Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления - важнейшая задача, без решения которой на макро - и микроуровне невозможно значительное изменение социально-экономической ситуации к лучшему.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Целью курсовой работы является анализ управления финансовой деятельностью ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в условиях кризиса, а так же разработка антикризисной стратегии на исследуемом предприятии.
Во второй ситуации работники
предприятия желают изменений, но недостаточно
подготовлены к ним. Для нее характерны
функционально-ролевые
В третьей ситуации работники не хотят работать в новых условиях, хотя профессионально подготовлены хорошо. Здесь на первый план выходят ориентационные конфликты. Управляющий, оказавшийся в подобной ситуации, должен стремиться повысить уровень мотивации работников. Для этого с помощью конфликтов можно провоцировать смену ценностных ориентации. Управляющему остается или убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации и тем самым наладить контакт с подчиненными, или, если это не удается, избавляться от противостоящих работников. Здесь возможен вариант сознательного дистанцирования от подчиненных или интеграции.
В четвертой ситуации работники
предприятия не хотят и не могут
работать в новых условиях. Поэтому
на первый план выступают коммуникативные
конфликты. Коллектив, как правило,
пытается всю вину взвалить на управляющего.
Целесообразно применять
С точки зрения взаимного восприятия трудового коллектива и антикризисного управляющего, ситуации, в которых приходится действовать последнему, различаются. Во-первых, ориентируется ли в своих действиях руководитель на интеграцию с коллективом или стремится отделиться от него. Во-вторых, принимает коллектив нового руководителя, как своего или рассматривает его, как чужого. В зависимости от этого и должны строиться отношения руководителя с коллективом.
Организационная культура предприятия
слагается из совокупности ценностей,
разделяемых работниками, и системы
норм и правил, принимаемых ими. С
этой точки зрения является важным,
насколько работники
Таблица 3
Соотношение ценностного и нормативного в организационной культуре предприятия
Характеристика системы ценностей |
Характеристика нормативной системы | ||
Адаптивность |
Консерватизм |
Нормы одни для всех |
много норм для различных групп |
Сильная, сильный |
Политический конфликт |
Политический конфликт |
Сильная адаптивная организационная культура |
Умеренная |
Умеренный |
Организационная культура, пригодная для одной стратегии |
Стратегический конфликт |
Слабая |
Слабый |
Предприятие на грани распада |
Предприятие существует как набор автономных групп |
Сильная |
Слабый |
Организационный конфликт |
Адаптивная организационная культура |
Слабая |
Сильный |
Сильная рганизационная культура |
Конфликт вакуума власти |
Современные управленческие
подходы предполагают, что объектом
управления являются организационные
культуры различного типа, а не люди
и их деятельность. Различные культуры
отличают членов одной группы от другой.
Люди создают организационные
Таблица 4
Основные типы организационных культур и их характеристика
Характеристика организационной системы |
Типы организационных культур | |||
Органический |
Предпринимательский |
Бюрократический |
Партиципативный | |
Организация направляется |
согласием с общей идеей |
свободной инициативой |
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе |
исходного согласия с целями и задачами |
индивидуального творчества |
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
Лидерство основывается на |
разделяемых взглядах на направлениях общего движения |
наличие авторитета и признания |
власти и положения |
содействии контактам и сотрудничеству |
С хроническими проблемами справляются с помощью |
не придания им значения и отказа от обсуждения |
поиска новых творческих подходов |
укрепления руководства и следования правилам |
более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
Повседневная работа |
при минимальном вмешательстве в нее |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Функции и ответственность |
реализуется с почти автоматической точностью |
получаются такими, какими их делают люди |
предписываются и закрепляются |
разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных людей |
оцениваются по степени их согласованности с целыми пред-приятиями |
считаются более важными, чем интересы предприятия |
подчиняются интересам предприятия |
согласуются с интересами
предприятия путем |
Руководство |
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство |
дает людям возможность делать так, как они считают нужным |
определяет лидеров
и возможные направления |
действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
Разногласия и конфликты |
отражают факт расхождения с общими целями и задачами |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий |
угрожают стабильности предприятия и мешают работе |
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
Общения |
ограничены и несущественны |
меняются по интенсивности и непредсказуемы |
формальные и подчиняются правилам |
открыты и насыщены |
Как правило, информация и данные |
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить наружу |
используются для индивидуальных достижений |
контролируются и доступ к ним ограничен |
оцениваются и распределяются открыто |
Обычно существующая на предприятии организационная культура является соединением всех типов культур. Руководитель должен рассматривать культуру как мощный инструмент для мобилизации коллектива и сотрудников на решение возложенных задач, способ эффективного общения между членами коллектива.
2. Кадровая политика
Суть кадровой политики состоит
в работе с персоналом в соответствии
с концепцией развития предприятия.
Целью кадровой политики является обеспечение
оптимального баланса обновления и
сохранения кадров в соответствии с
потребностями предприятия
В кадровой политике предприятия должны быть реализованы следующие этапы:
– разработка принципов, определение приоритетов и целей;
– планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, создание резерва, перемещения;
– создание и поддержание системы движения кадровой информации;
– создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда;
– реализация программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров;
– анализ соответствия кадровой политики стратегии развития предприятия.
