Управление затратами. Концепция «бережливого производства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:12, научная работа

Краткое описание

Цель данного учебного модуля состоит в ознакомлении обучающихся с современной методологией управления затратами, создании у них устойчивой мотивации к самостоятельному изучению публикаций по данной тематике, а также в воспитании бережливого отношения к расходованию всевозможных ресурсов, используемых при осуществлении различных видов деятельности.

Оглавление

1. Основные понятия и классификация затрат предприятия
1.1 Основные понятия
1.2 Общая классификация затрат
1. по времени реализации управленческих решений
2. по наличию специфических особенностей
3. по экономическим элементам
4. по статьям калькуляции себестоимости
5. по способу отнесения на себестоимость продукта
6. по сложности учета
7. по методу калькуляции
8. по результативности (полезности)
9. по отношению к объему производства
10. по участию в образовании стоимости продукции
11. по степени отражения в учетной документации
12. по использованию в управленческом учете
13. по возможности планирования
14. по месту возникновения и носителям затрат
2. Основные факторы, влияющие на затраты
2.1 Основные понятия и классификация факторов, влияющих на затраты
2.2 Внешние факторы
2.3 Внутренние факторы
2.3.1 Продуктовые факторы
2.2.2 Технологические факторы
- Классификация технологических процессов при создании и обращении продукции
- Определение состава и структуры определения технологических процессов
- Качество технологической подготовки производства
- Технологическая унификация, качество технологической документации
- Уровень экономичности производственных процессов и качество управления
- Уровень механизации и автоматизации технологических процессов
- Применение ресурсно и энергосберегающих технологий
2.3.3 Технические факторы
- Видовой состав и структура основных и оборотных материальных технических средств
- Технические характеристики и состояние материальных технических средств
- Уровень использования материальных технических средств
2.3.4 Структурные факторы производства (обращения)
- Организационные структурные факторы
- Виды, формы и методы организации процесса непосредственного производства
- Производственные структурные факторы
- Интегральные структурные факторы
2.3.5 Организационно-управленческие факторы
2.3.6 Факторы, связанные с социально-экономическими отношениями
- Основные понятия формирования системы управления
- Эффективность системы мотивации и стимулирования работников
- Формы и системы оплаты труда
- Должностные оклады
- Система стимулирования труда работников предприятия
- Условия труда и степени удовлетворенности персонала
3. Система управления затратами
3.1 Основные понятия в области управления затратами на предприятии
3.2 Разработка политики в области управления затратами предприятия
3.3 Нормирование затрат, составление расчетов и смет, планирование затрат
- Нормирование использования основных видов ресурсов
- Определение потребности основных видов ресурсов, проведение расчетов
- Планирование составление смет, калькулирование себестоимости продукции
3.4 Бюджетирование затрат
3.5 Программа, планы и бюджет предприятия по сокращению затрат
3.6 Оперативный учет и контроль в процессе тактического управления затратами
3.7 Оперативный анализ затрат факторов в процессе тактического управления
- Анализ общей сметы затрат
- Анализ себестоимости единицы продукции
- Анализ комплексной оценки использования ресурсов
- Выявление резервов снижения затрат и существенных управляемых факторов
- Проведение оценки эффективности выполненных мероприятий по сокращению затрат
- Анализ уровня затрат предприятия и оценка эффективности мероприятий по их сокращению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление затратами. Концепция «бережливого производства» Введе.doc

— 1.42 Мб (Скачать)
  • мероприятия не обосновывались на предмет полезности для достижения главной цели управления затратами, а именно для создания и поддержания условий для функционирования и развития организации, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения требуемого уровня ее безопасности;
  • не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для их выполнения;
  • мероприятия слабо увязывались с мероприятиями, запланированными для реализации в смежных областях деятельности;
  • недостаточно обоснованно прогнозировались потребности по составу, квалификации и числу руководителей и исполнителей процессов, связанных с управлением затратами;
  • при оценке подготовленности и квалификации участников соответствующих процессов по управлению качеством не использовались количественные показатели.

Разработку целевой программы  сокращения затрат следует осуществлять поэтапно, включая:

подготовку к разработке; 
определение целей, задач и заданий; 
разработку мероприятий программы.

Данные программы могут разрабатываться  как для организации в целом, так и в отношении отдельных  видов продукции (услуг), изготавливаемых  и поставляемых в рамках заключенных  контрактов, так называемые «продуктовые»  программы. 
 
В целевую программу сокращения затрат необходимо включать:

  • цели и задания в области сокращения затрат, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на различных стадиях разработки и производства продукции (услуг);
  • все необходимые мероприятия и процедуры их выполнения, обеспечивающие достижение целей и выполнение заданий программы.

