Управление затратами. Концепция «бережливого производства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:12, научная работа

Краткое описание

Цель данного учебного модуля состоит в ознакомлении обучающихся с современной методологией управления затратами, создании у них устойчивой мотивации к самостоятельному изучению публикаций по данной тематике, а также в воспитании бережливого отношения к расходованию всевозможных ресурсов, используемых при осуществлении различных видов деятельности.

Оглавление

1. Основные понятия и классификация затрат предприятия
1.1 Основные понятия
1.2 Общая классификация затрат
1. по времени реализации управленческих решений
2. по наличию специфических особенностей
3. по экономическим элементам
4. по статьям калькуляции себестоимости
5. по способу отнесения на себестоимость продукта
6. по сложности учета
7. по методу калькуляции
8. по результативности (полезности)
9. по отношению к объему производства
10. по участию в образовании стоимости продукции
11. по степени отражения в учетной документации
12. по использованию в управленческом учете
13. по возможности планирования
14. по месту возникновения и носителям затрат
2. Основные факторы, влияющие на затраты
2.1 Основные понятия и классификация факторов, влияющих на затраты
2.2 Внешние факторы
2.3 Внутренние факторы
2.3.1 Продуктовые факторы
2.2.2 Технологические факторы
- Классификация технологических процессов при создании и обращении продукции
- Определение состава и структуры определения технологических процессов
- Качество технологической подготовки производства
- Технологическая унификация, качество технологической документации
- Уровень экономичности производственных процессов и качество управления
- Уровень механизации и автоматизации технологических процессов
- Применение ресурсно и энергосберегающих технологий
2.3.3 Технические факторы
- Видовой состав и структура основных и оборотных материальных технических средств
- Технические характеристики и состояние материальных технических средств
- Уровень использования материальных технических средств
2.3.4 Структурные факторы производства (обращения)
- Организационные структурные факторы
- Виды, формы и методы организации процесса непосредственного производства
- Производственные структурные факторы
- Интегральные структурные факторы
2.3.5 Организационно-управленческие факторы
2.3.6 Факторы, связанные с социально-экономическими отношениями
- Основные понятия формирования системы управления
- Эффективность системы мотивации и стимулирования работников
- Формы и системы оплаты труда
- Должностные оклады
- Система стимулирования труда работников предприятия
- Условия труда и степени удовлетворенности персонала
3. Система управления затратами
3.1 Основные понятия в области управления затратами на предприятии
3.2 Разработка политики в области управления затратами предприятия
3.3 Нормирование затрат, составление расчетов и смет, планирование затрат
- Нормирование использования основных видов ресурсов
- Определение потребности основных видов ресурсов, проведение расчетов
- Планирование составление смет, калькулирование себестоимости продукции
3.4 Бюджетирование затрат
3.5 Программа, планы и бюджет предприятия по сокращению затрат
3.6 Оперативный учет и контроль в процессе тактического управления затратами
3.7 Оперативный анализ затрат факторов в процессе тактического управления
- Анализ общей сметы затрат
- Анализ себестоимости единицы продукции
- Анализ комплексной оценки использования ресурсов
- Выявление резервов снижения затрат и существенных управляемых факторов
- Проведение оценки эффективности выполненных мероприятий по сокращению затрат
- Анализ уровня затрат предприятия и оценка эффективности мероприятий по их сокращению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление затратами. Концепция «бережливого производства» Введе.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

Труд руководителей оценивается  по результатам работы всего коллектива, по степени возложенных на них  функций, достигнутому уровню организации  труда. 
 
Труд специалистов и служащих оценивается исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения должностных обязанностей. 
 
Условия о размере должностного оклада или ином виде оплаты труда относятся к числу существенных условий труда и устанавливаются индивидуально по соглашению сторон при заключении трудового договора. При этом размеры окладов для специалистов и служащих организации устанавливают без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений численности работников различных категорий. 
 
Надбавки к должностному окладу устанавливаются за:

сложность; 
напряженность; 
высокие достижения в труде; 
специальный режим работы.

