Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления - важнейшая задача, без решения которой на макро - и микроуровне невозможно значительное изменение социально-экономической ситуации к лучшему.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский».
Целью курсовой работы является анализ управления финансовой деятельностью ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в условиях кризиса, а так же разработка антикризисной стратегии на исследуемом предприятии.
Таким образом, возникает
циклическая тенденция
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата и др. [29, с.74]. (Приложение Б).
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис, таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми [8, с. 99].
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его (Рисунок 1). Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (Приложение В).
Рисунок 1 – Возможные последствия кризиса
По проблематике кризиса можно выделить макрокризисы и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики, а микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем [17, с.108].
Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, он может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.
1.2 Необходимость антикризисного управления на предприятии
В современных условиях одним из приоритетных направлений, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных субъектов является вырабатывание основных теоретических и методологических положений по развитию антикризисного управления.
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [28, с.33].
Понятие «антикризисное управление» введено в научный оборот сравнительно недавно. Такие ученые, как Г. А. Александров, А. Г. Грязнова, Н. Д. Гуськова, Г. П. Иванов, Э. М. Коротков, Э. С. Минаев, считают, что причинами его появления послужили, тенденции развития науки управления, а так же реформирование экономики России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но все понимали, что только новый тип управления способен вывести экономику из кризиса.
Антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий традиционного менеджмента, так как главной его целью является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране [1, с.51]. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы. Антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести такие финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.
Как правило, в экономическом развитии, преднамеренно или закономерно на всех уровнях экономики, периодически возникают различного рода кризисные явления, диагностика и предотвращение которых представляют собой предмет антикризисного управления. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций, кризисных явлений с сопровождающими их условиями, являющихся объектом антикризисного управления [19, с.88].
В целом социально-экономическая система является саморегулируемой системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление и существует, потому что является, с одной стороны, частью этих механизмов, с другой - для того чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы. Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.
Антикризисное управление –
это процесс предотвращения и
преодоления кризиса
В распознавании кризиса
большое значение имеет оценка взаимосвязи
проблем. Существование и характер
такой взаимосвязи может многое
сказать и об опасности кризиса
и его характере. Но для такого
предсказания необходимы четкий набор
признаков и показателей
Распознавание строится как
на действующих в управлении показателях,
так и на специализированных, которые,
вероятно, в будущем еще придется
разрабатывать. Например, снижение производительности
труда или эффективности
Методология распознавания
кризиса теснейшим образом
1) предварительная диагностика
причин возникновения
2) анализ внешней среды
и потенциала конкурентных
3) бизнес-планирование повышения
конкурентных преимуществ и
4) разработка процедур
финансового оздоровления
Антикризисное управление предприятиями
должно иметь системную основу. Это
вызвано тем, что помимо внутреннего
кризиса на предприятии существует
еще макроэкономический кризис экономики
в целом, который накладывает
определенный отпечаток на мероприятия
антикризисного управления [18, с.226]. Тем
не менее, существуют и некоторые
стандартные функции
Таким образом, можно сделать
вывод, о том, что необходимость
антикризисного управления обусловлена
закономерностью возникновения
кризисных явлений в социально-
1.3 Формирование антикризисной стратегии организации
Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства [15, с.111]. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в стратегии поведения, смягчающей последствия спада.
Целью антикризисного управления является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию [21, с.47].
Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы [32, с.506]. Однако времени для коренной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.
Анализ ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отраслевого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в корпорации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в целом. Сначала необходимо определиться, что понимается под спадом в отрасли. В самом общем представлении спад - это такая ситуация, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Экономическая теория утверждает, что результатом этой избыточной мощности в отрасли является возникновение в ней определенной системы действий [51, с.18]. Эти действия разрабатываются с целью увеличения объема продаж, чтобы поддерживать использование производства в полном объеме. Все это может выражаться в форме войны цен. Также вероятно, что компании будут покидать эту отрасль, так как предельный (маржинальный) производитель более не может действовать с выгодой.
Информация о работе Управление организацией в условиях кризиса