При подготовке целевой программы  следует использовать «дерево целей». 
 
Важнейшие положения построения «дерева целей» заключаются в следующем:

  • каждая цель должна описываться не только словесно, но и обязательно количественно;
  • цели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указывать срок их достижения с промежуточными контрольными точками;
  • для всех целей должны быть установлены коэффициенты их важности;
  • процесс составления «дерева целей» - итерационный процесс;
  • цели с низким коэффициентом важности следует исключать. 
    По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: приказ директора или другой подобный акт.

При необходимости на каждую программу следует составлять «Паспорт программы», включающий следующие разделы:

1. Наименование программы. 
2. Основание для разработки программы. 
3. Ответственный за реализацию программы (куратор программы). 
4. Основные исполнители (подразделения и (или) должностные лица организации). 
5. Сроки реализации. 
6. Основные программные задания. 
7. Цель программы. 
8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы. 
9. Объемы финансовых средств, распределенные по соответствующим периодам реализации программы, а также источники финансирования и материального обеспечения. 
10. Контроль за исполнением программы. 
В свою очередь, типовой состав разделов целевой программы сокращения затрат содержит следующие элементы: 
1. Цели и задачи программы. 
2. Задания и показатели по сокращению затрат (на всех стадиях жизненного цикла и уровня управления). 
3. Мероприятия по реализации заданий. 
4. Механизм реализации программы. 
5. Обеспечение программы (материальное, финансовое, персоналом и др.). 
6. Оценка эффективности программы. 
7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.

При составлении заданий и перечня  мероприятий по их реализации можно  объединить их по следующим направлениям, например: 
 
1. Неотложные меры (борьба с кризисом денежных средств):

  • сокращение рабочих мест соответственно сокращению объема продаж;
  • сокращение накладных расходов соответственно сокращению объема продаж;
  • сокращение дополнительных расходов (благоустройство, второстепенные проекты и т.д.);
  • снижение закупок материалов до минимального уровня, необходимого для выполнения текущих заказов;
  • прекращение производства «на склад»;
  • использование всех возможностей получения скидок на материалы, энергию, транспорт, услуги, кредиты и т.п.

2. Разовые меры (структурное сокращение  затрат):

сокращение должностей на корпоративном  уровне и в подразделениях; 
сокращение операционных затрат в связи с сокращением числа подразделений; 
продажа и перераспределение активов.

3. Постоянные меры (повышение эффективности  работы):

  • повышение производительности труда;
  • совершенствование обслуживания клиентов, недопущение срыва заключения или разрыва действующих контрактов, недопущение потерь постоянных клиентов;
  • обеспечение качества продукции и обеспечение своевременности поставок, недопущение рекламаций;
  • внедрение автоматизированных информационных систем с целью повышения эффективности управления;
  • повышение технологичности продукции:
  • развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат;
  • быстрое реагирование на изменяющиеся условия рынка и угрозы безопасности предприятия:
  • внедрение инновационных технологий, обеспечивающих сокращение затрат на стадиях жизненного цикла продукции (услуг).

При определении очередности выполнения мероприятий по реализации заданий  приоритетом должны пользоваться те, которые могут быть выполнены в кратчайшие сроки и с минимальными затратами ресурсов, затем должны выполняться мероприятия, которые наиболее важные для организации и которые могут оказать существенный эффект по сокращению затрат в целом по организации. Далее ранжируются мероприятия, оказывающие локальный эффект в отдельном подразделении или сфере деятельности организации. При этом важно оценивать каждое мероприятие в увязке с главной целью сокращения затрат, т.е. определять как его выполнение отразится на условиях для функционирования и развития организации, повышении ее конкурентоспособности и обеспечении требуемого уровня ее безопасности.

Планы по сокращению затрат

 
Данные планы являются организационными документами, которые определяют конкретные процедуры, которые необходимо выполнить для реализации программных мероприятий в текущем периоде, ресурсы, выделяемые для их реализации, ответственных исполнителей и участников, а также сроки выполнения запланированных мер по процессам, контрактам и т.п. 
 
Среди наиболее часто используемых видов отображения плановых работ следует отметить координационные, ленточные и сетевые планы. Ленточный график имеет большую наглядность, чем координационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ. Образец координационного плана представлен в таблице.

Образец координационного плана 

 

 
Наименование мероприятия

Выделяемый ресурс

Ответственный исполнитель

Исполнитель

Срок исполнения

Примечание

Мероприятие «……»

30 000 руб

Директор по экономике

Финансовый отдел

30.10.2009

-


 
Сетевой график - полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. 
 
