Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления - важнейшая задача, без решения которой на макро - и микроуровне невозможно значительное изменение социально-экономической ситуации к лучшему.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Целью курсовой работы является анализ управления финансовой деятельностью ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в условиях кризиса, а так же разработка антикризисной стратегии на исследуемом предприятии.
– отсутствие, как правило, до начала перемен основы, которая обеспечила бы осуществление силового метода, и как следствие, высокий риск неудачи;
– трудность прогнозирования силы сопротивления персонала и устранения причин, порождающих это;
– преждевременность вызова перемен в конечном итоге замедляет сроки выхода предприятия из кризиса;
– игнорирование силовых указаний по внедрению изменений;
– преобладание силовых методов в ущерб другим.
Для уменьшения трудностей целесообразно провести анализ настроений работников и выявить хотя бы потенциальный источник сопротивления или поддержки.
Если сопротивление или
благоприятные возможности
Если внешние изменения угрожают самому существованию руководства, как правило, сопротивление персонала начинает ослабевать и уступать место поддержке. В этом случае главной задачей является не борьба с сопротивлением, а предупреждение паники. Если кризис неизбежен, руководитель может принять следующие меры:
– убедить коллектив в
необратимости кризиса и
– готовить себя в глазах коллектива на роль «спасателя», когда кризис наступит;
– до настоящего кризиса организовать искусственный кризис, создав образ внешнего «врага», который угрожает руководству.
Последняя мера значительно снижает сопротивление, обеспечивает поддержку принимаемым решениям и увеличивает шансы на выход из реальной кризисной ситуации. Однако, она может иметь и серьезные последствия, поскольку искусственный кризис не всегда может перерасти в реальный.
Наибольший эффект имеет
управление сопротивлением персонала,
когда этот процесс контролируется
администрацией. Такой подход эффективен,
если внешние воздействия постоянно
повторяются и руководству
– сформировать аналитическую группу, способную давать обоснованные прогнозы развития ситуации на предприятии и за его пределами, разрабатывать схемы преодоления возможного сопротивления, создавать атмосферу поддержки инноваций;
– координировать управленческие усилия на решение приоритетных проблем;
– отделять стратегические изменения от текущих конфликтов;
– организовать обучение персонала;
– привлекать к принятию решений экспертов;
– обеспечить для руководителей реальную возможность влиять на принятие решений по вопросам, относящимся к их компетенции.
Указанные элементы системы
управления должны быть направлены на
решение проблем организации. Так,
управление, как функция, должно больше
реализовываться через
Управление, как процесс, требует взаимоувязки между собою управленческих действий, направляемых на подготовку и принятие решений для реализации программы повышения финансовой устойчивости организации.
Следует отличать вертикальные связи – связи подчинения, при наличии нескольких уровней управления и горизонтальные связи – связи согласования и координации управленческих действий между службами одного уровня и работниками.
Таким образом, структура управления, ее эффективность существенно влияют на все стороны жизнеобеспечения организации.
Выбор вида структуры управления,
ее построение и совершенствование
– это процесс адаптации
Распространенными видами структуры управления организации являются линейно-функциональная, линейно-функционально-штабная и линейно-дивизиональная. Указанные виды структуры управления характерны для различных производственно-хозяйственных и торговых организаций. Более редко применяются проектная структура управления (для научно-исследовательских организаций), программно-условная и матричная структуры управления, как правило, охватывающие только часть организации.
В основу линейно-функциональной,
линейно-функционально-штабной
Линейно-функциональная структура. Подразделения в рамках структуры этого типа специализируются на выполнении основных функций управления (производство, исследования и разработки, снабжение, сбыт, бухучет, экономика и финансы, кадровая политика). Эта структура лежит в основе высокоцентрализованной системы управления предприятием.
Основными достоинствами такой структуры являются незначительное дублирование функций и высокий уровень специализации. При этом недостатками выступают сложность решения «сквозных» задач, трудность движения информации между подразделениями как по горизонтали, так и по вертикали и нечеткая ответственность за хозяйственные результаты деятельности организации.
В экономически развитых странах линейно-функциональные структуры свойственны лишь мелким и небольшой части средних фирм.
Линейно-дивизиональная структура. При этой структуре управления все подразделения организации специализированы по продуктам, видам деятельности или конкретным рынкам и на них возлагается вся ответственность за разработку, развитие, производство и сбыт конкретных товаров. Решения по полностью автономным в хозяйственном отношении отделениям – дивизионам, имеющим узкоотраслевую или продуктовую специализацию, принимаются на межфункциональной основе. Реализация решений осуществляется по дивизионам, а внутри них – по линейно-функциональным службам.
