Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления - важнейшая задача, без решения которой на макро - и микроуровне невозможно значительное изменение социально-экономической ситуации к лучшему.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Целью курсовой работы является анализ управления финансовой деятельностью ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в условиях кризиса, а так же разработка антикризисной стратегии на исследуемом предприятии.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛО
Большинство российских компаний,
начиная с октября - ноября 2008 г. вдруг
почувствовали, что окружающая среда
стала для их бизнеса значительно
более угрожающей, чем это было
до последнего времени. Конец 2008 г. ознаменовался
мировым экономическим
Конечно, определенные антикризисные меры предпринимаются на уровне федерального правительства и региональных властей, но это не снимает с повестки дня необходимость разработки антикризисной программы для каждой отдельно взятой организации. Самый главный вопрос для руководства большинства компаний: что же надо делать в сложившихся условиях?
В качестве примера можно привести компанию «Юганскнефтегаз». Организация в 2004 г. являлась самым дорогим активом компании «ЮКОС» и ее, на котором «Юганскнефтегаз» должны были продать на залоговом аукционе в счет долгов ЮКОСа федеральному бюджету. Предполагалось, что после аукциона произойдет смена собственника компании [4, с.29].
В этот кризисный для коллектива и для производственной деятельности предприятия момент высшее руководство проявило высокую ответственность за будущее компании. Хотя никто из команды топ-менеджеров не был уверен в сохранении своей должности в руководстве при новом собственнике, тем не менее, не было никаких следов пассивности. Это дало возможность за короткое время проделать огромный объем работы: определить наиболее важные текущие проблемы компании и стратегию первоочередных действий в сложившихся условиях.
К сожалению, сегодня, оказавшись
в условиях кризиса, руководители многих
российских компаний не чувствуют такой
ответственности перед своими сотрудниками
и часто занимают выжидательную
позицию, не предпринимая активных действий
по выработке стратегии
В конце XX века самой серьезной бедой для российской экономики была низкая управленческая квалификация руководителей. Учитывая, что уже заканчивается первое десятилетие XXI века, можно было бы предположить, что менеджмент в России сделал шаг вперед в сравнении с тем, что было 10-20 лет назад. Но, к сожалению, это не так. Знакомство с действиями руководства многих российских компаний в условиях сегодняшнего кризиса показывает, что новых тенденций за последние годы не появилось. Антикризисные действия руководства большинства российских компаний сводятся к достаточно ограниченному набору: сокращение расходов (финансовое оздоровление), реструктуризация, оптимизация численности персонала, отказ от большинства проектов, связанных с развитием бизнеса, выжидательная позиция [1, с.82].
Множество компаний стремятся
преодолеть кризисные явления в
собственном развитии. Это компании,
работающие в самых разных отраслях
экономики и имеющие
- неудовлетворительное качество управления;
- недостаточная слаженность
в работе управленческой
- отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий;
- недостаток поддержки
действий руководства со
Рассмотрим указанные выше проб
Неудовлетворительное качество
Пример краха антикризисной программы, не включающей шагов, направленных на повышение качества управления, дает завод имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось правительство Москвы. Комплексная антикризисная программа включала развитие маркетинговой службы предприятия; совершенствование деятельности подразделений, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом; расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ; совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления. Кроме того, в соответствии с антикризисным бизнес-планом было предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков. Не было предусмотрено лишь одного - повышения качества управленческой деятельности. Результат - провал антикризисной программы.
Низкое качество управления для большинства предприятий проявляется достаточно единообразно:
- нет четкости в определении целей, миссии, ценностей организации;
- несогласованность в работе подразделений;
- много лишней документации,
бюрократизация процесса
- нерациональное использование имеющихся ресурсов;
- ошибки в реализации функций контроля (чрезмерный или ослабленный контроль);
- большой объем «текучки», не дающей возможности для анализа ситуации и для работы на перспективу; дублирование в принятии решений [3, с.322].
