Высвобождение персонала как инструмент стратегического управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Высвобождение персонала для многих фирм становится весьма значимой функцией, подкрепленной хорошо отработанным организационным механизмом ее реализации. Система специальных мероприятий, сопровождающих процесс высвобождения персонала, очень широко распространена на американских предприятиях в отличие от белорусских предприятий и организаций.
Цель данной работы в том, чтобы раскрыть сущность, проблемы высвобождения персонала на примере ОАО «Речицапиво»

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, проблемы высвобождения персонала. Планирование высвобождения. 5
2. Экономический анализ состава, движения, эффективности использования, высвобождения трудовых ресурсов ОАО «Речицапиво» 15
3 Рекомендации по результатам анализа 26
Заключение. 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

kursach по управлению ПЕРСОНАЛОМ!!!!!!.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

2. Повышение качества и увеличение  сроков хранения пива за счет  введения новой техники и применения  высококачественных материалов, используемых  для приготовления пива и достижения  международных стандартов качества.

3. Снижение затрат на производство  и реализацию продукции и повышение  конкурентоспособности пива по  ценам и качеству.

4. Создание надежной товаропроводящей  сети по продаже пива на  территории Белоруссии и за  ее пределами.

Основные виды деятельности предприятия: производство пива; производство солода; производство промышленных газов; оптовая торговля пивом.

ОАО «Речицапиво» производит солод пивоваренный ячменный и пиво. Пивоваренный ячменный солод по своим качественным показателям соответствует требованиям ГОСТ 10-65-87. Выпускаемый солод используется для собственного производства в пределах 60%, остальной реализуется на пивоваренные заводы Белоруссии и России согласно договоров на продажу солода.

В продуктовом портфеле ОАО «Речицапиво» присутствуют четыре торговые марки (ТМ): «Речицкое» (три сорта: «Речицкое Светлое», «Речицкое Янтарное», «Речицкое хмельное»), «Днепровское». Пиво разливается в стеклобутылку 0,5 л, ПЭТ бутылку 1л, 1,5л и 2л, кеги емкостью 30л и 50л.

Производственная программа предприятия разрабатывается сотрудниками отдела маркетинга на основе текущего спроса на продукцию методам экстраполяции с учетом сезонных колебаний спроса.

ОАО «Речицапиво» находится в г. Речица Гомельской области. Население города около 65 тыс. человек. Город расположен на правом берегу реки Днепр. Сообщение с г. Гомель – автомобильное и железнодорожное. Автодороги и железнодорожная ветка проведены на территорию предприятия. До областного центра г. Гомель – 50 км. Город Гомель – второй по численности населения в Беларуси, крупный железнодорожный центр.

Так как предприятие  является акционерным обществом, то во главе правления стоит собрание акционеров, которое принимает решения  относительно деятельности предприятия. После собрания акционеров идет правление и далее непосредственно генеральный директор предприятия. Организационная структура предприятия представлена в Приложении А.

Управление ОАО «Речицапиво» состоит из отделов, служб и специалистов, сформированных по функциональному признаку. Во главе каждого подразделения находится руководитель (заместитель генерального директора). Руководство заводом осуществляют: генеральный директор, главный инженер, заместители генерального директора.

Необходимость в такой организационной  структуре обусловлено производственной инфраструктурой. На заводе кроме основного производства существуют участки вспомогательных производств (компрессорный цех, электроучасток, автотранспортный участок, котельная, станция подготовки воды и пр.), функционируют службы маркетинга и сбыта, МТС. Все эти подразделения требуют компетентных специалистов, которые должны решать конкретные задачи.

Обеспечение производственных подразделений  трудовыми ресурсами проводится исходя из плана производства. В  летний период – период максимального  производства и потребления пива производится набор дополнительных рабочих в отпускной цех и на региональные отделы сбыта.

Проанализируем показатели основных видов деятельности ОАО «Речицапиво» за последние несколько лет.

 

 

Таблица 2.1 – Показатели основных видов деятельности ОАО «Речицапиво» за 2007-2009 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %;

 отклонение

2007

2008

2009

2009 к 2007

2009 к 2008

1. Выручка от реализации, млн р.

         

1.1. в действующих ценах

48232

61283

26456

54,85

43,17

1.2. в сопоставимых ценах

48232

52468

21757

45,11

41,47

2. Объем производства продукции, млн р.

         

2.1. в действующих ценах

32625

38941

13639

41,81

35,02

2.2. в сопоставимых ценах

32625

33340

11216

34,38

33,64

3. Соотношение объема реализации к объему производства (стр.1:стр.2)

1,48

1,57

1,94

+0,46

+0,37

4. Себестоимость реализованной  продукции:

         

4.1. сумма, млн р.

28946

39042

21432

74,04

54,89

4.2. уровень, % (стр.4.1.:стр.1.1.) х 100

60,01

63,71

81,01

+21,00

+17,30

5. Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки

         

5.1. сумма, млн р.

13165

14446

5868

44,57

40,62

5.2. уровень, % (стр.5.1.:стр.1.1.) х 100

27,30

23,57

22,18

-5,12

-1,39

6. Прибыль, млн р.

-764

-1488

-12401

-11637

-10913

7. Прибыль от реализации продукции,  млн р.

117

-118

-6488

-6605

-6370

8. Индекс цен

1

1,168

1,216

Х

Х


Примечание. Источник: сводные отчеты за 2007-2009гг.