Различают пассивный, реактивный, превентивный и активный типы кадровой политики.
При пассивном типе у руководства
предприятия отсутствует
Реактивный тип предполагает осуществление руководством предприятия контроля за развитием ситуации. Кадровые службы владеют средствами диагностики персонала. С целью финансового оздоровления, кадровые вопросы выделяются и рассматриваются отдельно.
При превентивном типе руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для управления ею. Кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозированием кадровой ситуации на среднесрочный период. Для финансового оздоровления имеются краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах.
При активном типе руководство
предприятия располагает
Кадровая политика зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: особенности законодательного регулирования трудовых отношений, ситуация на рынке труда, профессиональные и общественные объединения.
К внутренним факторам относятся: цели предприятия, стиль управления, условия труда, качественные характеристики трудового коллектива.
3. Управление персоналом
кризисного предприятия для
Мобилизация коллектива кризисного предприятия включает следующие этапы:
– агитация, в ходе которой работникам показывается зависимость их личных судеб от выживания фирмы, формируется имидж надежного руководителя, устанавливаются каналы взаимодействия между руководителем, коллективом и работниками;
– профессиональный рост (создаются
условия для повышения
– интеграция (создаются
новые модели поведения, закрепляющие
новые отношения, выбираются проекты,
в которых реализуются
В работе с персоналом кризисного
предприятия существует два подхода
по повышению
– ликвидация имеющихся недостатков
в организации путем
– поиск уникальных черт предприятия, которые создают положительный образ у потребителей.
Реорганизация, связанная с сокращением персонала, может быть эффективной и неэффективной.
Неэффективная реорганизация может привести к следующим негативным результатам (табл. 5).
Таблица 5
Последствия неэффективной кадровой политики на кризисном предприятии
Мероприятия |
Результат |
Выполнение программ добровольного увольнения персонала, в том числе уход на пенсию по возрасту |
Риск потери квалифицированных кадров, из-за чего у предприятия могут быть значительные трудности |
Сокращение или временное освобождение от работы некоторой доли работников во всех структурных подразделениях |
Неравномерное распределение рабочей силы в структурных подразделениях предприятия |
Сокращение программ финансирования обучения и повышения квалификации работников предприятия |
Неподготовленность работников к работе на новых рабочих местах в условиях ограниченности ресурсов |
Чрезмерно резкое и значительное сокращение персонала |
Нарушение ритмичного технологического процесса, необходимость возвращения уволенных на рабочие места или найм других работников, что может создать конфликтные ситуации |
Расстановка на место уволенных оставшихся работников |
Кратковременный успех до тех пор, пока у оставшихся работников будет побудительный стимул к труду |
Введение жесткой регламентации труда и строгой отчетности взамен широкого вовлечения персонала в разработку и реализацию мер по выводу предприятия из кризиса |
Отчуждение коллектива от руководителя и, как результат, снижение стимулов к высокопроизводительному труду |
Поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск |
Ухудшение в коллективе морально-психологического климата и отношения к труду |
Внедрение системы
стимулирования, которая не учитывает
перспективы роста карьеры |
Негативное отношение к предприятию отдельных групп работников, порождение стремления к сиюминутному успеху |
К положительному эффекту при реорганизации кризисного предприятия, как правило, приводят следующие мероприятия.
– сокращение уровней в структуре управления с сохранением рабочих мест при одновременном укреплении резерва для высшего звена управления предприятием;
– сокращение структуры управления с учетом взаимозависимости ее элементов и разработка мер по стабилизации новой структуры;
– периодическая переоценка кадровой политики с целью наибольшего соответствия сложившейся ситуации;
– выявление, поддержание и обучение работников, проявивших лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
– реализация образовательных программ, поддержание профессионального роста работников, особенно в приоритетных для предприятия областях;
– заблаговременная подготовка перспективных кандидатов на ключевые должности с учетом их умения выполнять свои функции в условиях кризиса;
– децентрализация структуры управления с делегированием необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления на стратегическом и оперативном уровне;
– создание команд единомышленников на уровне руководства и структурных подразделениях;
– отслеживание и сохранение кадрового потенциала.
Повышение уровня конкурентоспособности
предприятия во многом зависит от
его интеллектуального
– важность для краткосрочного выживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
– недоступность для конкурентов из-за трудности их заимствования;
– сочетание знаний и умений персонала, а не их воплощение в продукции и функциональных обязанностях;
– соединение в концентрированном
виде научно-технического, производственного,
организационно-
– принадлежность организационной системе предприятия в целом, а не отдельным работникам;
– долговременная основа для принятия стратегических решений;
– поддерживаются и воспринимаются предприятием в течение определенного временного периода;
– обеспечивают доминирующее положение на рынке.
Во взаимоотношениях с коллективом зачастую приходится преодолевать сопротивление со стороны персонала. Основным методом здесь является принудительный, который предусматривает использование силы для преодоления сопротивления. Принудительный метод в социальном плане нежелателен, но в условиях дефицита времени он дает преимущества. Однако, когда причина сопротивления работников ясна, открытого проявления силы не требуется. При применении силового метода встречаются следующие трудности:
Информация о работе Управление организацией в условиях кризиса