Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 00:41, реферат
Цель - изучить особенности управления инновациями. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность инновационного менеджмента, раскрыть содержание инновационной стратегии, а также проанализировать состояние инновационной деятельности в современной России.
Содержание
Введение………………………………………………………………2
1.1.Сущность инновационного менеджмента………………………5
1.2.Инновационные процессы………………………………………13
1.3.Классификация инновационных процессов……………………19
1.4.Особенности принятия решений в управлении инновациями...21
1.5.Инновационные стратегии……………………………………….23
1.6.Типы инновационного поведения компаний…………………....27
1.7.Стратегии инновационных организаций………………………..29
Заключение……………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………...34
В классификаторе имеются два уровня.
1. Базовые признаки объектов классификации.
2. Группировка
типологических понятий по
Базовые признаки объектов
классификации подразделяются на три
группы. В первую группу включены новшества,
во вторую — инновационные процессы,
и третью — нововведения. В каждой
группе выделены свои подгруппы базовых
признаков классификации. Например,
новшества детализированы признаками,
характеризующими степень новизны,
а также инновационный
Группировка основных типологических понятий по базовым признакам раскрывает общее систематизированное знание инноватики, дифференцированное в соответствии с установленными принципами классификации.
1.4.Особенности принятия решений в управлении инновациями
Управление инновациями
направлено на принятие таких решений,
которые обеспечили бы создание конкурентоспособной
продукции, достижение эффективных
результатов инновационной
Обширный комплекс работ,
выполняемых как в составе
инновационных процессов, так и
по многим (в большинстве случаев
локальным) направлениям инновационной
деятельности, имеет высокую неопределенность
достижения желаемых результатов, предусматриваемой
конечной и промежуточными целями инноваций.
При этом каждой промежуточной цели
свойственна своя, конкретная ситуация,
требующая адекватных решений в
процессе управления. В одной ситуации
управленческие решения нацелены на
уменьшение коммерческого риска
инвесторов, в другой — на преодоление
возмущающих воздействий
Особенности принятия решений в управлении инновациями зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.
Для этого в соответствии
с теорией графов строится смешанный
граф абстрактного инновационного процесса
от возникновения перспективной
идеи до ее практической реализации. Смешанным
граф называется потому, что он состоит
из неориентированных подграфов, отражающих
альтернативы путей достижения промежуточных
целей, где неопределенность достижения
целей значительно уменьшилась[
По результатам эскизно-
Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.
Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
В связи с большими объемами
предстоящих работ и крупными
затратами принято применять
программно-целевой метод
1.5.Инновационные стратегии
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп[6, стр. 29]:
· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).
Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий[3, стр. 49].
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
· повышение
уровня неопределенности результатов.
К довольно сложному стратегическому
управлению добавляются сложности,
связанные с резким повышением уровня
неопределенности результатов по срокам,
затратам, качеству и эффективности,
что заставляет развивать такую
специфическую функцию как
· повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;
· усиление
потока изменений в организации
в связи с инновационной
· усиление
противоречий в руководстве организации.
Выбор и реализация инновационных
стратегий неизбежно вызывает противоречие
интересов и подходов к управлению
у различных групп руководства
и отдельных руководителей
1.6. Типы инновационного поведения компаний
Многообразие конкурентных
стратегий и организационных
форм хозяйствующих субъектов
Необходимо четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.
В решении задачи существенную
роль призваны сыграть теоретические
разработки экономистов, закладывающие
научно-методологические основы проектирования
конкурентоспособных
1. Виолентное,
характерное для крупных
2. Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
3. Эксплерентное,
означающее выход на рынок
с новым (радикально
4. Коммутантное,
состоящее в приспособлении к
условиям спроса местного
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
1. Составляется
характеристика анализируемой
2. По установленным
характеристикам данная
3. Проводится
анализ морфологического
1.7.Стратегии инновационных организаций
Фирмы-эксплеренты — в
основном небольшие организации. Их
главная роль в экономике —
инновационная, состоящая в создании
радикальных, «прорывных» нововведений:
новых продуктов и новых
В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, и, с другой стороны, «утечка мозгов» за границу.
Фирма-эксплерент в своем
развитии сначала создается или
существует как компания-пионер, которая
ничем, кроме одержимости идеей,
не отличается от множества других
мелких и средних фирм. Однако она
ведет настойчивый поиск