Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель работы – исследование значимости молодежной политики для развития государства и изучение применяемых программ.
Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:
     исследование понятие «молодежная политика»;
     рассмотрение целей, задач и принципов государственной молодежной политики;
     анализ основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики;
     изучение механизмов и технологий реализации государственной молодежной политики;
Введение…….…………………………………………………………………….3
1. Исследование молодежной политики………….……………………...........5
1.1 Молодежь современной России……………………………..……………...5
1.2 Цели и задачи государственной молодежной политики...............................7
1.3 Принципы реализации государственной молодежной политики.………...9
 
2. Реализация государственной молодежной политики.. ……………….12
2.1 Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики………………………………………………………………………….12
2.2 Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики………………………………………………………………….............16
 
3.Программа молодежной политики в Вологодской области……….........20
3.1. Основные характеристики молодого поколения области….…………….20
3.2. Цели, задачи и принципы реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………22
3.3. Комплексные меры по реализации молодежной политики в Вологодской области……………………………………………………………………………27
3.4. Совершенствование организационных и финансовых условий для реализации молодежной политики……………………………………………..30
3.5. Оптимизация кадрового обеспечения молодежной политики…………..32
3.6. Критерии эффективности молодежной политики………………………..34
3.7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи……….36
 
Заключение………………………………………………………………….…..41
 
Список использованной литературы…………………………….………….46
5. Принципы деятельности:
Принцип деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП:
- соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
- осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
- осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
- сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
- приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.[5]
2. Реализация государственной молодежной политики
2.1. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики
Основанием для определения основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики является широкий взаимосвязанный круг процессов и явлений:
- общие задачи государственной политики;
- возможности и ресурсы государственной власти;
- содержание и направленность социальной политики, реализуемые социальные программы;
- уровень развитости государственной молодежной политики;
- этапы жизненного пути молодежи;
- реализация прав молодого человека как гражданина;
- характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.
Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.[6]
При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах.
Стратегические цели государственной политики направлены на:
- создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;
- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:
- воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
-воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
-подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;
- становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.[7]
Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.
Применительно к государственной молодежной политике это означает:
- соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;
- социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
- адресную социальную помощь;
-социальную поддержку молодой семье.
Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.
Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения ГМП.
Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантированы государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.
Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.
2.2. Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики
Реализация принципов государственной молодежной политики обеспечивается путем:
 участия молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
 соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
 осуществления финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений в целях создания условий достойной жизни и свободного развития молодых граждан;
 осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
 осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.[8]
Реализация государственной молодежной политики предполагает:
1. Объединение усилий государственных, общественных, некоммерческих и др. организаций, партий и движений, населения, направленных на выработку единых подходов к формированию молодежной политики с целью сохранения инновационного, культурного и социально-экономического потенциала молодежи России.
2. Координацию действий органов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на стабилизацию молодежной среды.
3. Обеспечение учета интересов молодежи в федеральных и региональных программах социально-экономического развития.
4. Определение источников финансирования реализации основных положений Концепции, с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных средств.
5. Разработку Федерального закона о молодежи, предполагающего, в первую очередь, определение самостоятельного предмета регулирования и включающего в себя весь комплекс вопросов, затрагивающего интересы молодого поколения.
Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:
1. Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.
2. Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.
3. Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.
4. Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.
5. Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.[9]
Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.
Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области. Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом рекомендаций всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных, детских общественных объединений, молодых граждан. Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.[10]
Государство должно проводить активную политику в отношении молодых граждан в сфере образования, культуры, здоровья, науки, формировать активную жизненную позицию молодого человека, направленную на сохранение культурно-исторического прошлого и созидание в интересах своей страны.
3.Программа молодежной политики в Вологодской области
3.1. Основные характеристики молодого поколения области
Молодёжная политика реализуется на территории Вологодской области согласно российскому законодательству в отношении граждан в возрасте от 14 до 30 лет, в отношении молодых семей – до 35 лет. Общая численность молодёжи в Вологодской области составляет 317 тыс. человек. Реализацией молодёжной политики на территории области в 2009 году занимался комитет по делам молодёжи Вологодской области.
В соответствии с данными статистики, через 14 лет численность группы «молодёжь» (то есть граждан в возрасте 14-30 лет) в области значительно уменьшится.[11]
Численность молодёжи приведена в таблице
Муниципальное образование  | 2009 год  | через 14 лет  | Доля от современного уровня  | 
|---|---|---|---|
Бабаевский  | 5152  | 4318  | 84%  | 
Бабушкинский  | 3131  | 2767  | 88%  | 
Белозерский  | 4354  | 3386  | 78%  | 
Вашкинский  | 1845  | 1591  | 86%  | 
Великоустюгский  | 16552  | 12034  | 73%  | 
Верховажский  | 3824  | 3320  | 87%  | 
Вожегодский  | 3718  | 3269  | 88%  | 
Вологодский  | 13171  | 9434  | 72%  | 
Вытегорский  | 6803  | 5903  | 87%  | 
Грязовецкий  | 9412  | 7645  | 81%  | 
Кадуйский  | 3941  | 3271  | 83%  | 
Кирилловский  | 3817  | 3174  | 83%  | 
Кичменгско - Городецкий  | 4668  | 4187  | 90%  | 
Междуреченский  | 1545  | 1290  | 83%  | 
Никольский  | 6204  | 5519  | 89%  | 
Нюксенский  | 2589  | 2272  | 88%  | 
Сокольский  | 14087  | 10063  | 71%  | 
Сямженский  | 2283  | 1842  | 81%  | 
Тарногский  | 3360  | 2930  | 87%  | 
Тотемский  | 6475  | 4943  | 76%  | 
Усть-Кубенский  | 1648  | 1642  | 100%  | 
Устюженский  | 4808  | 3364  | 70%  | 
Харовский  | 3890  | 3321  | 85%  | 
Чагодощенский  | 3089  | 2593  | 84%  | 
Череповецкий  | 9050  | 6533  | 72%  | 
Шекснинский  | 8970  | 6039  | 67%  | 
г. Вологда  | 85536  | 51514  | 60%  | 
г. Череповец  | 83233  | 55119  | 66%  | 
Всего по области  | 317155  | 223283  | 70%  |