Основные элементы сетевого графика : работа, событие, критический путь. Сетевой график обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами представления планов. Такие графики позволяют рассчитать ранние и поздние сроки начала и окончания каждой работы, определить критический путь, общие и частные резервы времени. В то же время сетевой график недостаточно информативен и нагляден, так как в нем не указаны исполнители работ и основные показатели не изображаются, а рассчитываются. Поэтому следует использовать сетевую матрицу, которая объединяет наглядность ленточного графика с достоинством сетевого графика.

 

3.6 Оперативный  учет и контроль в процессе  тактического управления затратами

 

Основу любого управления составляют функции контроля и регулирования. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия существенно зависит от уровня информационного обеспечения управленцев всех уровней. 
 
В условиях усложнения задач, стоящих перед системой бухгалтерского учета, финансовый учет как основная часть информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не предоставляет информацию для планирования и координации будущего развития предприятия в условиях рынка. Для решения данной проблемы используется управленческий учет, представляющий собой самостоятельное направление бухгалтерской деятельности [4]. 
 
Задачей управленческого учета является составление отчетов для целей:

периодического планирования и  контроля; 
принятия решений в нестандартных экономических ситуациях.

Эти отчеты составляются для внутренних пользователей бухгалтерской информации и должны содержать информацию не только об общем финансовом положении  предприятия, но и о состоянии  дел непосредственно в области  производства. 
 
Менеджеры (управляющие) функциональных подразделений нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации могут относиться сведения, касающиеся, например:

продажных цен на продукцию (услуги); 
затрат на их производство; 
спроса; 
рентабельности продукции (услуги); 
их конкурентоспособности и т.д.

Для менеджера важна любая подобная информация, независимо от того, является ли она объектом учета или нет. Такую информацию и призван предоставить управленческий учет. 
 
В отечественной практике пока недостаточно широко используется управленческий учет. Но было бы ошибочным утверждать, что управленческий учет - нечто новое для наших предприятий. Многие элементы управленческого учета находят свое отражение в различных видах финансовой деятельности, например:

  • учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (в бухгалтерском учете);
  • оперативная отчетность (в оперативном учете);
  • анализ себестоимости продукции, оценка выполнения заданий, обоснование принимаемых решений (в экономическом анализе) и т.д.

Однако эта информация разбросана между различными службами, формируется  с опозданием. Например, анализ экономической  деятельности проводится, когда основные финансовые показатели уже сформированы, и повлиять на них уже нельзя. Эффективность работы отдельных подразделений предприятия практически не анализируется. 
 
В условиях централизованной системы управления проводились мероприятия по ведению внутреннего хозяйственного расчета, который, по сути, является прообразом управления по центрам ответственности. Методы управленческого учета, применяемые при административных методах управления, не давали должного результата, что объясняется отсутствием собственника, заинтересованного в снижении затрат на производство и повышении его эффективности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  УЧЕТА


Управленческий  учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью организации. Управленческий учет - это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Предметом управленческого учета  является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности). 
 
Объектами управленческого учета являются:

затраты и результаты хозяйственной  деятельности предприятия и его  центров ответственности; 
внутреннее ценообразование; 
внутренняя отчетность.

Управленческий учет представляет собой системный оперативный анализ информации, основанный на применении разнообразных методов:

  • элементов метода финансового учета (документирование, инвентаризация, двойная запись, группировка и обобщение, отчетность);
  • индексного метода;
  • приемов экономического анализа;
  • математических методов.

Управленческий учет является результатом  развития производственного, калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и калькулирование. 
 
Современный производственный учет призван:

  • выявлять и классифицировать затраты производства;
  • анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозами, стандартами;
  • выявлять возможные резервы снижения затрат.

Производственный учет включает в  себя учет издержек:

по видам; 
по местам их возникновения; 
по носителям.

Важнейшими целями управленческого  учета являются:

  • оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия;
  • обеспечение базы для ценообразования;
  • выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА


 
Финансовый и управленческий учет представляют собой взаимозависимые части единого бухгалтерского учета. Их взаимосвязь заключается в следующем:

  • информация двух видов учета используется для принятия решений;
  • однократное ведение первичной информации не только для управленческого учета, но и для составления финансовой отчетности;
  • общепринятые принципы финансового учета применяются и в управленческом учете;
  • единые объекты учета;
  • единый подход к выбору целей и задач учета;
  • использование общих методов в каждом из видов учета (документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность предприятия).

Основные отличия финансового  и управленческого учетов представлены в таблице.

СВЯЗЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА С  ФИНАНСОВЫМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ


 
Управленческий учет включает в  себя производственный учет и часть  финансового учета, который необходим  для внутреннего управления (в  части составления отчетов о  затратах на производство продукции  для внешних пользователей). 
 
