Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:04, дипломная работа
Цель дипломной работы - совершенствование управления сбытом продукции на энергоснабжающем предприятии на основе анализа организации сбыта.
В соответствии с поставленной целью нами предложены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы управления сбытовой деятельностью предприятия;
2. Проанализировать работу энергоснабжающего предприятия;
3. Составить на основе существующих данных прогноз сбытовой деятельности на 2010 год;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 6
1.1 Понятие сбыта и управление сбытом 6
1.2 Сущность руководства сбытовой деятельностью 15
1.3 Формирование сбытовой политики 25
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛТАЙСКИЕ ГЕРБИЦИДЫ» 31
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Алтайские Гербициды» 31
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО «Алтайские гербициды» 40
2.3 Анализ системы управления сбытовой деятельностью ОАО «Алтайские гербициды» 63
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «АЛТАЙСКИЕ ГЕРБИЦИДЫ» 76
3.1. Расчет прогнозной экстраполяции прибыли на 2010 год 76
3.2. Совершенствование структуры Энергосбыта на предприятии 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Учет энергии является основой для определения платы за отпущенную энергию. Отсюда, плохой учет – плохая оплата, хищения энергии. Повсеместно наблюдается такая картина: приборы учета электроэнергии неисправны, во многих местах отсутствуют клеммные крышки, сроки госпроверки средств учета давно истекли, нарушены схемы учета и т.п.
ОАО «Алтайские гербициды» всеми силами борются с расхитителями электроэнергии, но мер явно недостаточно. Поэтому энергетикам остается одно – обращаться к руководителям администрации, населению с просьбой проявить здравый смысл и гражданскую ответственность к оплате за полученную электроэнергию.
Безусловно, долго продолжаться такое не может, коль уж электроэнергия становится товаром. И это всем без исключения придется понять, иначе энергетики будут вынуждены вводить жесткие ограничения и отпускать электроэнергии ровно столько, сколько сможем предварительно оплатить.
Установка приборов учета является чрезвычайно важным моментом в энергосбытовой деятельности, особенно когда идет речь о крупных потребителях.
Основными тенденциями энергосбытовой деятельности в 2009г. являются:
- Наиболее проблемными группами потребителей остаются предприятия и организации, финансируемые из местного бюджета.
- В декабре значительно улучшилась ситуация с оплатой энергии бюджетных организаций, но это только в связи с окончанием года и нет гарантии, что в начале следующего года оплаты продолжат поступать.
- В 2009 г. не удалось обеспечить выполнение главной задачи энергосбытовой деятельности – недопущение неоплачиваемого отпуска энергии. Уровень оплаты составил только 89 % от начислений.
- Постепенный переход на 100% уровень оплат за потребленную энергию всех групп потребителей.
- Совершенствование договорных отношений с потребителями энергии (переход на расчет с использованием авансовых платежей и увеличением расчетных периодов).
- Усиление работы с государственными структурами управления, обусловленное ростом тарифов на энергию и изменением структуры дебиторской задолженности.
- Постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию, предопределяющая необходимость совершенствования работы по сбору платежей от населения.
Перечисленные тенденции предопределяют необходимость усиление энергосбытовой деятельности. Наиболее важными среди них являются:
- совместная работа с Администрацией края по планированию расходов
бюджетов по оплате за энергию и подготовки соглашений с гарантией оплаты;
- разработка и проведение во взаимодействии с РЭК эффективной тарифной политики, создающей благоприятные условия для увеличения платежеспособного спроса и сбора денежных средств с потребителей;
- точное планирование начислений авансовых и промежуточных платежей;
- принятие мер по обеспечению равномерного и своевременного поступления средств за отпущенную энергию;
- реализация мер, направленных на снижение дебиторской задолженности;
- принятие эффективных мер по снижению потерь в сетях, как технических, так и коммерческих;
- повышение роли юридических служб в связи с возросшей потребностью в проведении претензионно-исковой работе с учетом ужесточения требований к потребителям по погашению задолженности.
Задачи в сфере энергосбытовой деятельности.
В целом на 2010 год перед энергосбытом ОАО «Алтайские гербициды» стоят следующие задачи:
- Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской задолженности.
- Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных бюджетов.
- Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное улучшение технического обеспечения энергосбыта.
- Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска энергии.
- Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков.
- Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее получать.
- Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию денежными средствами:
до 1-го месяца среднегодового потребления по электроэнергии,
и до 2-х месяцев по тепловой энергии.
Для выполнения этой цели необходимо:
- провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью выявления безнадежной задолженности и разработать программу по работе с ней, включая списание и учет убытков в тарифах;
- разработать программу по погашению дебиторской задолженности потребителей, финансируемых из различных уровней бюджетов.
Можно предложить следующие направления совершенствования методов ценообразования в энергетике.
Установление экономически обоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе:
- устранение чрезмерной дифференциации;
- прекращение практики установления тарифов ниже себестоимости (для льготных групп);
- устранение перекрестного субсидирования;
- применение тарифов, дифференцированных по временам года, времени суток;
- общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения энергопотребления;
- ликвидирование дефицитности энергосистемы;
- активизация деятельности по сокращению издержек производства;
Проанализируем сильные и слабые стороны организации в развитии сбытовой деятельности, для чего проведем SWOT-анализ.
