Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления - важнейшая задача, без решения которой на макро - и микроуровне невозможно значительное изменение социально-экономической ситуации к лучшему.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Целью курсовой работы является анализ управления финансовой деятельностью ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в условиях кризиса, а так же разработка антикризисной стратегии на исследуемом предприятии.
Основные факторы спада можно разделить на внутренние и внешние (Таблица 2) Рассмотрим данные факторы более подробно и выделим наиболее распространенные.
Таблица 2 – Основные факторы спада
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
1) изменение технологий 2) изменение социальных ценностей или моды 3) насыщение конкретных сегментов рынка 4) действия конкурентов 5) изменение в структуре отрасли 6) снижение отраслевых продаж |
1) плохое управление 2) недостаточный финансовый контроль 3) недостаточные усилия в области маркетинга 4) неудачные приобретения и слияния 5) слабое управление 6)чрезмерное расширение
торгово-промышленной 7) недостаточно просчитанные вклады в крупные проекты |
Признаки спада зачастую обнаружить гораздо легче, чем лежащие в их основе причины [29, с.203]. Набор этих признаков может быть уникальным для каждой компании, однако можно выделить наиболее характерные и часто встречающиеся:
- падение прибыльности, которое отражается в снижении прибыли до налогообложения или как процента от продаж либо в снижении ROI (прибыли на капиталовложения);
- падение удельного объема
продаж в сравнении
- возрастание уровня финансовой
зависимости в связи с
- проблемы ликвидности
в текущих и срочных
- уменьшение доли рынка; что свидетельствует о том, что компания на данном рынке неконкурентоспособна.
Реакцией на кризис может быть выбор стратегии сокращения расходов, или стратегии поворота.
Существуют следующие стратегии сокращения расходов: организационные изменения, финансовые стратегии, стратегии снижения затрат, стратегия сокращения активов, стратегия создания прибыли.
Стратегия поворота включает изменения в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых [36, с.78]. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно. Конкретные стратегии поворота представляют собой стратегии изменения и ценообразования, переориентации на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ассортимента товаров, сосредоточении на продажах и рекламе.
В условиях угрозы банкротства применяются стратегии выхода, задача которых состоит в том, чтобы минимизировать ущерб. Это достигается методами оптимального изъятия инвестиций или выкупом управляющими. Изъятие инвестиций может осуществляться через договор о франшизе, передачу подрядов, продажи бизнес - единиц или всего предприятия, разделение и отделение, обмен активами.
Выкуп управляющими обычно осуществляет команда менеджеров предприятия, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию. Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложения, обеспечиваемых управляющими институциональными акционерами и займами.
Экономическая стратегия предприятия складывается из ряда элементов, важнейшим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической программы технического и социального развития предприятия, является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия [36, с.81]. Взаимопереплетение элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты.
Таким образом, вся экономическая
стратегия в совокупности должна
носить опережающий, предотвращающий
характер. И товарная, и ценовая,
и стратегия снижения производственных
издержек, и стратегия поведения
предприятия на рынке ценных бумаг,
как и все другие элементы экономической
стратегии, должны быть нацелены на предотвращение
несостоятельности за счет постоянного
поддержания высокого уровня конкурентного
преимущества предприятия. Тем не менее,
могут и должны быть определены особые,
специфические правила и
2. Анализ финансовой
2.1 Исследование финансовых результатов предприятия
Филиал - спиртзавод «Ковылкинский» ОАО «Мордовспирт» начал свою деятельность в 1963 году. На протяжении многих лет завод проводил реконструкцию, модернизацию, направленную на повышение эффективности и увеличение производственных мощностей. Основным видом деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» является производство и реализация спирта. Предприятие специализируется на производстве спиртов этиловых из зернового сырья: «Высшей очистки», «Экстра», «Люкс», «Альфа». Производство спирта в год составляет 800 тонн на сумму 168,0 млн. рублей. Поставка спирта осуществляется в известнейшие предприятия алкогольной отрасли ООО «Русь-Алко», ООО «Родник и К», ОАО «Астраханский ликероводочный завод», ОАО «Московский завод «Кристалл», ООО «Ликероводочный завод «Саранский».
