……………………...........5
1.1 Молодежь современной России……………………………..……………...5
1.2 Цели и задачи государственной молодежной политики...............................7
1.3 Принципы реализации государственной молодежной политики.………...9

2. Реализация государственной молодежной политики.. ……………….12
2.1 Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики………………………………………………………………………….12
2.2 Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики………………………………………………………………….............16

3.Программа молодежной политики в Вологодской области……….........20
3.1. Основные характеристики молодого поколения области….…………….20
3.2. Цели, задачи и принципы реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………22
3.3. Комплексные меры по реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………………………27
3.4. Совершенствование организационных и финансовых условий для реализации молодежной политики……………………………………………..30
3.5. Оптимизация кадрового обеспечения молодежной политики…………..32
3.6. Критерии эффективности молодежной политики………………………..34
3.7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи……….36

Заключение………………………………………………………………….…..41

Список использованной литературы…………………………….………….46

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

- цели, задачи, принципы и приоритеты молодежной политики;

- содержание мер, реализуемых органами власти Вологодской области в сфере молодежной политики;

- основные направления и механизмы со стороны органов власти Вологодской области по созданию условий для самореализации молодежи и ее включение в социально-экономическую жизнь страны;

- направления государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становления и вхождения в самостоятельную жизнедеятельность;

- порядок взаимодействия государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Вологодской области в сфере реализации молодежной политики;

- организационный и финансовый механизмы реализации молодежной политики.[16]

Система управления молодежной политикой является частью системы государственного управления и основана на разграничении полномочий и предметов ведения государственных органов власти области.

Создание эффективной системы управления предусматривает регламентацию взаимоотношений государственных органов исполнительной власти области, осуществляющих регулирование в сфере молодежной политики, и органов местного самоуправления в части разграничения полномочий и межведомственной координации.

Основные направления, приоритеты и принципы молодежной политики в Вологодской области являются основополагающими в деятельности государственных органов исполнительной и законодательной власти области. В этих целях создаются организационные и финансовые механизмы по их реализации, в том числе исполнительные органы власти, осуществляющие государственное регулирование в сфере молодежной политики.[17]

Органы исполнительной и законодательной власти Вологодской области в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию молодежной политики и координацию деятельности органов и структур в сфере молодежной политики в области, разрабатывают программы, нормативные правовые акты в сфере молодежной политики на областном уровне.

Органы местного самоуправления способствуют в рамках своих полномочий обеспечению законодательства Российской Федерации и Вологодской области в сфере молодежной политики, принятию нормативных актов и программ в сфере молодежной политики в пределах муниципальных образований Вологодской области, созданию специализированной структуры, межведомственных комиссий и учреждений для молодежи.

В целях полной и эффективной реализации молодежной политики созданы в установленном законодательством порядке в каждом муниципальном образовании социальные службы и учреждения, работающие с молодёжью.

Требуется серьезная поддержка уже созданной молодежной социальной инфраструктуры на областном уровне. Необходимо создание нормативной правовой базы деятельности этих учреждений, определяющей их статус, порядок создания и функционирования, перечень оказываемых услуг, порядок финансирования их деятельности, материально-техническое обеспечение, оплату труда сотрудников.

В целях обеспечения участия молодежи в реализации молодежной политики при исполнительных и законодательных органах власти Вологодской области могут создаваться молодежные консультативно-совещательные органы (молодежный парламент, молодежное правительство, молодёжные советы, молодёжная общественная палата и другие).


3.4. Совершенствование организационных и финансовых условий для реализации молодежной политики

Основной источник финансового обеспечения молодежной политики – бюджеты всех уровней, содержащие разделы по финансированию молодежной политики. Финансирование молодежной политики осуществляется в основном через областные и муниципальные целевые программы по основным приоритетным направлениям молодежной политики.[18]

Главные усилия должны быть направлены на повышение адресности инвестиций, поддержку талантливых молодых людей и привлечение средств из внебюджетных источников. Эта установка предполагает формирование новых подходов к расчетам финансовых средств на цели государственной молодежной политики, к реализации минимальных социальных стандартов деятельности учреждений социальной инфраструктуры для молодежи.

Эффективность и перспективы реализации молодежных программ должны оцениваться на основе выявленных потребностей, результатов деятельности самой молодежи по их реализации, показателей производственной, учебной деятельности, досуговой занятости, бытовых условий жизни молодежи.

Органами государственной власти области создаются необходимые условия для расширения стимулов для юридических и физических лиц, инвестирующих в государственную молодежную политику, оказывающих поддержку представителям молодежи и общественных молодежных объединений путем реализации дисконтных программ, приоритетных для молодежи товаров и услуг.