Сложность и напряженность выполняемой  работы заключаются в:

комплексном характере и важности решаемых вопросов; 
работе по нескольким направлениям; 
совмещении одновременно ряда функций; 
значительном объеме выполняемых поручений руководителя.

Высокие достижения в труде заключаются  в:

новизне и эффективности предложенных решений; 
степени творческого участия в работе; 
высоком коэффициенте исполнительской дисциплины.

Специальный режим работы заключается  в:

ненормированности рабочего времени; 
привлечении работника к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни.

Условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются предприятием самостоятельно. 
 
Поскольку в современных условиях на предприятии существенно возрастает значение прибыли, то в Положении о премировании можно предусмотреть повышение или снижение размеров премий, начисленных специалистам и служащим, при увеличении (снижении) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом целесообразно учитывать непосредственные результаты деятельности соответствующих подразделений, тех участков производства, где трудятся эти работники. 
 
В последнее время многие зарубежные компании ориентируются при построении системы оплаты труда на фактическую квалификацию работника (не на основании диплома, а по уровню выполняемой работы). На таких предприятиях работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за число человеко-часов, проведенных на рабочем месте.

Под фактической  квалификацией понимается способность работника выполнять не только свои непосредственные обязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности предприятия.

нности оплаты труда руководителей  государственных предприятий, а  также акционерных обществ, в  которых пакет акций, находящихся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров, регламентируются Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров». 
 
Согласно постановлению для директоров установлены два вида возможных выплат:

  • оклад, максимальный размер которого не может быть выше 16-кратной тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на предприятии;
  • вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Размер должностного оклада устанавливается  с учетом:

сложности управления предприятием; 
его технической оснащенности; 
объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя определяется в фиксированной сумме. Он повышается одновременно с повышением тарифных ставок работников данного предприятия  путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор с руководителем. 
 
Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности определяются с помощью специально рассчитанного норматива суммы прибыли по балансу (после вычета из нее налогов, других обязательных платежей и средств, направляемых на потребление). 
 
Выплата вознаграждения может осуществляться по результатам работы за квартал, год, другой расчетный период. Возможна и ежемесячная выплата вознаграждения в виде аванса (в размерах, не превышающих 50% предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период). Премирование директоров убыточных предприятий не предусмотрено. 
 
Прямая связь между прибылью предприятия и заработной платой должна стимулировать директора предприятия к более разумному руководству с целью максимизации прибыли, что отразится и на заработной плате всего персонала. 
 
Для оплаты труда руководителей и специалистов применяется также система «плавающих» окладов.

Система «плавающих»  окладов основана на ежемесячном определении размера должностного оклада работника (при условии выполнения производственного задания) в зависимости от результатов труда на обслуживаемом участке (роста или снижения производительности труда, повышения или снижения качества продукции (работ, услуг), выполнения или невыполнения норм труда и др.).

Для повышения эффективности вознаграждения работников в организации должна быть разработана и внедрена программа  материального стимулирования. В  основу этой программы должна быть положена теория подкрепления, утверждающая, что поведение можно изменить путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных. Пионером в разработке теории был Скиннер. Его исследования имели широкий научный резонанс, но в организационной практике до конца 60-х гг. прошлого столетия они использовались сравнительно мало. В начале 70-х гг. на основе скиннеровских работ был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения. Он основан на использовании денег в качестве основного материального стимула [32]. 
 
При разработке программ материального стимулирования должны учитываться особенности систем и форм оплаты труда рабочих, а также систем начисления должностных окладов и выплат вознаграждений руководителям, специалистам и служащим предприятия. В общем случае компонентами программ материального стимулирования, непосредственно связанными с качественно-результативной стороной трудовой деятельности, являются:

надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т. д.); 
индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу; 
индивидуальная сдельная оплата труда; 
групповой бонус за работу, выполненную группой в целом; 
льготное или бесплатное питание; 
добровольное медицинское страхование; 
займы, предоставляемых предприятием на льготных условиях; 
приобретение товаров предприятия по льготным ценам; 
компенсация аренды жилья, автомашины, гаража, стоянки; 
льготные путевки в места лечения, отдыха; 
компенсация оплаты мест в детских учреждениях и т.п.