Достоинством этой структуры
управления является полнота ответственности
за результаты деятельности. Недостатки
структуры связаны с
Организация структуры управления по дивизиональному типу обычно дополняется приданием дивизионам статуса центра финансовой ответственности и предоставлением полной хозяйственной самостоятельности в текущих вопросах. За высшим руководством остаются вопросы стратегии развития предприятия, разработки инвестиционного бюджета, эмиссий и дивидендной политики и др.
В 1980-х годах около 96% американских успешных компаний имели дивизиональные структуры управления.
Программно-целевая структура.
Программно-целевой подход представляет
собой функциональный и продуктовый
принципы. Для решения конкретных
задач формируются программы
или проекты. В распоряжение руководителей
проектов выделяются мощности и фонды,
а также специалисты
Достоинства этого типа структур
обусловлены их гибкостью и мобильностью
в сочетании с персональной ответственностью.
Программно-целевые структуры
Матричная структура. При
такой структуре управления производственные
единицы находятся под
В практической деятельности
в основном используются 2–4-уровневые
структуры, где число уровней
и звеньев управления на каждом из
них зависит от масштаба производства
организации, разнохарактерности ассортимента
продукции, территориальной
За конечный результат
в целом на каждом уровне управления
отвечает руководитель, задача которого
состоит в координации работы
всех подчиняющихся ему
Достоинства и недостатки организационных структур управления оцениваются тем, насколько конкретный вид структуры эффективно реагирует на изменения во внешней среде и внутри организации, обеспечивает сплоченность управленческого персонала и межфункциональную координацию в достижении намеченных организацией целей, насколько финансовое состояние подразделений зависит от результатов их функционирования, насколько подразделения могут оперативно и самостоятельно решать текущие хозяйственные задачи, а высшее руководство может принимать эффективные стратегические решения.
При оценке эффективности
действующей структуры
– размер и степень разнообразия деятельности организации;
– территориальное размещение подразделений организации;
– динамизм внешней среды, рынка сбыта продукции;
– стратегию, реализуемую организацией;
–эффективность принимаемых и реализуемых решений на разных уровнях управления;
– объем дублирования функций управления;
– несоответствие обязанностей объему прав и полномочий;
– трудности в прохождении потоков информации;
– противоречивость принимаемых и реализуемых решений;
– практику делегирования полномочий и ответственности.
Основной целью организации,
находящейся в кризисной
В кризисный период изменения
в структурах управления должны быть
направлены, прежде всего, на создание
условий для выживания
– сокращение числа уровней
управления, переход к более
– установление, из-за каких функций и нерешаемых задач организация попала в кризисную ситуацию;
– сокращение числа заместителей
руководителей и смена
– сокращение управленческого персонала в соответствии с уменьшением объема реализации продукции;
– делегирование большего объема полномочий и ответственности производствам, выпускающим рентабельную продукцию;
– усиление работы, связанной с организацией и контролем за финансовыми потоками предприятия;
– сокращение дублирования функций и перераспределение функций управления в аппарате управления;
– объединение некоторых
служб в более крупные
– сокращение производственных служб на нижнем уровне управления (в связи с сокращением объема выпуска продукции);
– создание временной целевой
группы из работников аппарата по разработке
программы финансового
При переходе от восстановления платежеспособности организации к созданию финансового равновесия и устойчивости в длительной перспективе необходимо вновь провести изменения в системе управления организацией, в структуре управления. С изменением стратегии организации на втором этапе восстановления нормального функционирования организации должна измениться и организационная структура управления, являющаяся одним из важных средств обеспечения реализации данной стратегии. Возможные преобразования могут строиться по следующим направлениям:
– определяются задачи и функции, которые имеют критическое значение для осуществления стратегии на данном этапе продвижения организации к долгосрочной финансовой устойчивости;
– формируются подразделения аппарата и структурных единиц организации, в основе которых лежат стратегические задачи и функции;
– определяется степень самостоятельности подразделений аппарата и структурных единиц в подготовке и принятии решений и уровни иерархии, на которых происходит принятие и реализация решений;
– по мере увеличения объема
реализации продукции и объема выпуска
продукции, расширения ассортимента товаров
может происходить образование
новых подразделений и служб,
что будет означать переход к
более сложной структуре
– с увеличением численности
управленческого персонала
– по мере увеличения объемов
и разнообразия выпускаемой продукции
в организации создаются
– происходит сосредоточение на высшем уровне руководств функций по разработке стратегии, финансового контроля, политики управления персоналом и др.;
– создаются или усиливаются
службы маркетинга на высшем уровне управления
и при необходимости в
Информация о работе Управление организацией в условиях кризиса