При осуществлении финансирования программ, проектов и мероприятий молодежной политики необходимо руководствоваться следующими подходами и принципами:

- переход к финансированию конкретных проектов, программ и услуг для молодежи, в том числе на основе грантов;

- оценка эффективности денежных средств, направленных на реализацию программ, проектов и мероприятий в сфере молодежной политики;

- отбор объектов государственного инвестирования на конкурсной основе;

- использование механизмов общественного и государственного контроля;

- обеспечение снижения стоимости проектов, программ и мероприятий в области молодежной политики за счет внедрения практики использования сопряженных возможностей различных структур и организаций.[19]


3.5. Оптимизация кадрового обеспечения молодежной политики

Подготовка профессиональных кадров, отвечающих современным требованиям, является важнейшим условием успешной реализации молодежной политики.

Кадровое обеспечение молодежной политики включает систему мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров и созданию кадрового резерва.

В этих целях необходимо создать многоуровневую систему подготовки специалистов молодежной сферы как на областном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления Вологодской области, на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения включающую в себя:

- разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

- развитие инфраструктуры отрасли, разработку положений о службах, центрах, учреждениях молодежной политики;

- описание существующих и вновь вводимых должностей, определение статуса работников молодежной сферы;

- разработку профессиограмм специалистов, стандартов и моделей организации их деятельности;

- долгосрочное планирование объемов подготовки работников сферы молодежной политики со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;

- обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности лидеров молодежных и детских общественных объединений;

- разработку концепции и методики проведения аттестации специалистов по работе с молодежью;

- внесение предложений о мерах социальной защиты и стимулированию оплаты труда специалистов подростково-молодежных клубов и социальных служб;

- разработку проектов областных компонентов образовательных стандартов, рабочих учебных планов и программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для органов и учреждений молодежной политики;

- проведение областных конкурсов профессионального мастерства работников молодежной сферы и лидеров общественных молодежных объединений.[20]


3.6. Критерии эффективности молодежной политики

В конечном итоге эффективность молодежной политики проявляется в ее способности обеспечить максимально полную реализацию потенциала молодежи.

Эффективность реализации молодежной политики оценивается посредством критериев и показателей, отражающих изменение социальных характеристик молодежи в процессе ее социального развития.[21]

Главным результатом реализации молодежной политики должно стать увеличение вклада молодых людей в развитие региона.

К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение социальной активности.

Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие региона являются:

      увеличение количества молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

      сокращение количества молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

      сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

      снижение уровня правонарушений среди молодежи;

      повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

      увеличение представительства молодых людей в выборных органах власти всех уровней.

В числе первоочередных мер по реализации молодежной политики рассматривается разработка системы оценки эффективности молодежной политики и положения молодежи в Вологодской области, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение социально-экономической активности молодёжи.


3.7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики.

С целью создания условий для формирования у молодых людей патриотических чувств, гражданско-правового мировоззрения и духовно-нравственных ценностей и идеалов в ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество» была разработана областная программа «Во славу Отечества».

Программа «Во славу Отечества» это комплекс мероприятий. В рамках программы проводятся очные мероприятия и заочные конкурсы. Одной из задач программы является развитие юнармейского движения в Вологодской области. Самым массовым мероприятием в последние годы стал областной финал детско-юношеской оборонно-спортивной игры «Зарница». ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество» берет на себя основную организаторскую функцию по подготовке и проведению областного финала. Каждый год в положение вносятся изменения и дополнения на основе Положений Российских военно-спортивных игр и соревнований, опыта проведения и отзывов руководителей команд-участниц областного финала.[22]

В 2009 году областной финал игры «Зарница» состоялся в формате 2008 года: на базе МОУ «Детско-юношеский центр «Единство» (Грязовецкий район, д. Санниково) в течение двух недель. По итогам областного финала команда-победительница направляется для участия в региональных и Российских соревнованиях.

Команда МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Кич-Городецкого района – победительница областного финала детско-юношеской оборонно-спортивной игры «Зарница-2008» – с 27 июня по 2 июля 2009 г. в г. Пскове участвовала в Спартакиаде молодежи России допризывного возраста по Северо-Западному федеральному округу и заняла I место. Финальные соревнования Спартакиады состоялись 1–6 октября 2009 года в г. Рязани, команда от Вологодской области заняла 7 место из 13 команд-участников.

Для допризывной молодежи, учащейся в учреждениях начального профессионального образования в Вологодской области с 2001 года проводятся военно-спортивные сборы-соревнования «Осень».

 

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество команд

11

16

20

21

25

21

17

17

Информация о работе Государственная молодежная политика