Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:57, контрольная работа
Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), в отнесении на финансовый результат налогоплательщика.
Введение………………………………………………………………….………..3
1.Цена как экономическая категория………………………….………….……...4
2.Функции цены…………………………………………………………………...6
3.Основы методологии ценообразования…………………………………..……9
4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятия……………...14
Заключение…………………………..……………………………………….….17
Список литературы…………………………..……………………..…………..18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Цена как
экономическая категория…………………
2.Функции цены…………………………………………
3.Основы методологии
ценообразования…………………………………..
4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятия……………...14
Заключение…………………………..……………………
Список
литературы…………………………..……………………
Введение
Взаимосвязь
налогов и цен обусловлена
ролью этих двух экономических категорий
в воспроизводственном
1. Цена как экономическая категория
Общепризнанное
определение такой сложной
Цена, как и деньги, - экономическая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены использовались как обменные пропорции. Такие цены не были универсальными и для каждой из обменивающихся сторон выражались в разных единицах.
Появление денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах платежного средства. И продавец, и покупатель рассматривают цену с точки зрения количества денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара. Цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся в процессе обмена. Однако возникла другая проблема: сколько же денежных единиц следует платить за единицу определенного товара? Экономистам пришлось задуматься о способе определения цены. Понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления. О ценах стали писать и говорить не с позиций их сути, а сточки зрения их формирования. В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение. Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда). Указанное определение отражает "затратный подход" К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях. Филипп Котлер, американский экономист, наш современник, в 1985 году выпустил книгу, ставшую классическим учебником "Основы маркетинга". В ней он дает следующее определение "Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар".
Очевидно, что сложились разные подходы к определению категории цены. При первом подходе определяющими являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием и реализацией товара. Этот подход отражает "количественный подход" теории цен.
При втором подходе определяющим фактором ценообразования является рыночная конъюнктура, полезность товара, проявляющаяся в процессе обмена и потребления. Это является отражением "порядкового подхода" теории цен.
Развитие
рыночных отношений в России стимулирует
развитие конкуренции
Именно так считает Е.И. Пунин, который в одном из своих исследований написал: "Цена товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время".
Группа
исследователей российской экономической
академии им Г.В.Плеханова считает,
что цена - количество денег (или других
товаров и услуг), за которое продавец
согласен продать, а покупатель готов
купить единицу товара или услуги. Цена,
как правило, в денежной форме, выражает
стоимость единицы товара или услуги.
2. Функции цены
Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:
1.Ученая функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
2.Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
3.Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
4.Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
5.Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.
Функция цены - конкретная форма проявления сущности цены как фактора распределения и перераспределения доходов между разными социальными группами населения, а также между различными отраслями производства и предприятиями. Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг. Высокие цены служат ограничению потребления (табак, алкоголь) и в то же время средством пополнения государственного бюджета.
Функция
цены состоит в регулировании
рыночного спроса и предложения
и, таким образом, влияет на производство
и потребление товаров. Цены на ресурсы
могут влиять на объемы производства
и на рыночные цены конечного продукта,
от которых зависит уровень
3. Основы методологии ценообразования
Методология ценообразования - это совокупность принципов ценообразования, методов обоснования уровня, структуры, соотношений и динамики цен, а также методов формирования системы цен в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Важнейшей
частью методологии ценообразования
является совокупность принципов установления
цен, соблюдение которых обеспечивает
создание единой системы цен, отвечающей
всем предъявляемым к ней
Важнейшим
принципом ценообразования
Успешное решение проблемы установления приемлемых для продавца и покупателя цен в существенной степени зависит от того, как в ценах учитываются их противоречивые интересы. Специфика противоречия между производителями (продавцами) и потребителями состоит в следующем. Производителя нового товара интересует эффект в сравнении с суммой произведенных затрат, а потребителя - дополнительный эффект, который обеспечивался бы в цене на новый товар в сравнении с ценой вытесняемых товаров. Производители заинтересованы в сохранении и повышении уровня рентабельности своего производства, а, следовательно, и в высоком уровне цены. Потребителя интересует, прежде всего, полезность товара. Затраты на производство товара интересуют потребителя лишь в той мере, в какой они окажут влияние на цену товара и на его экономическое положение.
Поскольку в цене на каждый товар содержится доля, превышающая издержки производства и воплощающая доход (прибыль), в увеличении массы которого заинтересовано каждое предприятие, и производитель и потребитель стремятся к получению наиболее выгодных условий увеличения массы дохода (прибыли). При ограниченности производственных ресурсов, а значит, и возможности получения совокупного дохода (прибыли) между производителями и потребителями неизбежно возникают противоречия по поводу распределения получаемого дохода (прибыли).
Расчет
цен на новые товары необходимо проводить
с учетом объективно существующих экономических
границ их применения. Методологической
основой определения