Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:04, дипломная работа
Цель дипломной работы - совершенствование управления сбытом продукции на энергоснабжающем предприятии на основе анализа организации сбыта.
В соответствии с поставленной целью нами предложены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы управления сбытовой деятельностью предприятия;
2. Проанализировать работу энергоснабжающего предприятия;
3. Составить на основе существующих данных прогноз сбытовой деятельности на 2010 год;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 6
1.1 Понятие сбыта и управление сбытом 6
1.2 Сущность руководства сбытовой деятельностью 15
1.3 Формирование сбытовой политики 25
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛТАЙСКИЕ ГЕРБИЦИДЫ» 31
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Алтайские Гербициды» 31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «Алтайские гербициды» 40
2.3 Анализ системы управления сбытовой деятельностью ОАО «Алтайские гербициды» 63
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «АЛТАЙСКИЕ ГЕРБИЦИДЫ» 76
3.1. Расчет прогнозной экстраполяции прибыли на 2010 год 76
3.2. Совершенствование структуры Энергосбыта на предприятии 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Прогнозирование и планирование - условия успешной деятельности любой организации. Гибкое реагирование на изменения, происходящие во внешней среде, сочетание стратегического, долгосрочного и текущего планирования типичные черты эффективного управления. Главная цель прогнозирования – планирование работы по достижению намеченных уровней сбыта тем способом, который представляется руководству наиболее эффективным. При планировании учитывается прогноз по уровню сбыта. А основная цель предприятия – разместить ресурсы таким образом, чтобы достичь запланированных показателей. На основе выше изложенного считаем рациональным создать отдел прогнозирования и плановый отдел.
Увеличение проводимых расчетов во всех отделах, сотни изменений за месяц в базе данных, необходимость четкого учета и внедрения современного программного обеспечения приводит к созданию группы специалистов, которые будут отвечать за все изменения и нововведения. За проведение этой работы будет отвечать отдел информационных технологий.
Отдел по работе с потребителями возьмет также большую часть работы на себя. Здесь специалисты будут тесно работать с юридическим отделом и техническим участком, формировать списки должников в юридический отдел для передачи документов в суд и в технический отдел для прекращения подачи электроэнергии, горячей воды, отопления. Также на этот отдел возлагается разъяснительная работа с потребителями по вопросам начисления, в сложных вопросах адресная переадресация абонента к специалистам, прием заявлений от граждан. Таким образом, в этом отделе можно будет получить всю интересующую информацию, что очень упростит работу с потребителями и искоренит «хождение по кабинетам».
Предложенная структура, представленная в приложении 3, во многом упростит работу Энергосбыта, сделает ее более прозрачной и эффективной, даст возможность решать большой объем вопросов и проблем с максимальной точностью и достаточно оперативно.
В 3 главе нами был проведен анализ результатов предприятия: прибыль ОАО «Алтайские гербициды» за реализованные энергоресурсы, прогнозная экстраполяция с учетом прогнозных колебаний прибыли на 2010 год, прибыль ОАО «Алтайские гербициды» за реализованные энергоресурсы, прогнозная экстраполяция с учетом прогнозных колебаний начислений на 2010 год; была разработана новая организационная структура предприятия.
Сбыт — является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.
Основными элементами планирования сбыта являются: подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта фирмы; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; селекция каналов распределения товаров; организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположения торговых предприятий); планирование и осуществление коммерческой отчетности; анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; составление и осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы; разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д.
Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.
Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.
Основными особенностями энергетики и её продукции являются:
1. Спрос на энергию зависит от уровня экономического развития региона;
2. Производство и потребление электроэнергии (и в большой степени тепловой энергии) совпадают во времени. Отсюда важность точного прогнозирования спроса;
3. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены возможности улучшения качества и тепловой энергии. Отсюда вытекает возможность только ценовой конкуренции.
4. В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность. Это означает, что объектом маркетинга является режим потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном, недельном и сезонном (годовом) аспектах.
5. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие расстояния ограничены, что ограничивает возможности экспорта — импорта энергии.
6. В современных условиях энергетическая система (ПОЭЭ) обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории. Естественная монополия объективно приводит к практически полному отсутствию конкурентной борьбы и необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.
7. В условиях естественной монополии отрасли рынок – это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее.
Энергосбытовая деятельность - это управленческая деятельность по твыработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам).
Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности:
- реализация электрической и тепловой энергии и мощности Общества по тарифам, установленным постановлениями органов государственного регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;
- обеспечение энергоснабжения потребителей в соответствии с заключенными договорами;
- безусловное исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации энергоустановок.
Имеют место следующие проблемы в сфере энергосбытовой деятельности:
- преобладание неденежных расчетов
- отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей.
- неплатежи потребителей энергии.
- недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный уровень рентабельности;
- плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии вследствие хищений.
В целом на год перед энергосбытом стоят следующие задачи:
- Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской задолженности
- Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных бюджетов.
- Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное улучшение технического обеспечения энергосбытовых подразделений.
- Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска энергии.
- Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков.
- Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее получать.
- Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию денежными средствами:
- Обеспечение качества сбытовых услуг и технологий:
- Формирование нового отношения к потребителю:
- Формирование положительного имиджа энергосбытовой компании.
В дипломной работе отражены основные направления в управлении сбытовой деятельности предприятия. Даны понятия сбыта и управления сбытом, рассмотрена необходимость руководства и контроля, отражены общие аспекты формирования сбытовой политики. На примере ОАО «Алтайские гербициды» проведен анализ работы энергоснабжающего предприятия, раскрыты проблемы и особенности энергосбытовой деятельности. В третьей главе был сделан анализ работы предприятия за прошедшие годы и составлен прогноз на 2010г. Выявлены основные проблемы и пути их решения. Предложена новая структура Энергосбыта, позволяющая усовершенствовать и ускорить работу отдела и всего предприятия в целом.
1. Агеев, В.М. Структура производственных отношений социально ориентированной многоукладной экономики/ – М.: Инфра ,1995.- 213 с.
2. Афанасьев, М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы/ М.: Изд-во «АиН», 1995. - 215 с.
3. Алексеева, М.М. Планирование Деятельности фирмы/ М.: Финансы и статистика, 1998. – 233с.
4. Багиев, Г.Л. Маркетинговая концепция взаимоотношений между энергосистемой и потребителями электроэнергии. // Промышленная энергетика – 1993.-№8 – с.4 - 9.
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг : Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – М.: ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999 г. –703 с.
6. Баркан, Д.И. Управление сбытом: Учебное пособие/ -Спб.: Изд-во С-Пет, 2003.-344с.
7. Батра, Р. Рекламный менеджмент/ – М.: Инфра,1999. – 256 с.
8. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие/ – М.:ИНФРА , 2003. – 260с.
9. Басовский Л.Е. Маркетинг/ - М.: Инфра, 1999. – 153с.
10. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник/ -М.:КНОРУС, 2002. – 672с.
11. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь/ – М.: 2003. – 895с.
12. Браун, Крис Практическое пособие по стимулированию сбыта/ – М.: ИМИДЖ-Контакт, ИНФРА , 2003.-382с.
13. Быценко, С. Г. Инструментальное обеспечение рынка электроэнергии. Концепция создания автоматизированной системы контроля и управления энергопотреблением. Промышленная энергетика/ – 1997. - №9 – с. 9-12.
14. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник/ - М.: Филинъ, 1999.-328с.
15. Гражданский Кодекс Российской Федерации Части I, II/ – М., 1998.
16. Денисов, В.И. Методы дифференциации тарифов на электрическую энергию по зонам времени./ В.И. Денисов, А.И. Кузовкин, Е.В. Яркин // Промышленная энергетика – 2000 - №9 – с.2 – 6.
17. Росситер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Р. Росситер, Л. Перси. – СПб., 2001. - 110 с.
18. Эванс, Дж. Р. Маркетинг/ Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.,1990.- 215 с.
19. Должностные инструкции работников Энергосбыта ОАО «Алтайские гербициды»
20. Дубровский, В.Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник/ В.Ж. Дубровский, Б.И. Чайкин. – Екатеринбург, 1998 – 159 с.
21. Жилищный кодекс РФ от 01 марта 2005 г.
22. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг/ П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. – М., 1991.- 378с.
23. Ивлев, В. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятий. Открытые системы/ В. Ивлев, М. Каменова, Т. Попова. - М.: Инфра,1996.- 231 с.
24. Ивлев, В. Организация и реорганизация предприятия/ В. Ивлев, Т. Попова. - М.: КомпьютерПресс, 1996. – 98 с.
25. Ивлев, В. Построение бизнес-системы/ В. Ивлев, Т. Попова. - М.: КомпьютерПресс, 1996. - 198 с.
26. Камминз, Джулиана. Стимулирование сбыта. Как провести эффективную промо-кампанию.-2-е изд/ - М.: ИМИДЖ – Контакт, 2003.-308с.
27. Киселев, М.В. Анализ и прогнозирование финансовохозяйственной деятельности предприятия/ - М.: Изд-во «АиН», 2001. – 125 с.
28. Козловский, В.А. Логистический менеджмент: Учебное пособие. -2-е./ - СПб.:Лань, 2002.- 272 с.
29. Котлер, Ф. Основы маркетинга/ – СПб., 1994. – 325 с.
30. Коган, Ю.М. Особенности маркетинга в электроэнергетике. // Электрические станции/ – 1993 - №5 – С.10 – 15.
31. Куприянова, Т. Как систематизировать сбытовую деятельность фирмы. – «Консультант директора»/ Т. Куприянова, В. Растимешин, -1998.- № 2.- С. 5-6.
32. Ланкастер, Д. Организация сбыта/ Д. Ланкастер, Д. Джоббер. – Мн.: Амалфея,2003-384с.
33. Лебедев, О.Т. Основы маркетинга/ О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппова. - СПб.: 1997.–320 с.
34. Лещинер, Р.Е. Особенности маркетингав энергетике. // Энергетическое строительство/ Р.Е. Лещинер, Е.С. Петровский, Н.Т. Любимова. –1994 – №2 – 47с.
35. Варнавского, Б.П. Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями / - 2002 г. – 38 с.