Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия местной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в анализе и оценке факторов внешней и внутренней среды предприятия для формирования стратегии развития.

Файлы: 1 файл

Внутренняя и внешняя среда предприятия.doc

— 521.00 Кб (Скачать)
 
 

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы.  На функционирование любого предприятие оказывает влияние набор факторов внешней среды, которые не являются константами, а постоянно меняются во времени. От изменения факторов внешней среды, степени их важности для отрасли и предприятия зависит и уровень эффективности деятельности предприятия.

     Само  предприятие также характеризуется  набором внутренних  факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия.  Так как, предприятие – это открытая система, то любые изменения во внешней среде вызывают необходимость изменений во внутренней среде. Если при изменениях во внешней среде не произвести изменений во внутренней среде, то целевая эффективность деятельности предприятия снизится.

     К факторам внешней среды можно  отнести нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня, местных потребителей, поставщиков  ресурсов, состояние экономики на федеральном, региональном и местном  уровнях, социально-культурные факторы.

     К факторам внутренней среды   можно  отнести  следующие:  цели  предприятия,  организационную  структуру  управления,  выполняемые  функции  или операции, а  также  технологии выполнения  основных  функций. 

     Состояние  внешней и внутренней  среды  характеризуется  сильными  и  слабыми  стороны,  а  также, -    возможностями  и  угрозами, как во внешнем, так и внутреннем аспектах.   Оценка  сильных  и  слабых  сторон внешней и внутренней среды,  её  внешних  возможностей и угроз называется   SТЕР и SWOT  -  анализом.  SТЕР и SWOT  -  анализ можно проводить как на  качественном,  так и на  количественном  уровнях.  SТЕР и SWOT  -  анализ позволяет оценить  состояние внешней и внутренней среды организации во всех аспектах.  

     При существенных изменениях во внешней  среде, многие предприятия вынуждены  изменять свои стратегические цели, формировать  новую стратегию развития.  Таким  образом, управление предприятием подразумевает  воздействие на внутреннюю среду  скоррелированное с изменениями во внешней среде.

     Таким образом, формирование стратегии предприятии  должно основываться на анализе внешней  и внутренней среды, то есть, оценке внешнего и внутреннего потенциала, по-другому, на маркетинговом аудите предприятия.

     В связи с выше отмеченным, актуальность темы исследования обосновывается важностью анализа и оценки потенциала внешней и внутренней среды предприятия для оценки возможностей и разработки стратегии развития предприятия.

     Степень изученности темы. Вопросы анализа внутренней и внешней среды организации довольно подробно исследовались в работах таких ведущих авторов по менеджменту, как В.Р. Веснин, И.Н. Герчикова, П.Ф. Друкер, Дж. Лафта, Э.А. Смирнов, А.А. Томпсон.

     Теория  организаций освещена в работах  А.Р. Поршнева, З.П. Румянцевой, С.И. Князева и др.

     Методы  принятия управленческих решений освещены в работах П.Ф. Друкера, И.Н. Тренева  Б.Г. Литвак и др.

     Таким образом, тема дипломного исследования достаточно хорошо изучена, однако, вопросы  анализа и особенностей внутренней и внешней среды предприятий строительной отрасли изучены недостаточно, в связи, с чем проблематика исследования довольно актуальна.

     Объект  исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Металлоконструкции», занимающееся производством металлоконструкций для строительства объектов промышленного назначения.

     Предмет исследования – процессы влияния факторов внешней и внутренней среды на функционирование предприятия строительной отрасли.

     Цель  дипломного исследования заключается в анализе и оценке факторов внешней и внутренней среды предприятия для формирования стратегии развития.

     Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть комплекс факторов внешней среды предприятия их  влияние на отрасль и деятельность предприятия;
  • рассмотреть факторы внутренней среды и их влияние на функционирование предприятия, их взаимосвязь с факторами внешней среды;
  • проанализировать методологию анализа и оценки  внешней и внутренней среды;
  • провести анализ внешней среды на объекте исследования;
  • провести анализ внутренней среды на объекте исследования;
  • на основе результатов анализа факторов внешней и внутренней среды сформировать стратегию развития предприятия.

     Методология  исследования. Методологию исследования составили труды ведущих российских и зарубежных авторов в области менеджмента и маркетинга, а также общенаучные методы: аналитический, системный, структурно-функциональный, частнонаучные: метод ранжирования, количественный метод SWOT-анализа, метод матрицы формирования стратегии развития предприятия.

     Информационная  база. В исследовании был проанализирован материал отчетов о деятельности отдела кадров, конструкторского, финансового, отделов сбыта и маркетинга. Данные послужили основой для комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия  ООО «Металлоконструкции».

     Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на теоретическом уровне факторов внешней и внутренней среды и их взаимосвязей при влиянии на функционирование  предприятия.

     Научно-практическая значимость связана с возможностью использования опыта  исследования и полученных результатов при разработке стратегий развития предприятий строительной отрасли.

     В соответствии с задачами была выбрана следующая структура исследования.

     Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность исследования, ставится цель и задачи, в первой главе анализируются  теоретические положения внутренней и внешней среды организации, методология их анализа, формирование стратегии развития на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Во второй главе проводится исследование внешней и внутренней среды предприятия, разрабатывается стратегия развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Факторы внешней и внутренней среды  предприятия
 

     Внешняя среда предприятия - это конкурентная среда, где организация осуществляет реализацию своего продукта. Состояние  такой среды постоянно меняется. В связи с этим основной задачей стратегического управления предприятием является обеспечение ее эффективной адаптации к любым значимым изменениям внешней среды.1

     Взаимодействие  предприятия с внешней средой отражает модель предприятия как  открытой системы (рис. 1).