Для получения достоверной информации в отечественной практике наряду с ведением финансового учета принято также вести учет для целей налогообложения. 
 
Действующим Положением о составе затрат для целей налогообложения предусматривается порядок корректировки производственных затрат предприятия в части, касающейся расходов, ограничиваемых утвержденными лимитами, нормами и нормативами, например:

на оплату процентов по займам и  кредитам; 
на рекламу; 
представительских; 
командировочных и др.

Следовательно, в управленческом учете  такие расходы необходимо разграничить как нормативные и сверхнормативные. При налогообложении прибыли расчетная база увеличивается на сумму расходов, которые не могут быть включены в себестоимость продукции, работ, услуг (сверхнормативные расходы). 
 
Таким образом, принимая во внимание особенности российского налогового законодательства, учет целесообразно разделить на:

управленческий; 
финансовый; 
налоговый.

Взаимосвязь видов указанных учетов изображена на рисунке.

Взаимосвязь различных  видов учетов

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО  ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ


 
Как правило, управленческий учет осуществляют специально подготовленные бухгалтеры, которых иногда называют бухгалтерами-аналитиками (финансовыми контролерами). 
 
Управление в любой области деятельности включает в себя планирование, контроль и стимулирование, управленческий учет не является исключением.

Отличия финансового  и управленческого учетов

№ п/п

Признак

Финансовый учет

Управленческий учет

1

Степень регламентации

Ведение является обязательным для  каждого предприятия, правила ведения  регламентируются государством

Внутреннее дело предприятия, никто  не вправе указывать, в какой форме  он должен быть организован

2

Точность информации

Присуща точность информации, в которой  отражаются совершенные операции

Зачастую используются приблизительные  данные

3

Масштабы информации

Обобщает информацию о деятельности всего предприятия.

Содержит информацию об отдельных видах продукции, работ, услуг, результатах деятельности отдельных подразделений

4

Цель учета

Ведется с целью составления  финансовой отчетности для внешних  пользователей информации

Призван обеспечить сбор и обработку  информации для использования внутренними пользователями при планировании, управлении и контроле различными видами деятельности организации

5

Пользователи информации

Юридические и физические лица, имеющие  определенные отношения с организацией (например, кредиторы, налоговые органы, акционеры, внебюджетные фонды и т.д.)

Управленческий персонал разных уровней  для определения себестоимости  продукции, ее анализа, составления  текущих отчетов центров ответственности, долгосрочного планирования деятельности предприятия

6

Принципы учета

Ведется в общепринятом порядке на основе норм и стандартов бухгалтерского учета. Это позволяет внешним пользователям информации сравнивать и сопоставлять данные учета

Заключается в выборе тех правил и приемов, которые дают полезную информацию при принятии решений

7

Структура учета

Имеется базисное равенство: активы = обязательства + собственный капитал

Его структура оперирует тремя  видами объектов: доходы, издержки, активы

8

Время соотношения

Отражается информация о свершившихся хозяйственных операциях за отчетный период, которая используется в управленческом учете при планировании и прогнозе. 
Финансовый учет призван показать, «как это было»

Охватывает информацию о свершившихся фактах и обращенную к будущему. 
Управленческий учет содержит больше приблизительных оценок и призван показать, «как должно быть»

9

Форма выражения информации

Хозяйственные операции измеряются в  денежных единицах. Остатки по всем счетам в Главной книге за отчетный период используются для составления  финансовой отчетности

Большой объем информации представлен в натуральном выражении (нормо-час, трудовой час, час работы машины, центнеры, гектары и т.д.)

10

Частота подачи информации

Отчеты готовятся регулярно: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно

Отчеты готовятся как на регулярной основе, так и по запросам руководителей разных уровней в нужное для них время

11

Сроки представления информации

Регламентируются законодательно

Устанавливаются администрацией предприятия

12

Методы ведения учета

Счета, двойная запись, документирование, инвентаризация

Эти элементы используются, но не всегда

13

Степень открытости информации

Является открытой, публичной и  не представляет коммерческой тайны

Обычно является коммерческой тайной предприятия, не подлежит публикации и  носит конфиденциальный характер

14

Степень ответственности

За нарушение правил ведения  финансового учета и искажение  его данных, предусматриваются штрафные санкции со стороны налоговых  органов

Данные управленческого учета  часто носят приблизительный  характер. За решения, которые администрацией были признаны неправильными, несет дисциплинарную ответственность менеджер


Взаимосвязь различных  видов учетов

 
На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке планов (бюджетов) производственных подразделений, которые  в дальнейшем сводятся в общий план, представляемый на утверждение руководству. Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной и содержать данные о доходах и расходах. 
 
