Управление персоналом на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:20, дипломная работа

Краткое описание

В дипломном проекте рассмотрены понятие малого предпринимательства и основные вопросы управления персоналом на малых предприятиях в отечественной современной литературе, проанализирована практика управления персоналом в малых предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4» г. Новосибирска.

Оглавление

1 Управление персоналом в предприятиях малого бизнеса как теоретическая и практическая проблема современных российских предприятий
1.1 Краткая характеристика малого предпринимательства в России
1.2 Вопросы управления персоналом на малых предприятиях в современной отечественной литературе
2 Анализ практики управления персоналом в малых предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4» г. Новосибирска
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в Сибирском федеральном округе
2.2 Анализ управления персоналом в организациях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.1 Краткая характеристика предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.2 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.3 Анализ кадрового обеспечения системы управления персонала предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.3 Исследование практики управления персоналом в малых предприятиях с точки зрения функционально – системного подхода
2.4 Проблемы и особенности управления персоналом в малых предприятиях, выявленные в ходе исследования
2.5 Задание на разработку проектов совершенствования систем управления персоналом на предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
3 Разработка и оценка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4
3.1 Разработка проектов совершенствования системы управления персоналом на предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
3.1.1 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х4»
3.1.2 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятиях «Х2» и «Х3»
3.1.3 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х1»
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проектов
3.3 Мероприятия по внедрению проектов
3.4 Разработка проекта типового Положения об управлении персоналом в малых предприятиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломный проект Башмаковой Е.С..doc

— 836.00 Кб (Скачать)

План мероприятий по внедрению проекта представлен в приложении Р.

Как уже ранее было отмечено для совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х2» и «Х3» мы предлагаем в штатное расписание вышеуказанных организаций ввести менеджера по персоналу. При этом одно и тоже лицо будет работать в организации «Х2» и «Х3».

Процесс внедрения данного проекта состоит из ряда этапов, которые следуют друг за другом в определенном порядке.

Во-первых, руководители этих организаций должны прейти к единому решению о принятии одного сотрудник, который будет вести кадровую работу в двух организация. Далее они должны информировать всех своих сотрудников о принятом решении.

Поскольку данная должность является новой для штатных расписаний организаций «Х2» и «Х3»,  то второй этап связан с документационным обеспечением введения данной должности, которая пока будет являться вакантной. 

Следующим этапом будет составление проекта должностной инструкции. Именно это поможет определить основные квалификационные требования, предъявляемые должностью менеджера по персоналу, в соответствии с которым будет осуществляться подбор сотрудника. Разработку проекта должностной инструкции можно возложить на секретаря организации «Х2». Разработанный проект секретарь должен согласовать с генеральными директорами организаций, поскольку проект должностной инструкции должен подходить и для одной организации и для другой.

Только после этого организация может осуществить набор, отбор и прием кандидата на вакантную должность. При этом необходимо определить: основные внешние источники найма, критерии отбора. Необходимо, что генеральные директора данных организации согласовали данные критерии. После согласования  их нужно утвердить. Далее необходимо определить, как будет происходить процесс отбора: кто будет принимать и анализировать резюме кандидатов, кто будет приглашать кандидатов на собеседование, будет ли проходить собеседование в несколько этапов, кто будет ответственным за его проведение  разработать? Именно эти вопросы должны решить генеральные директора организации. В соответствии с этим необходимо разработать план собеседований. Только после этого можно переходить к набору и отбору кандидатов. Окончательно решение о приеме кандидата на вакантную должность, обладающего качествами необходимыми для достижения целей, поставленных организацией, и полостью отвечающего ее требованиям, принимают генеральные директора той и другой организации. При этом должно быть организовано одно рабочее место для данного работника.

При приеме на работу оформляются приказ о приеме сотрудника и трудовой договор, в котором оговариваются все условия работы, в трудовую книжку заносится соответствующая запись. Также утверждается должностная инструкция.

План мероприятий по внедрению проекта для организаций «Х2» и «Х3» представлен в приложении С.

Для совершенствования системы управления персоналом организации «Х1» мы предлагаем создать службу управления персоналом. Данная служба будет являться структурным подразделением данного предприятия, но помимо этого служба управления персоналом будет оказывать услуги другим организациям, находящимся в одном административном здании.