 

- Система стимулирования  труда работников предприятия

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ


 
Помимо стимулов материального (денежного) характера, в системе стимулирования должны быть предусмотрены стимулы  социально-психологического или «престижного»  характера. 
 
В группу социально-психологических стимулов включаются:

оценка заслуг и признание вклада работника в результаты коллектива или организации в целом; 
уважение руководства; 
признание в коллективе; 
продвижение по службе; 
присвоение наград и званий; 
награждение почетной грамотой; 
предоставление большей самостоятельности; 
делегирование властных полномочий; 
повышение квалификации за счет предприятия (направление на обучение, переподготовку); 
перевод на нижестоящую должность; 
объявление административных взысканий; 
предупреждение и прекращение трудового договора и т.п.

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ


 
Структура эффективной системы стимулирования труда работников предприятия приведена  на схеме (см. рисунок). 

 
 
Система стимулирования должна привязываться к специфике предприятия и осуществляться с учетом различий интересов, возникающих на разных этапах процесса создания конечного продукта. 
 
Причиной этих различий является разный характер деятельности и, следовательно, разные ценностные ориентации осуществляющих эту деятельность работников. Так, например, представления о ценностях у исследователей рынка и у работников, изготовляющих полуфабрикаты для готовой продукции фирмы, различны. 
 
Если для первых обеспечение собственного успеха зависит от умения найти правильный подход к потенциальному клиенту фирмы, то второй обеспечивает себе прочное положение на фирме высоким качеством выполнения той или иной технологической операции. 
 
Следовательно, и стимулирующие воздействия, направленные на возбуждение заинтересованности этих категорий работников в высоких производственных результатах, так же как и моменты применения воздействий, должны быть разными. 
 
Структура эффективной системы стимулирования труда работников предприятия 
 
Момент применения стимулирующего воздействия наступает по достижении соответствующего конечного результата деятельности. Однако о возможности и условиях применения такого воздействия трудовой коллектив и каждый конкретный работник должен быть оповещен заблаговременно [как правило, это происходит при заключении трудового соглашения (контракта)]. 
 
Весьма сложной является проблема выбора момента стимулирования при большой длительности периода, в течение которого может быть получен конечный результат производственной деятельности. Дело в том, что система стимулирования по этапам работ себя не оправдывает, поскольку исполнители могут получить премии за промежуточные результаты, так и не добившись на завершающем этапе достижения главных целей создания конечного продукта. С другой стороны, за длительный период от момента выявления потребностей до создания и освоения средств их удовлетворения основные исполнители могут по разным причинам выйти из состава трудового коллектива и не ощутить на себе то или иное стимулирующее воздействие. Особенно, это относится к «разовым стимулам» (например, премии, моральное поощрение, некоторые виды социальных льгот). 
 
Одним из возможных путей решения этой проблемы является разделение стимулирующих воздействий на категории, зависящие от периода воздействия на коллективы и (или) отдельных работников. 
 
К первой категории следует отнести стимулы длительного действия, рассчитанные не только на период трудовой активности человека, но и, условно говоря, на «всю оставшуюся жизнь» [например, прибавка к пенсии, право наследования дивидендов на акции ближайшими родственниками (членами семьи работника), премии за предшествующую деятельность, зависящие от трудового вклада работника и т.п.]. 
 
К этой же категории должны быть отнесены многие стимулы социального характера (например, предоставление возможностей получения льготных кредитов для приобретения жилья, материальная (безвозмездная) помощь на строительство индивидуальных домов, обустройство дачных и садовых участков и т.п.). 
 
Стимулы длительного действия применяются на основе коллективных договоров, трудовых соглашений, в которых оговариваются (при непременном предварительном оповещении сторон) условия применения этих стимулов. 
 
Вторая категория - стимулы кратковременного действия (например, разовые премии, предоставление бесплатной туристической путевки, аккордные выплаты за выполнение конкретной работы и др.). Эти стимулы должны применяться на основе контрактных отношений между администрацией и первичными трудовыми коллективами или отдельными работниками. 
 
