Внешняя и внутренняя среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики на первое место выходит эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия, в связи продолжающейся интеграцией в мировое экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение. Важнейшим фактором, влияющим на эффективность производственно-хозяйственной деятельности, является планирование численности работников, фонда оплаты труда и стоимости основных производственных фондов, а также себестоимости продукции, так как именно она отражает конкурентные преимущества того или иного экономического субъекта по сравнению с конкурентами.

Файлы: 1 файл

экономика организаций.docx

— 105.14 Кб (Скачать)

Введение .

            В настоящее время в условиях рыночной экономики на первое место выходит эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия, в связи продолжающейся интеграцией в мировое экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение. Важнейшим фактором, влияющим на эффективность производственно-хозяйственной деятельности, является планирование численности работников, фонда оплаты труда и стоимости основных производственных фондов, а также себестоимости продукции, так как именно она отражает конкурентные преимущества того или иного экономического субъекта по сравнению с конкурентами.  
         Планирование основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Так как это позволяет выяснить тенденции изменения и развития предприятия, выполнения плана по их уровню, определить влияние факторов на их прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения затратных статей предприятия.  
         Экономика организации дает инструментарий для технико-экономического обоснования функционирования организации, оценки хозяйственных результатов ее деятельности, выявления недостатков в хозяйственной политике предприятия и разработки организационно-технических мероприятий по ее совершенствованию.

 

 

 

 

1. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятие- это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления); 

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического  назначения); 

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя; 

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд); 

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков). 

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику. 

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). 

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает  предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов. 

Научно-технические  факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства. 

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др. 

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. 

Политические  факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. 

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. 

Внутренняя среда фирмы  является по существу реакцией на внешнюю  среду.

Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

  • производство,
  • маркетинг,
  • НИОКР,
  • финансовое управление,
  • общее управление.

Такое деление на сферы  деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и  производственной организационных  структурах. 

 

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности  и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в  рыночной экономике. 

Рынок выполняет следующие  функции:

а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг); 

б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда); 

в) распределительную (устанавливает  необходимые воспроизводственные  пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

г) стимулирующую (побуждает  снижать индивидуальные затраты  труда, использовать новую технику); 

д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере); 

е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц). 

Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации. 

Таким образом, внешняя среда  предприятия представляет собою  единую рыночную систему с частными рынками:

- потребления;

- научно-технической, экономической,  политической информации;

- капитала;

- рабочей силы;

- сырья, материалов и  комплектации.

Эти рынки и сама фирма  в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам  игры» - законодательным правилам и  ограничениям.

Предприятие, являясь составной  частью внешнего окружения, обязано  постоянно решать вопросы социального  развития не только собственного трудового  коллектива, но и местного и общегосударственного значения. 

Поведение хозяйствующих  субъектов на рынке регулируется принципами:

  • взаимовыгодности и равноправия деловых отношений; 
  • ответственности перед конечным потребителем; 
  • достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
  • экономного ведения хозяйства; 
  • соблюдения этического кодекса предпринимательства. 

 
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между  собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы.

Рис.1Внешняя среда фирмы

Внешняя среда фирмы (рис. 1) выступает как нечто заданное.

Внутренняя среда фирмы  является по существу реакцией на внешнюю  среду.

Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно  свести к следующим укрупненным  сферам:

- производство; 
- маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС); 
- НИОКР; 
- финансовое управление, бухучет и отчетность; 
- общее управление.

Такое деление на сферы  деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и  производственной организационной  структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется схемой рис.1.1

Рис. 1.1 Внутренняя среда фирмы

1.2. Внешняя микросреда фирмы

Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис. 1.2 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.

Рис. 1.2. Внешняя микросреда фирмы

1.3. Основные факторы внешней макросреды фирмы

1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

- состояние общей деловой  активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность); 
- инфляция, дефляция; 
- политика цен; 
- кредитно-денежная политика и др.

3. Социальные факторы:

- глубина расслоения общества; 
- уровень доходов; 
- уровень безработицы; 
- социальная защита; 
- покупательная способность и др.

4. Законодательство:

- налоги; 
- правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); 
- защита прав потребителей; 
- законодательство по безопасности и качеству товаров; 
- законодательство по охране труда и технике безопасности; 
- законодательство по охране окружающей среды и т.д.

5. Научно-технические факторы:

- ускорение НТП; 
- рост ассигнований на НИР и ОКР; 
- технологическое развитие отрасли и др.

6. Природные факторы:

- доступность (дефицит)  сырья; 
- рост цен на топливо и энергию; 
- загрязнение окружающей среды.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда предприятия