 

Данная таблица показывает, что выручка от реализации продукции, выпускаемой на предприятии, в 2009 году резко снизилась и ее темп роста  по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах составил 45,11 %, и 41,47 % по сравнению с 2008 годом. Прежде всего это связано со снижением объема производства продукции на данном предприятии, темп роста которого в сопоставимых ценах в 2009 году составил по сравнению с 2007 годом 34,38 %, с 2008 годом – 33,64 %. Однако, стоит отметить, что соотношение объема реализации к объему производства в 2009 году составило 1,94 к 1, тогда как в 2007 оно составляло 1,48 к 1, в 2008 году – 1,57 к 1. Стоит отметить также рост удельного веса себестоимости продукции в выручке от реализации в 2009 году до 81,01 %. Важнейшим показателем деятельности предприятия является прибыль, и, как видно из таблицы, на данном периоде времени ОАО «Речицапиво» несло убытки. В 2009 году убыток составил 12401 млн р.

Увидев такие показатели основной деятельности ОАО «Речицапиво» в первый раз многие скажут, что на предприятие в глубоком кризисе, однако это далеко не так. В начале 2009 года голландская компания «Heineken» выкупила 100 % акций ОАО «Речицапиво» и стала его единственным владельцем. Увидев, что основные средства предприятия довольно сильно изношены (коэффициент износа на 1 января 2009 года – 56,9 %), голландцы решили их полностью заменить на новые высокотехнологические линии, проведя тем самым полную реконструкцию линий производства продукции.

Так как голландцы  владеют также пивными марками  «Сябар» и «Бобров», было решено временно перенести производство пива трех основных торговых марок «Речицкое Светлое», «Речицкое Янтарное», «Речицкое хмельное» на завод «Сябар» в Бобруйске. В связи с этим переносом, на Речицком пивоваренном заводе  в 2009 году производилось только пиво «Днепровское», квас, а также солод. Поэтому так и сократился объем производства, который в 2009 году составил только 13639 млн р.

Что же касается прибыли, то из отчета по прибылям и убыткам  за 2009 год можно увидеть, что убыток от реализации составил  6488 млн р., убыток от операционных доходов и расходов – 1413 млн р., от внереализационных доходов и расходов – 4500 млн р.  Как мы видим, ОАО «Речицапиво» несло убытки по всей своей деятельности в 2009 году. Убыток от реализации образовался из-за высокой себестоимости производства продукции в этом году. В убытке от операционных доходов и расходов наибольший удельный вес занимали прочие операционные доходы и расходы, и именно из-за превышения прочих расходов над прочими доходами образовался убыток в 1413 млн р. Внереализационных же доходов почти не было, но внереализационные расходы составили 5023 млн р., основную часть которых составили расходы из-за курсовых разниц по операциям с иностранной валютой – 2188 млн р., а также прочие внереализационные расходы – 2654 млн р.

Анализ состава, движения, эффективности использования, высвобождения трудовых ресурсов предприятия

Проанализируем состав трудовых ресурсов на протяжении данного периода.

Таблица 2.2 – Динамика состава трудовых ресурсов ОАО «Речицапиво» за 2007-2009 гг.

Категории персонала

Годы

Отклонение 

Темп роста, %

2007 год

2008 год

2009 год

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

2009 к 2007

2009 к 2008

2009 к 2007

2009 к 2008

1. Промышленно-производственный персонал

506

100

500

100

444

100

-62

-56

87,7

88,8

В том числе:

                   

рабочие

335

66,2

321

64,2

278

62,6

-57

-43

83,0

86,6

руководители

67

13,2

66

13,2

66

14,9

-1

0

98,5

100

специалисты

102

20,2

109

21,8

100

22,5

-2

-9

98,0

91,7

2. Персонал неосновной деятельности

39

Х

34

Х

14

Х

-25

-20

35,9

41,2

3. Всего персонала

545

Х

534

Х

458

Х

-87

-76

84,0

85,8


Примечание. Источник: штатное расписание за 2007-2009гг.

 

Из данной таблицы  видно, что в 2009 году среднесписочная  численность персонала составила 458 чел., из них промышленно-производственный персонал – 444 чел.. Численность работников предприятия сократилась по сравнению  с 2007 годом на 87 чел., с 2008 годом – на 76 чел.. Также можно отметить, что количество рабочих на протяжении этого периода неизменно сокращалось, тогда как численность руководителей и специалистов оставалось примерно таким же.

Сокращение численности  за счет рабочих произошло также за счет затеянной компанией «Heineken» реконструкции завода. Стоит отметить, что на 01.05.2011 численность персонала организации составила всего 112 чел.

Проанализируем показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия за 2007-2009 года.

 

Таблица 2.3 – Динамика показателей эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Речицапиво» за 2007-2009 гг.

Показатели

Ед. изм.

Годы

Темп роста, %; отклонение

2007

2008

2009

2009 к 2007

2009 к 2008

1. Среднесписочная численность работников

чел.

545

534

458

84,0

85,8

2. Фонд заработной платы, всего

млн р.

4729,0

5512,6

5731,7

121,2

104,0

3. Расходы на оплату труда

           

3.1. сумма

млн р.

4433,0

5506,0

5682,0

128,2

103,2

3.2. в % к выручке

%

9,2

9,0

21,5

+12,3

+12,5

4. Выручка от реализации

млн р.

48232

61283

26456

54,9

43,2

5. Прибыль от реализации

млн р.

117

-118

-6488

-6605

-6370

6. Производительность труда

           

6.1. по выручке

млн р.

88,5

114,8

57,8

65,3

50,3

6.2. по прибыли

млн р.

0,2

-0,2

-14,2

-14,4

-14,0

7. Среднегодовая заработная плата одного работника

млн р.

8,7

10,3

12,5

143,7

121,4

Информация о работе Высвобождение персонала как инструмент стратегического управления организацией