Момент стимулирования наступает после выполнения условий контракта, в котором четко оговариваются:

  • виды конечного результата, который должен быть получен;
  • виды стимулирующих воздействий, наступающих при достижении оговоренного конечного результата;
  • ответственность сторон в случае нарушения условий контракта.

Все эти элементы контрактных отношений  должны соблюдаться предельно точно, не должно допускаться неоднозначное  толкование каких-либо требований, условий, характера предусматриваемых стимулирующих  воздействий. В противном случае возможны конфликты, связанные с нарушением социальной справедливости. 
 
С этим связан также и вопрос о гласности стимулирования. С одной стороны, гласность оказывает воспитательное воздействие, способствует соблюдению социальной справедливости. С другой стороны, всегда найдутся люди, считающие себя «обделенными» социальными благами, у которых гласность может вызвать чувство зависти к более «удачливым» коллегам. Поэтому руководитель должен в каждом отдельном случае совместно с коллективом находить наиболее рациональное решение. 
 
Система стимулирования должна быть конкретизирована на уровне средств стимулирования. Их задача возбудить интерес и активизировать действия работников по решению стратегических задач предприятия, например:

  • обеспечить своевременное обновление физически и морально изношенного оборудования и других элементов производственных фондов;
  • оснастить производство гибкими средствами технологического оборудования;
  • разработать и (или) внедрить высокоэффективные системы управления производством;
  • создать благоприятные условия труда и быта работников и т. п.

Система стимулирования должна широко использовать контрактные отношения  между руководителями и исполнителями  работ. В контрактах должны четко  оговариваться:

  • характер конечных результатов деятельности;
  • условия и виды стимулирующих воздействий;
  • характер экономической и юридической ответственности сторон за соблюдение условий контракта;
  • срок действия и основания прекращения контракта;
  • социально-бытовые и другие условия, необходимые для выполнения принятых сторонами обязательств с учетом специфики производства.

Также необходимо обращать существенное внимание на формирование не только материальных стимулов, но и стимулов социального  характера. Например, руководство предприятия, заработная плата на котором выше среднестатистического уровня, с целью улучшения социального положения сотрудников предприятия может проводить политику, направленную не на увеличение номинальной заработной платы, а на максимальное улучшение условий труда и здоровья служащих. 
 
Что касается России, то на большинстве предприятий (особенно на государственных) наблюдается кризис системы мотивации. Исследования мотивации труда, представленные в [33], показали, что указанная система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие (социальные, престижные, духовные) потребности человека отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие (физиологические, безопасности) потребности. 
 
Следует отметить, что сложившееся положение является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника. В настоящее время мотивация большинства работников сводится к поиску и сохранению места работы, а не к проявлению высокой деловой активности и отдачи труда. 
 
Анализ значения внешней среды для мотивации показал полную неэффективность систем стимулирования труда - как основных (зарплата и льготы), так и дополнительных (система поощрений и специальных бонусов). Частично это связано с тем, что старые системы стимулирования разрушены, а новые еще формируются. Кроме того, многие организации не уделяют этой проблеме должного внимания, предпочитая использовать неэффективные, но проверенные методы. 
 
Наряду с этим, произошла негативная трансформация представления работников о современной трудовой деятельности, которая породило феномен «имитационной деятельности», когда работник только имитирует качественное выполнение обязанностей, не задумываясь о ее реальных результатах. «Имитационная деятельность» вредна тем, что:

  • порождает необоснованные амбиции и эгоцентризм;
  • подстегивает развитие гипертрофированного самомнения и безответственности;
  • трансформирует ценности в их псевдозаменители;
  • приводит к фальсификации результатов деятельности и безнравственности как работника, так и руководителя, допустившего такую деятельность;
  • способствует разложению коллектива и возникновению иждивенческих настроений.

В противоположность «имитационной» осознанная деятельность направлена на результативность, сознательное целеполагание, следование определенным нравственным ценностям. В этой связи «имитационная» деятельность должна быть трансформирована в осознанную или ликвидирована. 
 