Недостаток слаженности в работ
- отсутствие сильного
лидера, способного объединить и
повести за собой
- различия в системе
приоритетов и в ключевых
- плохая информированность членов управленческой команды по ключевым вопросам, связанным с деятельностью компании;
- сложившаяся в управленческой команде культура отношений не побуждает ее членов оказывать помощь друг другу;
- расхождение в оценках ситуации и путей выхода из кризиса;
- расхождение в интересах между членами управленческой команды;
- отсутствие общей программы действий [10, с.58].
Отсутствие у руководства предп
- недостаточная уверенность
в точности своей оценки
- расхождения в понимании конечной цели между членами управленческой команды;
- отсутствие единой программы действий;
- недостаток объективной информации;
- недостаток информации о состоянии предприятия и рынка;
- неготовность большинства руководителей отказаться от привычной модели управления в изменившихся условиях.
Недостаток поддержки действий
Среди основных причин, способствующих ослаблению этой поддержки, чаще всего выступают:
- неуверенность сотрудников компании в завтрашнем дне, страх потери работы;
- ухудшение имиджа руководства
в глазах персонала
- отсутствие у персонала
заинтересованности в
- непонимание работниками
сущности мероприятий,
- негативный прошлый опыт;
- углубление социальной
напряженности внутри
- руководство своевременно
не доводит до работников
Эффективный информационный
обмен между руководством и сотрудниками
компании особенно важен в период
запуска антикризисной
Примеры успешных действий в ус
Хороший пример энергичных действий в условиях кризиса дает сеть супермаркетов Food Lion. Компания внезапно оказалась в центре общественного внимания, когда репортер корпорации ABC TV в прайм-тайм обвинил ее в том, что она продавала испорченное мясо. В результате акции компании упали почти вдвое. Но Food Lion отреагировала быстро: предложила массовые экскурсии по своим складам, сделала большие окна в зонах подготовки мяса, улучшила освещение, одела своих сотрудников в новую униформу, расширила обучение персонала и предложила значительные скидки, чтобы вернуть покупателей в свои магазины. В итоге компания получила от Управления по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств оценку «отлично», и в тех местах, где раньше у нее были прочные позиции, объем продаж скоро вернулся к обычному уровню.
Шесть стадий кризисного управл
Выделяют шесть стадий кризисно
Стадия 1: попытка предотвращения кризиса. На этой стадии следует составить список факторов, способных негативно повлиять на бизнес, возможные негативные последствия и цену необходимых превентивных действий. Это может быть и создание кризисного центра или специальной группы, это может быть сценарий действий в условиях кризиса и др.
Стадия 2: подготовка к управлению в условиях кризиса. На этой стадии менеджмент начинает разрабатывать планы действий с учетом возможных рисков и многообразия нежелательных последствий кризиса.
Стадия 3: анализ ситуации. При этом самым трудным является верная оценка кризисной ситуации. Ошибки здесь возможны как из-за неверной интерпретации факторов, вызвавших кризис, так и из-за игнорирования серьезных угроз, исходящих от внешней среды. Собирая информацию о кризисе, большинство руководителей опирается на оценки работников своей компании. На этой стадии имеет смысл привлечь внешнего специалиста. Это потребует определенных затрат, но они оправдают себя, ибо неграмотный анализ может привести к неверным действиям и неоправданным потерям.
Стадия 4: сдерживание кризиса. Главное на этом этапе - установление очередности действий по выводу компании из кризиса. Проблема часто состоит в трудности выделения наиболее важной информации и четких критериев для оценки ситуации.
Стадия 5: разрешение кризиса. Здесь главное - быстрота действий. Даже если вы на правильном пути, вас задавят, если вы остановитесь или замешкаетесь. Оценив ситуацию и определив необходимые шаги, следует действовать без промедления.
Информация о работе Управление организацией в условиях кризиса