Планы разрабатываются бухгалтером-аналитиком совместно с руководителями центров ответственности. Разработка планов осуществляется снизу вверх. На данном этапе функции бухгалтера-аналитика заключаются в:

  • установлении наиболее рентабельных видов продукции;
  • разработке рекомендаций по потенциальным рынкам сбыта продукции и оптимальным ценам ее продажи;
  • участии в обсуждении производственной программы предприятия.

В этой связи современный бухгалтер-аналитик должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового  анализа и планирования. 
 
На стадии контроля бухгалтером-аналитиком в каждом центре ответственности проводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. 
 
При этом выявляются расхождения, а также определяются способствующие этому факторы для того, чтобы предотвратить или уменьшить их влияние в дальнейшем. Таким образом, отчеты, подготовленные бухгалтерами-аналитиками в конце отчетного периода, позволяют оцепить деятельность руководителей центров ответственности, а также определить, на каких участках не удалось достичь плановых показателей. 
 
Планы и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность всего персонала предприятия. Планы содержат показатели, которые должны быть достигнуты. Знакомясь с ними, менеджеры знакомятся с задачами, стоящими перед ними. Бухгалтер-аналитик, с одной стороны, несет ответственность перед руководством за достоверность составленных отчетов, с другой - оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов работы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА


 
Огромное значение для правильной организации учета затрат имеет  их научно обоснованная классификация. Нормативными документами по планированию и исчислению себестоимости продукции  предусмотрены следующие группировки  затрат на производство [4]:

1) по составу - одноэлементные и комплексные; 
2) по видам - экономически однородные элементы и статьи калькуляции; 
3) по назначению - основные и накладные; 
4) по отношению к объему производства - постоянные и переменные; 
5) по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции - прямые и косвенные; 
6) по характеру затрат - производственные и внепроизводственные; 
7) по степени охвата планом - планируемые и непланируемые.

Принятая классификация издержек производства выполняет определенную функцию в системе калькулирования продукции, но не отвечает задачам управленческого учета. 
 
К основным задачам управленческого учета относят:

а) расчет себестоимости произведенной  продукции и определение размера  полученной прибыли; 
б) принятие управленческого решения и планирование; 
в) контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Международные стандарты по производственному  учету предусматривают разные варианты классификации издержек в зависимости  от задач, выполняемых управленческим учетом. Для решения каждой из названных задач потребители внутренней информации определяют соответствующую классификацию затрат. Это новое явление в отечественном учете затрат на производство. 
 
А) Классификация затрат для определения себестоимости и полученной прибыли 
 
Для указанных целей затраты классифицируются на:

- входящие и истекшие; 
- прямые и косвенные; 
- основные и накладные; 
- входящие в себестоимость продукции и внепроизводственные; 
- одноэлементные и комплексные.

Входящие затраты  - это те ресурсы, которые были приобретены и имеются в наличии, и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Входящие затраты в балансе отражаются как активы в виде:

производственных запасов; 
незавершенного производства; 
готовой продукции (товаров).

К истекшим относятся ресурсы, израсходованные для получения доходов в настоящем и потерявшие способность приносить доход в будущем. Истекшие затраты отражаются в составе затрат на производство реализованной продукции (это означает, что входящие затраты перешли в истекшие). 
 
Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет важное значение при исчислении прибыли и убытков, оценки активов предприятия. 
 
Понятия прямых, косвенных, основных и накладных затрат, а также входящих в себестоимость продукции и внепроизводственных рассматривались ранее. 
 
Классификация затрат на основные и накладные имеет важное значение при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство. 
 
Одноэлементными называют однородные затраты па производство. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам:

материальные затраты; 
затраты на оплату труда; 
отчисления на социальные нужды; 
амортизационные отчисления; 
прочие затраты.

Комплексные затраты  состоят из нескольких экономических элементов. Примером служат общепроизводственные расходы, которые состоят практически из всех элементов. 
 
Цель рассмотренной классификации состоит в накоплении информации по двум основным направлениям:

по отдельному виду продукции (для  оценки стоимости запаса); 
по центрам ответственности (для контроля за уровнем затрат).

Б) Классификация затрат для принятия управленческих решений 
 
Управленческие решения в основном обращены в будущее. Следовательно, руководителям нужна подробная информация об ожидаемых расходах и доходах. С целью получить такую информацию выделяют следующие виды затрат:

- переменные, постоянные; 
- затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений; 
- безвозвратные затраты; 
- вмененные затраты; 
- инкрементные затраты; 
- маржинальные затраты и доходы; 
- планируемые и непланируемые.

