Влияние психологических факторов на процесс принятия решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы понять процесс принятия решения, необходимо рассмотреть личностные факторы. Эти факторы отражают индивидуальные качества человека. Их влияние на принятое решение становится очевидным в нескольких случаях, но все они выявляют личностное восприятие организационных проблем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………..2.
I. Влияние психологических факторов на процесс принятия решений в организации………….3.
I.I. Личностные факторы в принятии решений………………………………………………………………………..3.
I.II. Субъективная рациональность - индивидуальное восприятие ситуации
принятия решения………………………………………………………………………………….…………………………….3.
I.III Адекватные решения……………………………………………………………………………………………………………8.
II. Информационные технологии в управленческой деятельности…………………………………………12.
II.I. Классификация информационных технологий и систем……………………………………………………12.
II.II. Применение информационных технологии в управлении организацией……………………….13.
II.III. Информационные технологии как инструмент формирования
управленческих решений………………………………………………………………………………………………….….14.
III. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………...19.
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

В соответствии с этими направлениями информационная технология обеспечивает высшему руководству оперативный, удобный доступ и сортировку информации по ключевым факторам, которые позволяют оценивать степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу.

Особенностями информационной технологии контура  долгосрочного планирования и анализа прогнозируемого функционирования является построение агрегированных моделей развития организации с учетом деятельности смежных производственно-хозяйственных комплексов.

Модели данного  контура функционирования информационной технологии должны учитывать:

   • особенности развития рыночных отношений в стране;

   • возможные перспективные виды продукции (товары и услуги), относящиеся к профилю деятельности организации или предприятия;

   • потенциальные виды производственных ресурсов, возможные для использования при создании новых видов продукции (товаров, услуг);

   • перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции (товаров и услуг).

Учет перечисленных  факторов в модели функционирования информационной технологии базируется, преимущественно, на использовании  внешней, для деятельности организации, информации. Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационной средой для получения, накопления и обработки внешней информации.

Отличительной особенностью функционирования ИТ в контуре долгосрочного стратегического планирования, базирующегося на использовании агрегированных моделей, следует считать решающую роль самого управленческого персонала в процессе принятия решений. Высокий уровень неопределенности и неполноты информации повышает значение субъективного фактора как основы принятия решений. При этом автоматизированная информационная технология выступает в роли вспомогательного средства, обеспечивающего главную предпосылку для организации деятельности аппарата управления.

Таким образом, информационные технологии поддержки  стратегического уровня принятия решений  помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные  задачи, основной из которых является сравнение происходящих во внешней  среде изменений с существующим потенциалом фирмы.

Основным  инструментарием для поддержки  работы высшего руководящего звена  являются разрабатываемые стратегические информационные системы для реализации стратегических и перспективных  целей развития организации.

В настоящее  время еще не выработана общая  концепция внедрения стратегических информационных систем из-за их целевой  и функциональной многоплановости. Существуют три тенденции их использования.

За основу первой принято положение, что сначала  формулируются цели и стратегии  их  достижения, а только затем  автоматизированная информационная технология приспосабливается к выработанной заранее стратегии.

Вторая тенденция  основана на том, что организация  использует стратегическую информационную систему при формулировании целей  и стратегическом планировании.

За основу третьей тенденции принята методология  синтеза двух предыдущих тенденций - встраивания стратегической информационной системы в существующую информационную технологию с совмещением выработки  концепции развития организации  в управленческом звене фирмы.

Информационные  технологии призваны создать общую  среду компьютерной и  телекоммуникационной поддержки стратегических решений  в неожиданно возникающих ситуациях.

2. Тактический  уровень принятия решений основан  на автоматизированной обработке  данных и реализации моделей,  помогающих решать отдельные,  в основном, слабо структурированные  задачи (например, принятие решения  об инвестициях, рынках сбыта  и т. д.). К числу основных 
целей тактического уровня руководства относятся:

   • обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;

       • создание потенциала для развития организации;

   •     создание и корректировка базовых  планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в  процессе развития организации потенциала.

   Для принятия тактических решений информационная технология должна обеспечивать руководителей среднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных или групповых решений тактического плана. Обычно, такие решения имеют важное значение на определенном временном интервале (месяц, квартал, год).

Тактический уровень принятия решения средним  управленческим звеном используется для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированной информационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период, обеспечение доступа к архивной информации, принятие тактических управленческих решений и т.