Таблица 2.14 - SWOT – анализ ОАО «Алтайские гербициды»
Сильные стороны компании | Возможности Компании во внешней среде |
Успешная кредитная история и устойчивые финансовые показатели 7 лет на рынке Высокая степень соблюдения договорных обязательств, как в отношении субподрядчиков, так и в отношении конечных потребителей Позитивный Имидж Общества в общественной жизни (участие в выставках, конкурсах, благотворительная деятельность) Компания обладает определённым политическим ресурсом, связями в администрации города Имеет опыт и ключевые компетенции: ген. подрядчик, заказчик, разработка и согласование документации, выпуск продукции, снабжение населения тепло-энергоресурсами и др.
| Общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения энергопотребления разработать программу по погашению дебиторской задолженности потребителей, финансируемых из различных уровней бюджетов
Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное улучшение технического обеспечения энергосбыта
Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных бюджетов совместная работа с Администрацией края по планированию расходов бюджетов по оплате за энергию и подготовки соглашений с гарантией оплаты |
Слабые стороны компании | Угрозы внешней среды для бизнеса |
Недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный уровень рентабельности предприятия плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии вследствие хищений Существующая структура затрудняет вывод рентабельных направлений | неплатежи потребителей энергии Отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей Уменьшение рентабельности Резкий рост курса Евро может привести к росту цен на тепло-энергоресурсы |
Проведенный предварительный swot-анализ показывает возможность движения ОАО «Алтайские гербициды» к потребителям, возможность интеграции и диверсификации.
Во 2 главе нами была рассмотрена характеристика предприятия ОАО «Алтайские гербициды», номенклатура производимой продукции, подробно описана работа энергосбыта; проанализирована динамика выручки от реализации товаров, динамика структуры выручки по видам продукции, динамика объёмов и тарифов, динамика объёмов товарной реализации тепловой энергии по группам потребителей, динамика объёмов товарной реализации электрической энергии по группам потребителей, динамика себестоимости реализованной продукции по видам, анализ себестоимости по элементам затрат, динамика расходов Общества, динамика финансового результата Общества, динамика выручки и себестоимости продукции, динамика показателей использования трудовых ресурсов, состав основных фондов Общества, динамика движения основных средств, показатели финансовой устойчивости; проанализирована энергосбытовая деятельность в ОАО «Алтайские гербициды», задачи энергосбыта, цель деятельности энергосбыта, основные виды деятельности энергосбыта, проблемы энергосбытовой деятельности, основные тенденции энергосбытовой деятельности.
Результаты деятельности характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие. Основными источниками информации для анализа стали данные бухгалтерского учета по счетам результатов.
Анализ результатов деятельности проведем на основе данных таблицы (Приложение 2).
Сумма поступивших средств в 2009 году на 55% выше, чем в 2008 году. Но проанализировав суммы начислений видно, что процент оплат от начисления в 2008 году составил 96%, а в 2009 году – 95%, это говорит о том, что поступление средств за год даже не покрывает суммы выставленных счетов, и приводит к дальнейшему росту задолженности потребителей перед ОАО «Алтайские гербициды». Долг на конец 2009 года по сравнению с долгом на конец 2008 года увеличился на 38%.
Однако такое сравнение не дает точной картины. В первую очередь нужно учитывать, что в большей мере сумма начислений увеличилась в связи с ростом тарифов, а не с увеличением потребления энергоресурсов. Количество потребителей по статистическим данным отдела Энергосбыта составляет: население в среднем за год – 8200 абонентов, предприятия города и организации – 200 абонентов. Для анализа также рассчитан процент по отношению к начислению с учётом долга на начало года. В последнем столбике таблицы видно, что при таком сравнении показатели изменяются на небольшие величины. Можно сделать вывод: основная масса потребителей платит регулярно, но есть круг абонентов, не оплачивающих потребленные энергоресурсы. Проведя исследования можно прийти к выводу, что среднее количество неплательщиков остается постоянным, но в связи с ежегодным ростом тарифов на энергоресурсы задолженность быстро возрастает.
Для снижения задолженности потребителей перед ОАО «Алтайские гербициды» необходимо усилить работу по борьбе с должниками.
В таблице 3.1.1. представлены данные полученной прибыли ОАО «Алтайские гербициды» с разбивкой по кварталам с 2009 года по 2007 год включительно.
Таблица 3.1.1 Прибыль ОАО «Алтайские гербициды» за реализованные энергоресурсы
Год | Квартал | Сумма прибыли тыс.руб |
2007 | 4 | 51 708,69 |
2008 | 1 | 23 275,58 |
2 | 42 545,91 | |
3 | 22 244,91 | |
4 | 30 241,15 | |
2009 | 1 | 29 408,94 |
2 | 60 744,50 | |
3 | 37 794,47 | |
4 | 54 850,62 |