Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:32, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении взаимодействия цен и налоговой политики.
Задачи курсовой работы:
- изучить взаимосвязь ценообразования и налогообложения;
- рассмотреть приоритеты налоговой политики ценового регулирования;
- произвести расчет косвенных налогов на изучаемом предприятии.
Объект исследования ООО «Вектор».
Введение 3
1. Взаимосвязь ценообразования и налогообложения 6
2. Приоритеты налоговой политики ценового регулирования 11
2.1. Роль налоговых служб в регулировании цены 11
2.2. Прямые и косвенные налоги в составе цены 13
2.3. Принципы определения цены для целей налогообложения 19
2.4. Понятие рыночной цены для целей налогообложения 22
3. Расчет косвенных налогов на предприятии 24
Заключение 29
Список литературы
Практика реализации предлагаемого
ст. 40 НК РФ механизма определения
цены товаров (работ и услуг) неоднозначна.
С одной стороны, процесс демократизации
этой сферы налоговых отношений
в направлении создания наиболее
благоприятных условий для
С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между предприятиями, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.
Налоговикам необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.
Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговая должна иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:
Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.
Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.
Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:
Первые два основания
применяются для сделок между
организациями. Последние два распространяются
на сделки между физическими лицами.
Признание взаимозависимости
2.2. Прямые и косвенные налоги в составе цены
В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:
В состав цены входят следующие виды налогов:
Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.
Косвенные налоги представляют
собой обязательные платежи в
бюджет, это часть чистого дохода,
создаваемого в предприятиях и изымаемая
в бюджет косвенно путем включения
в цену продукции, товаров, покупая
которые потребители оплачивают
и косвенные налоги. Таким образом,
хотя платят косвенные налоги предприятия,
конечными плательщиками
Косвенные налоги имеют большое
социально-экономическое
Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.
Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения.
В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).
В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики.
Являясь прямой надбавкой
к цене, косвенные налоги носят
явно выраженный фискальный характер,
легко поддаются учету и
Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.
В настоящее время применяют 2 косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначение, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.
НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы для России и взят из практики налогообложения западных стран.
Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях во Франции в 50-х годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях.
По своей экономической сущности НДС представляет собой одну из форм изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг. В соответствии с экономическим смыслом объектом налогообложения является добавленная стоимость (ДС), которая рассчитывается:
ДС = Ц – Материальные затраты на его производство (2.1)
или
ДС = Выручка от реализации – Сумма материальных затрат (2.2)
Традиционно считается, что добавленная стоимость состоит из затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и прибыли от продажи.
Для того чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособлена, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС. В сфере производства, оптовой торговле, строительстве, при оказании услуг и выполнении работ НДС включается в цену отдельным расчетом:
В сфере производства для
неподакцизных товаров и
() (2.3)
где Ст – ставка НДС,%;
для подакцизных товаров (2.4):
Подакцизные товары подвергаются двойному налогообложению – сумма акцизного налога включается в облагаемый оборот НДС.
В сфере оптовой торговли (2.5):
Ставки НДС установлены законодательно и являются едиными на территории страны.
Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
Акцизный налог включается
в состав цены предприятия-изготовителя
подакцизной продукции и
Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.
Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.
Акциз и НДС являются важными
ценообразующими элементами, влияющими
на рост уровня цены. Во-первых, способствуя
увеличению цены, они ограничивают
потребительский спрос и
Во-вторых, в условиях инфляции
они автоматически
Среди отечественных экономистов в течение последних лет идет дискуссия относительно целесообразности снижения ставок. Сторонники этой идеи утверждают, что при снижении ставок произойдет рост производства и прирост налоговых поступлений будет больше, чем потери от снижения ставок, что происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Такая динамика налоговых поступлений, как показывает практика, возникает в том случае, если промышленность быстро и чутко реагирует на увеличение спроса ростом производства, что предполагает высокую эластичность предложения. Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что при уменьшении ставок они не снижают цены или увеличивают производство, а довольствуются увеличением получаемой прибыли. Таким образом, при уменьшении ставок косвенных налогов необходимо параллельное внедрение комплекса мер по поддержке производства, в противном случае будет уменьшаться сумма поступлений и расти дефицит бюджета страны.