   Функционирование  информационной технологии в контуре среднесрочного тактического планирования базируется на использовании моделей, отражающих реальные факторы и условия возможного развития деятельности организаций и предприятий, в значительной степени учитываются внешние требования поставщиков и потребителей. Однако в данном контуре внешняя информация точно соответствует возможным и практически осуществляемым направлениям развития организаций и предприятий, что повышает уровень определенности данных и модели системы управления.

Для поддержки  принятия тактического решения в  информационной технологии фирмы используются такие инструментальные средства, как базы данных, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т. д.

Одним из инструментальных средств для принятия тактического решения. в настоящее время, являются системы поддержки принятия решений. которые обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Системы поддержки принятия решений имеют достаточно мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Основными характеристиками таких систем являются:

   • возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

   • наличие инструментальных средств моделирования и анализа;

   • возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;

   • гибкость и возможность адаптации к изменению условий;

   • технология, максимально ориентированная на пользователя.

3. Оперативный  (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использования определенного на тактическом уровне потенциала. При этом, к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:

   • получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;

   • регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;

   • выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

Функционирование  информационной технологии в контуре текущего планирования и оперативного регулирования происходит в условиях определенности, полноты информации и. зачастую, в режиме реального времени обработки информации.

Информационные  технологии обеспечивают специалистов на оперативном уровне информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств информационной технологии на этом уровне — отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации, что соответствует оперативному управлению.

Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и структурированы. Выполняется программная обработка информации по заранее разработанным алгоритмам.

Информационная  технология, поддерживающая управление на оперативном уровне, является связующим звеном между организацией и внешней средой. Через оперативный уровень также поставляются данные для остальных уровней управления.

Инструментальные  средства на оперативном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Они обслуживают специалистов организации, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в организации и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов.

Основные  информационные потребности на оперативном уровне могут быть удовлетворены с помощью типовых функциональных и проблемно - ориентированных аппаратно-программных инструментальных средств для текстовой, табличной, графической и статистической обработки данных, электронных коммуникации и т. д.

   Управление - исключительная функция человека, значение которой в современном экономическом росте неизмеримо усиливается. Умелое управление позволяет эффективно реализовать сильные стороны людей, соединить научно-технические достижения с человеческими способностями

Учитывая, что процессы управления, в первую очередь, процессы информационные, одним из направлений его совершенствования является информатизация управления. Информационные ресурсы - это полная совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности обще- 
ства в целом. Они могут использоваться и как средства, содействующие развитию общества, и как продукт труда, фактор повышения его эффективности. В свете этого главная проблема управления - это. прежде всего, проблема информационных взаимодействий (отношений) между субъектами. управляющими функционированием и развитием сложных социально-экономических систем и подсистем.

Важнейшей отличительной чертой процессов  управления является непременное наличие в управляющей системе обратной связи. Выработка управляющих воздействий требует информации о результате предыдущего воздействия на объект управления, информации о достижении некоторой заданной на предшествующем этапе управления цели.

Рациональность  использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность процессов информатизации управления, которые включают наряду с информационным, программное, технологическое. организационное, правовое и др. обеспечения управления. Очевидно, основной является информационная компонента, т.к. именно информация 
является предметом дальнейшей обработки и использования.
 
 

III. Заключение.

В моей курсовой работе на тему: «Информационные технологии в управлении и для принятия решений» по дисциплинам «Управленческая  психология» и «Управление персоналом»  я показала, какую важную роль в успехе коммерческой деятельности организации имеет психологические аспекты и современные информационные технологии.

  Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать.

В   условиях  эффективное управление  представляет  собой ценный   ресурс   организации,   наряду   с   финансовыми,    материальными, человеческими и другими ресурсами.  Следовательно,  повышение эффективности управленческой    деятельности    становится    одним     из     направлений совершенствования деятельности  предприятия в целом.  Наиболее  очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является  его

автоматизация.   Управленческий  труд  отличается  сложностью  и  многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними  связями  с  различными явлениями   и   процессами.   Это,   прежде   всего,   труд   творческий   и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть  вообще  не  поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация  управленческой  деятельности изначально связывалась только с  автоматизацией  некоторых  вспомогательных, рутинных  операций.   Но   бурное   развитие   информационных   компьютерных технологий,   совершенствование   технической    платформы    и    появление принципиально  новых классов программных  продуктов  привело  в  наши  дни  к изменению  подходов к автоматизации управления производством. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние психологических факторов на процесс принятия решений в организации