Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 23:39, реферат
Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие “антикризисные инновации”………………………………………..5
2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы…9
3. Процессные антикризисные инновации……………………………………..13
4. Продуктовые инновации……………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...22
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки
Кафедра социологии и социальных технологий
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ТЕМА: Инновации в антикризисном управлении
Тверь — 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие “антикризисные инновации”………………………………………..5
2. Определение инновационных
приоритетов со средой
3. Процессные антикризисные инновации……………………………………..13
4. Продуктовые инновации………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Слово инновация является
синонимом нововведения, или новшества
и может использоваться наряду с
ними. Понятие инновация
Термин "Антикризисное
управление" возник сравнительно недавно.
Считается, что причина его появления
заключается в реформировании российской
экономики и постепенном
Под государственной инновационной
политикой понимается комплекс целей,
а также методов воздействия
государственных структур на экономику
и общество в целом, связанных
с инициированием и повышением экономической
и социальной эффективности инновационных
процессов. Инновационная политика
приобретает важное значение в условиях
повышения инновационной
Государственная инновационная
политика должна создать необходимые
и достаточные условия для
расширения, ускорения и повышения
эффективности создания и реализации
различных инноваций: продуктовых,
технологических, экономических, социальных
и др., направленных на разработку и
внедрение конкурентоспособной
продукции и технологии на уровне
мировых стандартов. Это должно позволить
в ближайшей перспективе
1. Понятие “антикризисные инновации”
Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации. Существует широкий спектр инноваций, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).
Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.
Процессные инновации антикризисного управления включают следующие нововведения.
Нововведения в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр) [11. С. 106].
Нововведения в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические инновации).
Нововведения в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.).
Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и др.
Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и т.д.
Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.
Особенностями процессных инноваций являются краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
Продуктовые инновации заключаются
в выборе и освоении новых видов
продуктов и услуг, для чего необходимо
разработать новые технологии или
приобрести какие-либо новые технические
решения и права на их реализацию.
Это можно сделать путем
При разработке продуктовых
инноваций в процессах
Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых инноваций:
- товары и услуги, не новые для предприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие;
- товары и услуги, не новые для предприятия, но производимые для нового рынка, на котором может работать предприятие;
- товары и услуги, новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;
- товары и услуги, новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынкат[5. С. 102].
Возможна классификация
продуктовых инноваций не только
по критериям новизны для
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие инновации:
- продуктовые инновации с длительным жизненным циклом;
- продуктовые инновации с коротким жизненным циклом;
- инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научного задела;
- капиталоемкие продуктовые инновации;
- не капиталоемкие продуктовые инновации;
- инновации с коротким сроком окупаемости;
- инновации с длительным сроком окупаемости.
Эти виды инноваций, как правило, существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. Такое сочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления [4. С. 98].
Продуктовые инновации играют решающую роль в реализации антикризисного управления.
Аллокационные инновации состоят, как правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия.
Они включают:
- реорганизацию предприятия в различных факторах его функционирования: управление, организация производства, работа с персоналом и пр.
- перераспределение или реструктуризацию материальных и нематериальных ресурсов;
- перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различных уровней, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления [4. С. 113].
Аллокационные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех инновационных проектов продуктового типа, всех инноваций увеличения продаж и снижения себестоимости.
В то же время аллокационные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчас весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.
Если оценить различные виды инноваций по их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций, то можно их ранжировать следующим образом. Наиболее доступными и оперативными являются процессные новшества. Продуктовые инновации выступают среднесрочными и среднекапиталоемкими. Самыми долгосрочными и дорогостоящими являются аллокационные инновации. По вероятности рисков в осуществлении инноваций их расположение остается таким же.
Во всей совокупности инноваций
всегда существуют ведущие и системообразующие.
Аллокационные инновации в
2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы
В понимании антикризисного
управления большое значение имеет
оценка приоритетов в отношениях
со средой окружения фирмы. Внутренняя
среда характеризуется
Внешняя среда фирмы включает отношения фирмы с банками и кредиторами, с местной властью, поставщиками и конкурентами, а также положение фирмы на рынке.
В отношениях с кредиторами антикризисное управление предполагает возможность в максимальной мере покрыть выручкой от продажи предприятия, если оно обанкротилось, целиком или по частям долги банкрота кредиторам [10. С. 63].
Если предприятие объявлено банкротом, то на нем вводится режим особого антикризисного управления, при котором верховным органом управления становится собрание кредиторов, где все действия выносятся на утверждение собрания кредиторов. Права голосования в собрании кредиторов распределены пропорционально оставшимся долгам банкрота. Следовательно, всегда надо выделять ведущих кредиторов и оценивать их возможную позицию в отношении практических процедур особого антикризисного управления.
Необходимо помнить, что интересы различного типа кредиторов, а именно: промышленных, не получивших оплату по ранее сделанным поставкам; финансовых - банков, предоставивших ранее банкроту банковские кредиты; работников, не получивших заработную плату; государственных фискальных органов, т.е. налоговой инспекции, таможни, государственного пенсионного фонда и пр., существенно различаются. Наиболее нетерпеливыми чаще всего являются банки, которые тем или иным способом рефинансировали заемными средствами предоставление кредитов банкроту (брали кредиты на межбанковском кредитном рынке, использовали средства вкладчиков и пр.) [9. С. 92].
В ситуации, когда банку не возвращается кредит и блокируется фактом введения антикризисного управления вхождение в права по имущественному обеспечению этого кредита, банк может сам оказаться на грани банкротства. Кроме того, такое положение влияет и на финансовый имидж банка (может быть опубликована информация о плохих долгах).
Более терпеливыми могут оказаться промышленные кредиторы, особенно в случаях, когда предприятие-банкрот является крупным потребителем их продукции и поставщики не заинтересованы в том, чтобы вообще лишиться крупного покупателя. Особенно это проявляется тогда, когда продукция поставщиков специфична и пользуется спросом только в узком сегменте рынка, куда входит и предприятие-банкрот, выпускающее также специфичную финальную продукцию.
Однозначно прогнозировать позицию работников и государственных фискальных органов при утверждении практических процедур особого антикризисного управления очень затруднительно. Эти позиции могут быть разнообразными. Многое зависит от того, организованы ли работники в дееспособный профсоюз, какие плановые или чрезвычайные требования (степень дефицита государственного бюджета, пенсионного фонда) предъявляет в настоящий момент правительство к сбору налогов, отчислений в Государственный пенсионный фонд, таможенных пошлин, сказываются при этом и личностные факторы [6. С. 49].
Распорядительную деятельность
в условиях обостренного антикризисного
управления (банкротства) осуществляет
арбитражный антикризисный