Рис. 1. Модель предприятия как открытой системы

     Как видно из рисунка, внешняя среда предприятия делится на макроокружение и микроокружение (деловую среду).

     В качестве основных факторов микроокружения можно выделить следующие:2

  1. Поставщики - непосредственно воздействуют на деятельность предприятия, так как стоимость поставляемых ими ресурсов оказывает влияние на себестоимость продукции и ее качество.
  2. Потребители - являются важнейшей составляющей микроокружения. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности. Влияние потребителей на деятельность предприятия может проявляться в различных формах: финансовое положение потребителей влияет на уровень цен на производимую продукцию, ее качество; предпочтения потребителей оказывают влияние на технологические характеристики продукции, планировку помещений и т.д. В то же время предприятие оказывает влияние на потребителей своей продукции устанавливаемым уровнем скидок, предоставлением гарантий и т.д.
  3. Конкуренты. Анализ конкурентов является важнейшим элементом стратегического анализа, т.к. позволяет оценить, насколько сильны позиции предприятия и выявить его основные конкурентные преимущества.
  4. Государственные органы власти - городская и областная администрации, налоговая инспекция. Данная составляющая внешней среды предприятия может оказывать наиболее сильное влияние на его деятельность, в то время как само предприятие чаще всего не в состоянии повлиять на нее.
  5.  Инфраструктура - создает необходимые условия для ведения 
    бизнеса, т.к. обеспечивает предприятие необходимыми ресурсами: 
    финансовыми, консультационными, трудовыми и т.д. Данная часть микроокружения состоит из таких элементов, как финансовые организации, консультационные фирмы, рекрутинговые агентства, страховые компании.

     Внутренняя  среда включает  в  себя  следующие  факторы:3

  1. Трудовые ресурсы. От качественного и количественного состава персонала непосредственно зависит производительная способность предприятия. Производительность труда является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на долгосрочную рентабельность  и   прибыльность предприятий. Следовательно, трудовые ресурсы необходимо учитывать как отдельный элемент внутренней среды.
  2. Материальные ресурсы (сырье, материалы). Несмотря на то, что материальные ресурсы производятся вне предприятия, на наш взгляд, они являются неотъемлемой частью его внутренней среды, поскольку участвуют в процессе производства и становятся материальной субстанцией строительной продукции, влияют на ее качество.
  3. Эффективность использования материальных ресурсов зависит от особенностей предприятия и, несомненно, является одной из важнейших характеристик внутренней среды. Таким образом, материальные ресурсы являются важным элементом внутренней среды.
  4. Инновационные  ресурсы  (научные исследования  и разработки). Мировой   опыт доказывает, что использование   инноваций   способствует развитию предприятий и обеспечению их устойчивости на рынке. Инновации определяются как: объект, внедренный в производство в результате научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога; новые исследования и разработки,  имеющие прикладное значение, как форма проявления научно-технического прогресса.
  5. Финансы. Необходимость выделения такого элемента внутренней среды, как финансы, на наш взгляд, очевидна: состояние финансов во многом определяет будущее предприятия, перспективы его развития, так как инвесторы, прежде всего, обращают внимание на показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
  6. Организационные ресурсы. Организационные возможности отражают сложившиеся на предприятии связи и отношения между подразделениями, стиль руководства, варианты построения организации. Выделение данного элемента связано с тем, что от организационных возможностей предприятия во многом зависит его эффективность и конкурентоспособность в целом.
  7. Маркетинг. Выделение такой составляющей, как маркетинг, на  наш  взгляд, приобретает особую актуальность в условиях усиливающейся конкуренции. Возможности предприятия в области сбыта продукции, изучении предпочтений потребителей во многом определяют его жизнеспособность и дальнейшее развитие в рыночных условиях.

     Для того, чтобы предприятие могло  достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней  среды.

     На  наш взгляд, ресурсы являются важнейшей  частью внутренней среды предприятия, они оказывают самое непосредственное влияние на эффективность его  функционирования.4 Ресурсы   предприятия – это   наличные   или   необходимые   средства, возможности,    ценности,    запасы,    обеспечивающие    стабильную    работу предприятия  для  достижения   его  основных  целей.   Предприятие  должно располагать следующими основными видами ресурсов:5 человеческими; материальными;  энергетическими; финансовыми; информационными; технологическими;

временными.

     Задача  руководителя в конкретной ситуации - добиться такого соотношения и  мобилизации ресурсов, которые привели  бы к достижению цели с минимальными затратами.

     Запасы  ресурсов, которые необходимы для  бесперебойной работы предприятия, называются резервами.

     С точки зрения стратегии развития под резервами надо понимать возможности  повышения эффективности, т.е. потенциала развития организации.

     Резервы классифицируются по разным признакам. Выделим 5 основных классификационных признаков с позиции формирования стратегии:6

1. По  пространственному признаку:

  • резервы внешней среды - возможности, предоставляемые макро- и микроокружением предприятия.
  • резервы внутренней среды - те резервы, которые могут быть 
    выявлены и использованы только на исследуемом предприятии.

2. По  признаку времени:

  • текущие - возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени (месяц, квартал, год).
  • перспективные - возможности улучшения хозяйственной деятельности в будущем, связаны с внедрением научно-технического прогресса, сменой организационной структуры и т.д.

3. По  способам выявления:

  • явные - могут быть выявлены по результатам бухгалтерского учета и отчетности.
  • скрытые - резервы, для выявления которых необходимо сделать сравнительный внутрифирменный анализ.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия местной промышленности