Частично план мероприятий по внедрению данного проекта был изложен в разделе 3.1.1 нашего дипломного проекта.

Для создания службы управления персоналом потребуются внешние консультанты, а также услуги рекрутингового агентство. Для этого необходимо изучить новосибирский рынок консалтинговых кадровых услуг. Выбрать из списка фирм дну из лучших, заключить с ними договор об оказании услуг.

Консультант разрабатывает программу по созданию службы управления персоналом. Рекрутинговое агентство подбирает менеджеров для созданной кадровой службы. Детальное описание плана мероприятий по внедрению проекта, с определение сроков, ответственных лиц, а также основных результатов, приведено в приложение Т.

 

3.4 Разработка проекта типового Положения управления персоналом в малом предприятии

 

В результате изученного теоретического материала и проведенного исследования с целью формирования общего подхода к управлению персоналом в малых предприятиях мы разработали два варианта типовых положений об управлении персоналом. Выбор того или иного положения определяется условиями существования организации. Варианты Положений представлены в приложениях У и Ф.

В варианте А в управлении персоналом учувствуют только два человека: генеральный директор (директор) и менеджер по персоналу, которые несет основную нагрузку кадровой работы (см. приложение У).

В варианте Б  деятельность по управлению персоналом осуществляет группа лиц, которая в рамках какой-то конкретной организации, занимается решением кадровых вопросов. Для организации состав группы разный (см. приложение Ф).

Два проекта положения имеют одинаковую структуру:  общие положения, ведение деятельности по управлению персоналом генеральным директором (директором) компании, организация работы с персоналом руководителями отделов, служб и других подразделений компании, организация работы сотрудников занимающимися кадровыми вопросами.

Итак, в данной главе мы разработали проекты совершенствования систему управления персоналом для четырех предприятий. Оценили социально -экономическую эффективность данных проектор. Сформировали общий подход к управлению персоналом в малых предприятиях.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Малые предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может развиваться государство.

Изучить управление персоналом в малых предприятиях, особенности – значит осмыслить актуальную и практически важную тему. Руководителя 4-х таких предприятий проявили к ней большой интерес и предоставили мне такую возможность.

В дипломном проекте рассмотрены характеристика малого предпринимательства в России, а также в Сибирском федеральном округе, вопросы управления персоналом на малых предприятиях в современной отечественной литературе. Однако изучив  литературу данной теме, мы не нашли ответа на вопрос, как же все основные функции управления персоналом воплощаются в малых организациях, какие из них наиболее существенные, а какие таковы, что ими можно пренебречь, но это, в свою очередь, никак не повлияет на эффективное функционирование организации. 

Для изучения практики управления персоналом в малых предприятиях г. Новосибирска был подобран следующий инструментарий: анализ, синтез,  интервью, наблюдение, проведение анкетирования и анализ имеющейся кадровой документации.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать определить следующие проблемы в управлении персоналом:

- в каждом предприятии отсутствует нормативно-методическая документация. Это приводит: к тому, что сотрудники не знают организационную структуру предприятия, соподчиненность (в том числе, кто является их непосредственным руководителем); не имеют ясного представления о своих профессиональных обязанностях, правах и ответственности;

- второй основной проблемой является, на наш взгляд то, что в решение кадровых вопросов и организации кадрового делопроизводства принимают участие сотрудники, которые не владеют соответствующей квалификацией, не обладают определенными теоретическими и практическими знаниями в области управления персоналом;

- третья проблема - целенаправленная кадровая работа не ведется.

Все выявленные в ходе исследования проблемы нуждаются в решении. Поэтому в качестве пути решения проблем и совершенствования системы управления персоналом нами разработан ряд проектов.

Для  предприятии «Х4» разработаны проекты должностных  инструкций сотрудников для выполнения ими функций по управлению персоналом, распределив  основные среди них.

1.      Для предприятии «Х2» и «Х3» разработаны проекты должностных инструкций менеджера по персоналу, который будет числиться в штате двух вышеуказанных организаций.

2.      Для организации «Х1» разработаны проекты Положения службы управления персоналом, а также проекты должностных инструкций менеджера по персоналу, менеджера по подбору персонала.

3.      Для определения работы по управлению персоналом в малых предприятиях были разработаны Положения об управлении персоналом в двух вариантах.