Для решения данной задачи на предприятии должна быть установлена и реализовываться следующая последовательность оценки результативности труда работников:

  • установление стандарта результативности труда для каждой категории работников и критерии его оценки;
  • определение процедуры проведения оценок, то есть алгоритм, сроки проведения, состав исполнителей и ответственных лиц;
  • обсуждение результатов оценки с работником;
  • документирование результатов оценки работника;
  • принятие административных решений.

Следует отметить, что выбор метода оценки персонала для каждого  конкретного предприятия является уникальной задачей, решить которую может только руководитель самой организации.

 

 

- Условия труда  и степени удовлетворенности  персонала

 

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА  И ОТДЫХА РАБОТНИКОВ


 
Главным образом, уровень социальных условий труда и отдыха работников зависит от следующих факторов [34]:

режимов рабочего времени; 
времени отдыха; 
гарантий и компенсаций.

Поскольку рассмотрение указанных  факторов займет достаточно много места  в данном учебном модуле, а их содержание достаточно подробно изложены в Трудовом кодексе РФ, то наиболее приемлемым вариантом представляется изучение их самостоятельно. Следует отметить, важность изучения данных вопросов. Соблюдение законодательно установленных требований хотя и связано с определенными затратами, однако положительно влияет на уровень социальных условий труда и отдыха работников, и, наоборот, несоблюдение норм преследуется по закону и может привести к более существенным потерям для предприятия в виде различных санкций (штрафов, компенсаций и т.д.).

СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА РАБОТОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ


 
Наряду с материальными и социальными  условиями труда и отдыха работников важное значение в обеспечении эффективности  работы коллектива имеет наличие  и поддержание в нем нормального морально-психологического климата. 
О его наличии свидетельствуют:

взаимная поддержка людей; 
отсутствие между ними постоянных конфликтов; 
открытое обсуждение разногласий и других трудных вопросов; 
нежелание переходить на новое место.

Главными признаками благоприятного морально-психологического климата являются:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними нрава принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
  • принятия на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др.

Для руководителей важно периодически измерять приоритетность мотива и степень удовлетворенности им всех без исключения работников предприятия, и на основании полученных результатов разрабатывать или корректировать индивидуальные и групповые программы мотивации. 
 
Примерный шаблон опросного листа представлен в таблице. Результаты оценки записываются в каждой ячейке, соответствующей ФИО опрашиваемого лица, в виде отношения «Приоритетность мотива / степень удовлетворенности» (в баллах).

Оценка приоритетности мотива и степень удовлетворенности

 

Мотивы

ФИО участников опроса

-

-

-

-

-

-

Оплата труда 

-

-

-

-

-

-

Статус 

-

-

-

-

-

-

Достижение результата

-

-

-

-

-

-

Уважение руководства 

-

-

-

-

-

-

Признание коллективом 

-

-

-

-

-

-

Самореализация 

-

-

-

-

-

-

Комфортные условия деятельности

-

-

-

-

-

-

Социальные льготы

-

-

-

-

-

-

Самостоятельность в работе

-

-

-

-

-

-

Творчество в работе

-

-

-

-

-

-

Получение новых знаний

-

-

-

-

-

-

Корпоративная культура

-

-

-

-

-

-


 

 

3. Система  управления затратами

 

Цель модуля - ознакомить пользователей с современной методологией управления затратами, создать у них устойчивую мотивацию к оптимизации затрат на производстве, а также приучить к бережливому расходованию ресурсов, используемых при осуществлении различных видов предпринимательской деятельности. 
Представленный учебный материал может быть использован руководителями, экономистами, бухгалтерами малых или средних предприятий, участвующих в планировании, реализации и оценке мероприятий по экономии финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления уставной деятельности предприятия. Изложенные в модуле сведения могут быть использованы при проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также при разработке нормативной и методической документации для интегрированных систем менеджмента предприятия. Модуль может быть полезен студентам и преподавателям очной, вечерней и заочной форм обучения по специальности «Менеджмент».

 

Информация о работе Управление затратами. Концепция «бережливого производства»