Управление мотивационными процессами в стратегическом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом.

Файлы: 1 файл

Контольная работа-Управление мотивационными процессами в стратегическом менеджментет.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

     - обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;

     - приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.

     Спроектированная  в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы. На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма (рис. 6)13 Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что они значат и как влияют на “психологическое состояние”, которое определяет отношение людей к работе.

     

     Рис. 6. Модель мотивационных характеристик работы

     Разнообразие  умений и навыков. Этот термин характеризует  степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.

     Если  работник чувствует, что кто-то еще  может сделать эту работу так  же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания.

     Целостность работы. Под этим параметром понимается завершен-ность рабочей операции как целой и определенной части  работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.

     Важность  работы. Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой  работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении.

     Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя.

     Работа  может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

       Автономия. Автономия характеризует,  насколько работа обеспечивает  свободу и независимость служащего  при выработке графика выполнения  работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства “собственности” на работу.

     При отсутствии целостности невозможна и автономия, т.к. может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.

     Величина  уровня автономии зависит от человека. Для любого служа-щего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

     Обратная  связь. Обратная связь обеспечивает получение работника-ми информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит  от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам “законченной работы”, чем на отдельном ее фрагменте.

     Расширяя  фронт каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных  операций, мы повышаем автономию. В  то же время это увеличивает целостность  работы, а значит, обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче, чем, если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.

     Важность  обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

     Рассмотренные выше три первых фактора вносят вклад  в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного.

     Работа, удовлетворяющая всем описанным  факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, приносит удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности. Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению, заложенному в его социальности.

     Менеджеры должны постоянно обдумывать возможные  способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Важно выделить возможные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Методы совершенствования параметров работы основаны на принципах, изложенных выше.

     Повышение разнообразия умений и навыков. Здесь  важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.

     Работникам  необходимо дать ощущение признания  используемых ими навыков, т.е. нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника.

     Повышение целостности работы. Как уже отмечалось, работники испытывают большее удовлетворение от работы, которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми. Даже процесс контроля качества работы значительно повышает целостность.

     Необходимо  так же иметь в виду то, что  добавление рабочих опера-ций более  низкого уровня, которые не делают работу более целостной ,обычно снижают  уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны  работников.

     Объединение нескольких операций в одну законченную  работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимулирующих. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

     Повышение важности работы. Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.

     Увеличение  автономии. Работа менеджера состоит  из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию работников.

     Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным мо-жет рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том числе, где получить необходимую информацию, и в какой момент принять решение.

     При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы. Даже если они частично участвуют в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того, что они будут чувствовать ответственность за работу и испытывать гордость при успешном ее завершении. Реально это реализуется с помощью системы квалифицированных собеседований. В ходе таких собеседований необходимо предотвратить ситуацию, когда подчиненный ставит перед собой нереальные цели, которые заведомо не могут быть реализованы по каким-либо причинам, зависящим, в том числе и от текущего состояния дел фирмы.

     Усиление  обратной связи. Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самой  работы и внешней - в случае, когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.

     Внутренняя  обратная связь является более надежной, т.к. действует непосредственно на работника во время выполнения задания. Верный спо-соб стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая при этом путь их достижения.

     Очень часто бывает ситуация исключительно  негативной обратной связи, то есть, когда работники узнают только о недостатках своей работы. Известно, что люди почти не реагируют на критическую обратную связь. Работник не воспримет отрицательные оценки более чем по двум-трем параметрам. Однако если менеджер чередует положительную и отрицательную критику, то информация о неудачах будет воспринята полнее.

     Часто люди сопротивляются введению обратной связи, так как не были к этому  подготовлены, не знают, как ее обеспечить. Для эффективности внешней обратной связи необходимо, чтобы она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась незамедлительно. 
 

  1. Анализ  процесса мотиваций  на предприятии общественного питания пиццерии «Две пиццы»

     Для поведения данного исследования было осуществлено анкетирование работников пиццерии «Две пиццы» в количестве 11 человек. Анкетирование проводилось анонимно, при этом участникам сообщалась цель исследований. 
 

    1. Определение удовлетворенности  трудовым процессом

     Удовлетворенность определяет адаптацию к внешним  и внутренним условиям жизни. Различают  общую удовлетворенность (в целом жизнью и работой) и частную (личное отношение к деятельности предприятия). В анкете различные стороны удовлетворенности, как общую удовлетворенность, так и трудовым процессом. На данные вопросы дано 5 вариантов ответов от -2 до +2. Средний вариант ответа является нейтральным и оценивается в «0» баллов, максимально положительный (+2) балла, максимально отрицательный (-2) балла.

     При обработке анкеты суммируется количество работников, ответивших по одному из пяти вариантов ответа, и определяется индекс удовлетворенности по следующей формуле:

     

     где  - шкала удовлетворенности

      - число респондентов, ответивших на данный вариант

      - общее число опрошенных 
 
 
 

воп-

роса

Кол-во

ответивших  по вариантам

Индекс 

удов.

 
 
     Содержание вопроса
1 2 3 4 5
1 2 6 1 2 0 0,73 Удовлетворены ли Вы, в общем, и целом своей  жизнью
2 4 5 1 1 0 1,09 Удовлетворены ли Вы в целом нынешней работой
3 0 4 2 4 0 0,00 Как бы Вы оценили  уверенность в завтрашнем дне  у работников
4 3 6 2 0 0 1,09 Как бы Вы оценили  положение дел на предприятии
5 8 2 1 0 0 1,64 Как бы Вы оценили  конкурентоспособность продукции
6 1 5 5 0 0 0,64 Как бы Вы оценили  отношение работников к условиям труда
7 0 8 1 1 1 0,45 Удовлетворены ли Вы организацией труда на предприятии
8 0 6 3 2 0 0,36 Удовлетворяет ли вас нынешняя продуктивность труда  работников
9 2 6 0 2 1 0,55 Вас устраивает величина Ваших заработков
Считаете  ли Вы, что оплата труда разных категорий  персонала справедлива по отношению  к их трудовому вкладу:
10 4 2 4 0 1 0,73 - дирекции организации
11 0 8 3 0 0 0,73 - руководителей  среднего звена
12 0 6 4 1 0 0,45 - ИТР
13 0 7 3 0 1 0,45 -высококвалифицированных работников
14 2 4 3 2 0 0,55 - основной массы  работников
15 2 4 5 0 0 0,73 - неквалифицированных  работников
16 2 5 3 1 0 0,73 Считаете ли Вы, что существующий размер оплаты труда побуждает персонал эффективно работать
Насколько размер заработков работников предприятия  зависит от:
17 4 6 1 0 0 1,27 - от их трудовых усилий
18 4 6 0 1 0 1,18 - образования,  проф. подготовки и опыта работы
19 8 2 1 0 0 1,64 - экономического  положения предприятия
20 4 7 0 0 0 1,36 - того, насколько  администрация заинтересована в  работнике
21 3 3 3 2 0 0,64 Как бы Вы оценили  состояние отношений между работниками  и администрацией на Вашем предприятии

Информация о работе Управление мотивационными процессами в стратегическом менеджменте