Спиртзаводом выпускаются сухие кормовые дрожжи в количестве 2500 тонн в год на сумму 30,0 млн. рублей, необходимые в качестве белково-витаминной добавки при производстве комбикормов и кормосмесей для крупного рогатого скота, птиц, пушных зверей. Немаловажное значение имеет выпуск углекислоты, которая используется как в пищевых, так и в технических целях. Производство углекислоты в год составляет 180 тонн на сумму 500 тыс. рублей. В целях достижения выпуска и поставки на рынок высококачественной алкогольной продукции отвечающей потребностям и ожиданию потребителей, а также для расширения рынка сбыта и устойчивого роста доходов ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» работает по международному стандарту качества ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008).
На длительном пути развития предприятие обеспечило себя главным капиталом – добрым именем, которое навсегда связалось с высоким качеством продукции.
Рассмотрим результаты финансовой деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» и приведем данные в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский»
Наименование показателей |
Формула расчета |
Нормативное значение |
2008 г. |
2009 г. |
I полугодие 2010 г. |
Коэффициент независимости |
К1 = 3р.П / Баланс |
0,6 |
0,13 |
0,14 |
0,14 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
К2 = 3р.П + 4р.П. / Баланс |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала |
К3 = 4р.П + 5р.П / 3р.П |
< 0,7 |
4,3 |
6,3 |
8,0 |
Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом |
К4 = 3р.П – 1р.А / 2р.А |
0,1 – 0,5 |
0,03 |
0,001 |
0,1 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств |
К5 = 3р.П – 1р.А / 3р.П |
0,2 – 0,5 |
0,1 |
0,007 |
0,9 |
Коэффициент независимости - характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие.
На протяжении анализируемого
периода коэффициент
Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала.
Коэффициент финансовой устойчивости в ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» за 2008 год составил 0,2, в 2009-начало 2010 года – 0,1, следовательно, доля активов предприятия финансируемых за счет собственного капитала незначительна.
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о снижении финансовой устойчивости. Чем больше данный коэффициент превышает норматив, тем больше зависимость предприятия от заемных средств.
В ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» за 2008 год данный показатель составил 4,3, следовательно, на 1руб. собственного капитала предприятия приходится 4,3 руб. заемных средств. В 2009 и в I полугодии 2010 года данный показатель увеличился, что свидетельствует о том, что предприятие крайне зависимо от заемных средств.
Коэффициент обеспеченности
собственным оборотным
Коэффициент маневренности
собственных оборотных средств
В 2008 году величина показателя составила 0,1, в 2009 наблюдается динамика снижения данного показателя, в I полугодии 2010 года его незначительное увеличение. Таким образом, лишь малая часть собственного капитала предприятия вложена в оборотные средства, что негативно сказывается на финансовой устойчивости ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Платежеспособность и
ликвидность являются одним из важнейших
показателей, характеризующим финансовое
положение предприятия. Оценка данного
показателя проводится по данным баланса
на основе характеристики оборотных
активов, т.е. времени, которое необходимо
для превращения их в денежную
наличность. Наиболее мобильной частью
оборотных средств являются денежные
средства и краткосрочные ценные
бумаги. Рассмотрим показатели платежеспособности
и ликвидности ОАО «
1) Коэффициент абсолютной
(мгновенной) ликвидности отражает
способность предприятия
К аб.л. = Денеж.средст. + Краткосрочн.фин.влож. / Краткосроч.обяз.
В ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» данный показатель в 2008 году составил 0,00008, в 2009 году – 0,0005, в I полугодии 2010 года – 0,00007, что значительно ниже норматива (0,2-0,5).
Данный коэффициент показывает,
какая часть краткосрочных
2) Коэффициент быстрой
ликвидности показывает, какую часть
текущей задолженности
К б.л. = Оборот. акт.- Запасы / Краткосрочные обязательства
В 2008 году величина данного показателя составила 0,7, в 2009 – I полугодии 2010 года – 0,8, норматив по даному показателю ≥ 1. Следовательно, предприятие в ближайшей перспективе не сможет в полном объеме погасить текущую задолженность.
Информация о работе Управление организацией в условиях кризиса