Деление затрат на постоянные и переменные используется при:

расчетах критической точки  объемов производства; 
анализе порогов рентабельности производства; 
анализе конкурентоспособности продукции (услуг); 
анализе рациональности ассортимента выпускаемой продукции (услуг).

Затраты, которые зависят от принятого  решения, относятся к учитываемым  в расчетах при принятии решений. Затраты, не принимаемые в расчет, от принятого решения не зависят. 
 
Безвозвратные - это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения, и их невозможно изменить в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Следует различать понятия безвозвратных расходов и расходов, не принимаемых в расчет. 
 
К вмененным затратам, иначе их называют воображаемые, относятся расходы, которые добавляются при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в будущем их может и не быть. По сути такие затраты характеризуют возможности предприятия по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого, альтернативного решения. Речь о вмененных затратах идет лишь в условиях ограниченности ресурсов, если ресурсы не ограничены, то вмененные затраты равны нулю. 
 
Инкрементные затраты возникают в случае изготовления дополнительной партии продукции. Если в результате принятого решения изменяются постоянные затраты, то их увеличение рассматривается как приростные, иначе инкрементные затраты. Если принятое решение о выпуске дополнительной партии продукции не влечет за собой увеличения постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю. 
 
Маржинальные затраты и доходы - это дополнительные затраты и доходы в расчете не на весь выпуск продукции, а на единицу продукции. 
 
Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства в соответствии с нормами, нормативами, лимитами, включаются в плановую себестоимость продукции. 
 
Непланируемые - затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости продукции. 
 
В) Классификация затрат в целях контроля и регулирования производственной деятельности центров ответственности 
 
В целях контроля и регулирования затрат применяется следующая классификация:

- регулируемые и нерегулируемые; 
- эффективные и неэффективные; 
- в пределах норм и отклонений от норм; 
- контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, сумма которых зависит от влияния со стороны менеджера. В целом по предприятию все затраты регулируемы, но не на все затраты может воздействовать менеджер. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу и т.д. Руководитель же производственного подразделения на такие затраты не влияет. Затраты, на которые управляющий не влияет, называются нерегулируемыми с его стороны. 
 
Эффективные - это те затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были направлены эти затраты. 
 
Неэффективные - это затраты, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведена продукция. Это в основном потери от брака, простоев, порчи материалов и т.д. 
 
Деление затрат на расходы в пределах норм и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем сопоставления фактических затрат с нормативными. 
 
К контролируемым относят затраты, которые контролируются лицами, работающими на предприятии. По составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены отдельными расходами. 
 
Неконтролируемые затраты - это расходы, не зависящие от лиц, работающих па предприятии. Например, переоценка, изменение норм амортизационных отчислений по основным средствам и т.д. 
 
При проведении классификации затрат для решения различных задач управленческого учета используются понятия «место возникновения затрат», «центр ответственности и «носитель затрат».

Место возникновения  затрат - это структурное подразделение предприятия (цех, участок, бригада, отдел, ферма), по которому организуется планирование и учет издержек производства для контроля и управления ими. Такая группировка необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета  затрат на производство по экономическим  элементам и статьям калькуляции. Для каждого места возникновения  затрат в управленческом учете устанавливаются  единицы измерения, на которые относятся издержки.

Центр ответственности  может быть определен как отдельный сегмент предприятия, за результаты деятельности которого несет ответственность его руководитель. Каждому месту возникновения затрат должна соответствовать своя сфера ответственности. Учет по центрам ответственности организуется с той целью, чтобы получить данные о затратах и доходах по каждому центру ответственности, а также об отклонениях от плана. 
Носителями затрат называют виды продукции, выполненные работы или оказанные услуги, предназначенные к реализации. Носитель затрат отождествляется с объектом калькулирования. Эта группировка необходима для калькулирования себестоимости продукции.

Особенностью организации учета  на западных предприятиях является его  разделение на финансовую и управленческую подсистемы, что обусловлено различием в их целях и задачах. 
 
Применение систем управленческого учета на предприятии зависит от отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции, т.е. от индивидуальных особенностей предприятия. Система управленческого учета характеризуется:

объемом информации; 
целями информации; 
критериями информации; 
средствами достижения целей; 
составом элементов и их взаимодействием.

Организация управленческого учета - внутреннее дело конкретного предприятия. Администрация сама решает, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности, вести учет фактических или регламентированных, полных или частичных затрат. 
 
Таким образом, основными факторами, влияющими на выбор системы управленческого учета, являются:

экономические; 
юридические; 
организационные; 
технико-экономические; 
компетентность руководителя; 
потребность руководителя в той или иной управленческой информации.