Таким образом, изучение проблем управления персоналом на малых предприятиях показало возможность их решения при условиях    квалифицированного научного подхода и при активном и непосредственном участии руководителей, специалистов, служащих на основе современных подходов к управлению и на основе самоменеджмента.

 



109

 

Список использованной литературы

 

1.                  Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. – М.: Соминтек, 1997.- 257с.

2.                  Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2005.-160с.

3.                  Волгина В.В. Управление персоналом малого предприятия: предупреждение проблемы. – М.: Маркетинг, 2004. – 300с.

4.                  Воронова Э.Б. Практическое руководство по управлению персоналом предприятий нефтяной промышленности. -М.: МЭСИ, 1998.- 118 с.

5.                  Гагаринская Г.П. Мотивация роста объема производства на предприятии малого предпринимательства. – Красонодар: Инфо, 2000.- 175 с.

6.                  Егоршин А.П. Управление персоналом.- Н.Новгород: НИМБ, 1999. – 624с.

7.                  Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», принятый Государственной Думой 12 мая 1995г.»//Малое предпринимательство. Сборник нормативных актов. – М.: Книга Сервис, 2003.

8.                  Итоги социально-экономического развития города Новосибирска в 2004 году и основные задачи на период до 2008 года (по материалам, представленным мэрией) //Сибирская Финансовая школа.- 2005.№1.- с. 102-105

9.                  Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири//ЭКО.- 2006.- №2.- с. 105– 127

10.             Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, других служащих. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 192с.

11.             Кибанов А..Я. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.:ИНФРА, 2005.- 365с.

 

12.             Клочкова О. Создание кадровой службы «с нуля»//Кадры предприятия. – 2002.-№1.- с.12-18

13.             Кричевский Р.Л. Если вы –руководитель. - М.: Наука, 1993. – 242с.

14.             Кунгуров А., Несмеева А. Современная кадровая служба//Директор – инфо. – 2003. -№28. – с. 16-24

15.             Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство в России. – М.: Инфра-М, 1997.- 320с.

16.             Лобанова Т.Н. Построение службы персонала в банке//Справочник по управлению персоналом.-2003.-№5.-с.14 -31

17.             Лузин А. Большой и малый бизнес – соперники и партнеры//Консультант директора. -2003.-№8.- с.20-27

18.             Лукашевич В.В. Управление персоналом торговли и общественного питания. – М.: Гелан, 2001.- 253с.

19.             Малов А.А., Осин Д.К. Построение службы персонала «с нуля»//Справочник по управлению персоналом.- 2004.-№12.-с.68-79

20.             Малое предпринимательство в России.: статистический сборник. – М.: Росстат, 2005.- 156с.

21.             Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: Учебник для вузов/ Под. ред. В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 479с.

22.             Менеджмент малого бизнеса: Учебное пособие/Под ред. В. Горфинкеля  – М.: Вузовский учебник, 2004. – 270с.

23.             Мэйтланд Ян. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе.- М.: Аудит, 1996.- 160с.

24.             Немкович Е.Г., Курило А.Е. Управление кадрами на предприятиях малого и среднего бизнеса //http//kicbi.karelia.ru/smb/edu/courses/concept_uprov /index/html

25.             Нессонов Г.Г. Управление персоналом современных организаций: Учебное пособие. – М.: Триада, 1997.- 187с.

 

26.             Основные показатели социально-экономического положения городов и районов Новосибирской области: статистический сборник . – Новосибирск, 2005.- 149с.

27.             Основы управления персоналом./Под ред. Б.М. Генкин. -М.: Высшая школа, 1997. – 290с.

28.             Особенности управления персоналом на предприятиях малого и среднего бизнеса (часть1)//Консультант директора.-2002.- №14.-с.31-32

29.             Особенности управления персоналом на предприятиях малого и среднего бизнеса (часть2)//Консультант директора.-2002.- №15.-с.31-33

30.             Плайтнер Х.И. Значение «человеческого фактора» для малых предприятий//Проблемы теории и практики управления.-2002.-№2.-с.71-75

31.             Пустынникова Ю. Почему уходят сотрудники?// Служба кадров и персонал.-2005.-№ 10.-с.20-22

32.             Савченко В. От отдела кадров – к службе персонала или как от теории перейти к практике//Служба кадров и персонал.-2004.-№9.-с.39-45

Информация о работе Управление персоналом на предприятиях малого бизнеса