Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:33, реферат
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть о
Введение………………………………………………………………………….3
1. Цена как экономическая категория………………………………………….4
2. Функции цены…………………………………………………………………5
3. Основы методологии ценообразования……………………………………9
4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий……………13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цена как экономическая категория………………………………………….4
2. Функции цены…………………………………………………………………5
3. Основы
методологии ценообразования……………………………………
4. Виды
налогов и порядок их
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….17
Введение
В
условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
1. Цена как экономическая категория
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены, так или иначе, связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину. Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами – производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: Цена есть денежное выражение стоимости товара Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены. Приходится отмечать, что «стоимостный» подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
2. Функции цены
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. С достаточной степенью условности выделяют следующие функции цены: - учетная (измерительная); - распределительная (перераспределительная); - стимулирующая (регулирующая); - балансирующая спрос и предложение. Учетная, или функция учета и измерения затрат, показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. Однако в условиях рыночных отношений эту функцию нельзя сводить только к измерению издержек. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами конкурентов, и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара, стремится обогнать конкурентов. Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостный учет самых разнообразных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен ее изделий или услуг. Реализуя учетноизмерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда. Стимулирующая функция цены. Сущность данной функции выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя, и это принципиально важно, через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов; улучшение качества продукции; изменение структуры производства и потребления. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение денежных средств определенной части населения из бюджета на формирование специальных фондов социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителями и потребителями, между отдельными категориями населения. Особенно показательно это выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены выше стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а соответственно, продавец получает увеличенные доходы. Однако цены - не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения более эффективно использовать финансы, оперируя денежными доходами население (уровень заработной платы, пенсий, пособий) или ставками налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижений цен обычно выигрывает все население. Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорции в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением или сокращением производства, либо путем увеличения или снижения цены, либо и тем и другим одновременно. Чем выше цена, тем меньше товара будет куплено покупателями. В результате снижается объем проданных товаров. При уменьшении цены увеличивается спрос. При повышении спроса и дефицита товаров цены на них неизбежно растут. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, предлагаемых на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулируя увеличение предложения при нехватке товаров увеличивая спрос при избытке товаров, разгружая рынок от излишков, ограничивая предложение. Анализируя функции цены, следует помнить, что рассматривается один и тот же объект - цена, но только с разных точек зрения, поэтому невозможно чем-то разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая. Например распределительная функция цены может оказаться стимулирующей или балансирующей спрос и предложение, и наоборот; все они вместе так или иначе отражаются учетной функцией.
3. Основы методологии ценообразования
Ценовые
методы – конкретные способы формирования
цен на товары и услуги. Суть расчетных
методов ценообразования состоит в том,
что они базируются главным образом на
учете внутрипроизводственных условий
фирмы. В результате использования методов
данной группы фирма определяет уровень
цен, не скорректированный в полной мере
с учетом требований реальной рыночной
конъюнктуры. В рамках расчетных методов
принято в первую очередь рассматривать
затратные методы Ценовой метод полных
издержек - метод формирования цен
на основе всех затрат, которые вне зависимости
от происхождения списываются на единицу
того или иного изделия. Данный метод применяют
фирмы, положение которых близко к монопольному.
И сбыт продукции практически гарантирован.
Главное достоинство метода полных издержек
заключается в его простоте. Основой определения
цены являются реальные издержки производителя
на единицу продукции, к которым добавляется
необходимая фирме прибыль. Кроме того,
данный метод позволяет установить предел
цены, ниже которого она может опускаться
лишь в исключительных случаях. Однако
данный метод имеет существенные недостатки.
Во-первых, он отражает традиционную ориентацию
главным образом на производство и в меньшей
степени - на рыночный спрос. Во-вторых,
использование этого метода не позволяет
выявить резервы снижения затрат и в полной
мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Ценовой метод стандартных (нормативных)
издержек свободен от многих недостатков
простого отражения затрат. Этот метод
позволяет формировать цены на основе
расчета затрат по нормам с учетом отклонений
фактических затрат от нормативных. Метод
обеспечивает непрерывное сопоставление
затрат и финансовых результатов вне зависимости
от изменений эффективности производства,
отклонений в загрузке производственных
мощностей. Этот метод имеет большой потенциал
с точки зрения ценообразования. Цены,
определенные на базе прогрессивных или
идеальных стандартов (норм), одной стороны,
ориентируют фирмы на снижение издержек,
дают возможность определить, что именно
необходимо для этого сделать; в то же
время такие цены, вероятнее всего, будут
конкурентоспособными на рынке, поскольку
отражают не только индивидуальные особенности
фирмы, но и приемлемый уровень эффективности
производства. Наиболее сложный элемент
системы стандартных (нормативных) издержек
- определение стандартов затрат.
Для формирования экономически обоснованных
стандартов необходимо детально изучить
методы производства, технические характеристики
и цены аналогичной продукции конкурентов,
требования, предъявляемые к данной продукции
на мировом рынке, и т.п.; кроме того, стандарты
должны быть при вязаны к производственному
плану, достижимому уровню эффективности
и масштабу производства. Получить идеальные
стандарты не всегда удается. Однако лучше
иметь не идеальный, но приемлемый стандарт,
чем вообще не иметь никакого, поскольку
даже такой стандарт позволяет провести
анализ издержек по отклонениям и выявить
причину недостаточной эффективности
производства. Возможен и более детальный
анализ отклонений. Например, отклонения
дифференцируются в зависимости от интенсивности,
степени загрузки производственных мощностей
и т.д. Ценовой метод прямых издержек
- метод формирования цен на основе определения
прямых издержек исходя из конъюнктуры
рынка и ожидаемых цен продажи. Практически
все условно-переменные издержки (зависящие
от объема выпускаемой продукции) рассматриваются
как прямые. Остальные издержки относятся
на финансовые результаты. Поэтому данный
метод называют также методом формирования
цен по сокращенным затратам. Основное
достоинство данного метода заключается
в возможности выявить наиболее выгодные
виды продукции. Предполагается, что косвенные
расходы практически не меняются ни при
замене одного изделия другим, ни при изменении
в определенных пределах масштабов производства.
Поэтому чем выше разница между ценой
изделия и суммой сокращенных издержек,
тем больше покрытие (валовая прибыль)
и соответственно рентабельность.
Для современной отечественной практики методы «психологического» ценообразования очень важны. Их применение не требует Сложных расчетов и инвестиций, а эффект, как свидетельствует практика, получается значительный.
4. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий
Важное
место в составе цены занимают
налоги. По своей организационно-