Основные признаки, по которым классифицируются системы управленческого учета, следующие:

форма связи управленческой и финансовой бухгалтерии; 
полнота включения в себестоимость; 
оперативность учета затрат.

По форме связи управленческой и финансовой бухгалтерии различаются:

интегрированная (монистическая); 
автономная.

По полноте включения в себестоимость  выделяются системы:

учета полной себестоимости; 
«директ-костинг».

По оперативности учета затрат различают:

систему учета фактических (прошлых  исторических) затрат; 
систему «стандарт-кост».

В международной практике ни одна из перечисленных систем не применяется  в чистом виде. Для ориентации предприятия  в сложных рыночных условиях необходима разнообразная информация. Поэтому  имеет место интеграция различных систем управленческого учета. 
 
Например, широко используется сочетание систем «стандарт-кост» и «директ-костинг», в результате чего получается система, так называемого, «стандартного директ-костинга». В его рамках разрабатываются стандарты классификации и учета переменных и постоянных, а также прямых и косвенных затрат, калькулируется стандартная себестоимость продукции, учет организуется в виде учета стандартов и отклонений от них.

СИСТЕМА УЧЕТА СОКРАЩЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ («ДИРЕКТ-КОСТИНГ»)


 
Одним из альтернативных подходов к калькулированию затрат является система «директ-костинг», когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. 
 
Суть его состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. по носителям затрат распределяются лишь переменные издержки. Оставшаяся часть издержек (постоянные расходы) в калькуляцию не включается, а периодически списывается на финансовые результаты за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы остатков готовой продукции на складах и незавершенное производство. 
 
На первых этапах практического применения такого подхода в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Поэтому такая система получила название «директ-костинг» (система учета прямых затрат). Позднее система «директ-костинг» трансформировалась в учетную систему, в которой себестоимость рассчитывалась не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Однако, при этом название системы не поменялось, что приводит к некоторой терминологической неоднозначности. 
 
При учете сокращенной себестоимости постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчетах не участвуют. Такие расходы полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды продукции. Они списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. 
 
Прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 10, 70, 69. 
 
Переменная часть общепроизводственных расходов также включается в затраты основного производства по дебету счета 20 «Основное производство» с кредита счета 25 «Переменные общепроизводственные расходы». 
 
Постоянная часть общепроизводственных расходов, сумма общехозяйственных и коммерческих расходов списываются на уменьшение выручки по дебету счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» с кредитов счетов 25 «Постоянные общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 43 «Коммерческие расходы». 
 
При системе «директ-костинг» отчет о доходах имеет следующие финансовые показатели: маржинальный доход (сумма покрытия), прибыль.

Маржинальный  доход - это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода включаются прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

Таким образом, в соответствии с  системой «директ-костинг» на продукцию  распределяют не все издержки предприятия, а только их часть - переменные затраты, т.е. изменяющиеся пропорционально  изменению объема производства. 
 
В соответствии с Международными бухгалтерскими стандартами система «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Однако главное преимущество системы «директ-костинг» заключается в том, что она позволяет решать важнейшие задачи управления затратами. 
 
К достоинствам этой системы относятся следующие возможности:

  • ее использование позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и заказом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности;
  • ее применение позволяет в условиях резко меняющихся рыночных условиях оперативно оценивать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от размера постоянных расходов [данная система реализует один из принципов управленческого учета: «самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включают все затраты предприятия, а та, в которую вносят издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работ, оказание услуг)»];
  • определение нижней границы цены продукции (до уровня переменных затрат) существенно упрощает нормирование, планирование, учет и контроль за счет сокращенного числа учитываемых показателей затрат (в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат - более контролируемыми);
  • исключается трудоемкая работа по распределению косвенных расходов;
  • имеется возможность определить точку безубыточности и запаса прочности предприятия;
  • имеется возможность контролировать постоянные затраты.

Наряду с преимуществами и достоинствами  система «директ-костинг» имеет  ряд недостатков:

  • себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;
  • отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно действующему налоговому законодательству;
  • сложность в разделении затрат на переменные и постоянные.

СИСТЕМА УЧЕТА «СТАНДАРТ-КОСТ» 


 
«Стандарт-кост» - это система управленческого  учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат в процессе производства с установлением отклонений от стандартов. 
 
В данном случае под «стандартом» понимается количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции (работ, услуг), «кост» означает денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. 
 
Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что в учет вносят то, что должно произойти, а не то, что произошло. Основная задача этой системы - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. 
 
Характерные особенности системы «стандарт-кост» состоят в следующем:

  • основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, а не их документирование. Это означает, что перед управляющими ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их в процессе деятельности подчиненных им исполнителей;
  • не все предприятия отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты;
  • для отражения отклонений от стандартов выделяются специальные синтетические счета.

