Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Глава 3. Разработка предложений по улучшению системы управления качеством в ООО « Центрум»…………………………………………………..63
3.1 Проблемы качества продукции и услуг в организации…………………...63
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы качества………………..64
Заключение…………………………………………………………………….....68
Список используемой литературы…………………………………………..….70
3. Ориентацию на удовлетворение
требований потребителей
4. Освоение изделий,
5. Улучшение важнейших
показателей качества
6.Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
7. Увеличение сроков гарантии на продукцию;
8.Развитие сервиса;
9. Включение поставщиков
комплектующих изделий и
В соответствии с международным стандартом ИСО 9004 жизненный цикл продукции включает 11 этапов протекающих в виде « петли качества », которые показаны на рисунке 1.2:
Маркетинг, поиск и изучение рынка.
Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
Материально- техническое снабжение.
Подготовка и разработка производственных процессов.
Производство продукции.
Контроль, проведение испытаний и обследований.
Упаковка и хранение, транспортировка продукции .
Реализация и распределение продукции.
Монтаж и эксплуатация.
Техническая помощь и обслуживание.
Утилизация после испытаний.
Рис 1.2 Петля качества.
На рисунке система управления качеством представлена в концентрированном виде. Здесь прежде всего выделена политика предприятия в области качества, собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Управление качеством включает принятие соответствующих решений, ему предшествует контроль, учет, сбор и анализ информации.
Требования к основным этапам жизненного цикла продукции (петли качества).
Требования системы качества в области маркетинга. Функция маркетинга должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:
Представить прогноз потребности в продукции;
Четко сформулировать требования потребителя, на основе анализа хозяйственных договоров, контрактов или спроса рынка;
Установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации;
Представить официальный отчет по требованиям, предъявляемым к продукции.
Требования системы качества при проектировании и разработке технических условий:
Система качествадолжна обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и мировому уровню;
Планировать работу по проектированию в виде целевой научно-технической программы;
Разработать комплекс мероприятий, направленных на исключение ошибок при проектировании, испытании и измерении параметров продукции на различных этапах проектирования;
Контроль соответствия проекта исходным требованиям;
Периодический анализ всех компонентов проекта;
Анализ готовности потребителя к использованию продукции;
Контроль за изменениями проектов;
Повторные оценки проекта.
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях
Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание систем качества и принятия, необходимых мер по обеспечению их эффектного функционирования.
Под созданием систем качества будем понимать их разработку и внедрение в деятельности предприятия.
Как отмечено в стандарте ИСО 9000-1, создание систем качества может быть инициировано руководителем предприятия и заказчиком. Этот стандарт даст руководителю указания по выбору и применению других стандартов серии 9000 и содержит принципы и подходы к организации работ по качеству. В дальнейшем необходимо использовать одну из моделей системы качества (по ИСО 9001, 9002 и 9003) и соответственно часть стандарта ИСО 9004. При создании систем качества в области услуг необходимо использовать рекомендации стандарта ИСО 9004-2.
Система качества представляет
собой совокупность структур, выполняющих
функции управления и обеспечения
качества установленными методами. Поэтому
разработка системы качества заключается
в том, чтобы сначала определить,
какие структуры следует
Оценка системы качества после её создания осуществляется путём сертификации, проводимой независимым органом с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.
Создание систем качества
целесообразно проводить в
- информационное совещание;
- принятие решения о создании системы качества;
- разработка плана - графика создания системы качества;
- определение функций и задач системы качества;
- определение состава
структурных подразделений
- разработка структурной схемы;
- разработка функциональной системы управления качеством;
- определение состава и состояния документации;
- разработка нормативных документов и «Руководство по качеству»;
- доработка существующих систем качества;
внедрение системы качества.
Этапы создания систем качества
Информационное совещание
Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую сведения о роли и значении управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия;
Принятие решения о создании системы качества
Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:
- назначается представитель
руководства - руководитель службы
качества, ответственный за создание
и функционирование системы
- формируется служба качества,
как правило, в составе ОТК,
отдела управления качеством,
метрологической службы и
- устанавливаются основные
этапы, исполнители, сроки
Разработка плана - графика создания системы качества
Для разработки плана- графика может быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение ряда работ, таких как, например:
- разработка политики в области качества;
- определение функций и задач системы качества;
- определения состава
структурных подразделений,
Определение функций и задач системы качества
На этой стадии сначала
необходимо провести тщательный анализ
процесса создания продукции и представить
его в виде подробного перечня
этапов работ. Основу перечня составляют
стадии жизненного цикла продукции,
характерные для данного
Определение состава структурных подразделений системы качества
После определения функций
системы качества, необходимых для
управления качеством на всех этапах
создания продукции, нужно определить
структурные подразделения, которые
будут выполнять эти функции.
Для этого необходимо проанализировать
функции, выполняемые существующими
подразделениями, и сравнить их с
перечнем функций, включаемых в создаваемую
систему качества с учетом рекомендаций
ИСО 9000. В результате устанавливаются
подразделения - исполнители каждой
функции и каждому
Разработка структурной схемы системы качества
Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества - службу качества, в которую, как было отмечено, включаются отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.
Разработка функциональной схемы управления качеством
В отличие от структурной
схемы, показывающей устройство системы
качества, построение функциональной
схемы позволяет наглядно представить
процесс управления качеством, а
также выявить и устранить
возможные пробелы при
Определение состава и состояния документации системы качества
Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации.
Для выполнения большинства функций требуется, как правило, несколько документов. Наибольшее количество документов требуется обычно для проведения операционного контроля в производственном процессе.
Разработка нормативных документов системы качества и Руководства по качеству
Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства и отследить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. Также необходимо составить Руководство по качеству с описанием самой системы качества.
Доработка и внедрение системы качества
Доработка системы качества проводится на основании плановых внутренних проверок, в ходе которых обычно проверяется:
- достаточно ли предусмотрено
в системе элементов для
- определены ли исполнители всех функций системы качества;
- все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;
- имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально;
- выполняются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах.
Международный стандарт ИСО
8402 «Управление качеством и
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности. В принципе эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую). В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.
На этапе подготовки и
разработки производственных процессов
должен быть обеспечен принцип
В последние годы для совершенствования
систем качества стала применяться
самооценка предприятий по критериям
премий в области качества. Только
квалифицированные и
Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:
проведение изменений в организации работ;
внедрение более эффективных методов контроля испытаний;
улучшение технического и метрологического обеспечения производства;
применение новых форм и методов мотивации персонала;
активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
развитие сферы услуг;
более тесное сотрудничество с поставщиками;
корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».
Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.