Система «стандарт-кост» представляет собой средство управления прямыми  затратами. На Западе используется несколько  вариантов этой системы: 
 
Первый вариант:

затраты собираются на дебете счета  «Производство» и оцениваются по стандартной стоимости; 
готовая продукция списывается с кредита этого же счета также по стандартной стоимости; 
незавершенное производство также оценивается по стандартной стоимости; 
отклонения учитываются отдельно и списываются на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Второй вариант:

затраты, обобщенные на дебете счета  «Производство», оцениваются по фактической  стоимости; 
с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости; 
незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону; 
отклонения списываются на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Следует отметить, что в целях  управления затратами всегда принимаются  во внимание следующие вопросы:

насколько существенны отклонения, чтобы их учитывать; 
что они показывают; 
при решении каких проблем они могут быть использованы; 
важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.

Преимущества системы «стандарт-кост»  заключаются в следующем:

  • возможность выявления устранимых потерь, снижающих прибыль предприятия;
  • возможность прогнозирования затрат на будущее;
  • минимизация учетной работы, связанной с калькулированием;
  • предоставление менеджерам точных данных о себестоимости производства, на основании которых отдел сбыта может планировать объем продаж и устанавливать оптимальные цены.

К системе «стандарт-кост» близко стоит отечественная система  нормативного учета, по сути «стандарт-кост»  является ее прообразом. Различие состоит  в том, что нормативные затраты  определяются на основе прошлого опыта, а стандартные затраты основаны на прогнозе будущего. 
 
Отечественные предприятия, использующие систему учета нормативной себестоимости, применяют счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В течение отчетного периода в бухгалтерском учете делаются записи:

  • по кредиту счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • дебету счета 40 «Готовая продукция» (если выпускается готовая продукция по нормативной себестоимости);
  • дебету счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» (если выполняются работы или оказываются услуги по нормативной себестоимости).

В конце отчетного периода после  определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая  себестоимость сданной на склад  готовой продукции или выполненных  работ (оказанных услуг), которая отражается по дебету счета 37 и кредиту счетов 20, 23. 
 
По дебету и кредиту счета 37 отражается один и тот же объем продукции (работ, услуг), но в разной оценке:

на дебете - по фактической себестоимости; 
на кредите - по нормативной себестоимости.

Путем сопоставления дебетового и  кредитового оборотов на счете 37 выявляются отклонения фактической себестоимости  от нормативной, которые списываются  со счета 37 в дебет счета 46 дополнительной или сторнированной записью в  зависимости от характера отклонений. 
 
Счет 37 может применяться и при учете полной себестоимости продукции, и при учете сокращенной себестоимости (по переменным затратам). Являясь признаком организации на предприятии нормативного учета, аналогичного западной системе «стандарт-кост», счет 37 в сочетании с вариантом раздельного учета постоянных и переменных затрат открывает реальные возможности интеграции в отечественном учете нормативного учета также и элементов системы «директ-костинга».

 

 

 

 

3.7 Оперативный  анализ затрат факторов в процессе тактического управления

 

Последний этап процесса управления - управленческая функция контроля и регулирования, реализуется с  помощью экономического анализа  предприятия в целом, в том  числе и анализа затрат. Данная функция предполагает сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения. 
 
В свою очередь, необходимые меры заключаются в действиях, направленных на то, чтобы привести фактические результаты в соответствие с запланированными, или, наоборот, в пересмотре планов, если становится ясно, что они в дальнейшем не могут быть выполнены. Таким образом, анализ отчетных данных (фактических затрат и доходов) и запланированных результатов (сметных затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля и регулирования. 
 
Обобщая и аналитически обрабатывая учетную информацию о достигнутых результатах, экономический анализ научно обосновывает управленческие решения, выступая связующим звеном между учетом и принятием решения. В соответствии с функциями управления выделяются три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции:

  • перспективный анализ;
  • текущий (ретроспективный) анализ;
  • оперативный (операционный) анализ. 
     
    Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития предприятия, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.

Отдельные элементы перспективного анализа  находят применение в текущем  и оперативном анализе и управлении, когда речь идет о подготовке упреждающей  информации.

Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год).

Задачами текущего анализа являются:

  • анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции;
  • выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции;
  • объективная оценка работы отдельных подразделений и предприятия в целом.

Информационной базой текущего анализа служит система первичных  документов и отчетов о ходе выполнения смет. 
 
Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости. Поэтому текущий анализ и контроль, как правило, осуществляются синхронно с планированием на базе его информационной среды.

Информация о работе Управление затратами. Концепция «бережливого производства»