Инновации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Одним из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Она представляет со¬бой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации. В этом контексте очевидная перспектива вхождения организа¬ции в кризисное состояние (или пребывание в нем) может высту¬пать исходной посылкой (потребностью, запросом, требованием) для разработки инновационной стратегии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления……….6
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении…………………………………………………………………...13
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития….19
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………..26
5. Инновационные проекты, критерии их отбора……………………………30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы ………………………………………….34

Файлы: 1 файл

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

КФ РМАТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету «Антикризисное управление»

На тему: «Инновации в антикризисном управлении»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы

ЗМО-2002

Симоненкова Т.С.

Проверила:

Амарова О.Ф.

 

 

 

 

 

 

Калуга-2007

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

1.      Инновационный процесс как фактор антикризисного управления……….6

2.      Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении…………………………………………………………………...13

3.      Государственная инновационная стратегия антикризисного развития….19

4.      Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………..26

5.      Инновационные проекты, критерии их отбора……………………………30

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы ………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Она представляет со­бой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации. В этом контексте очевидная перспектива вхождения организа­ции в кризисное состояние (или пребывание в нем) может высту­пать исходной посылкой (потребностью, запросом, требованием) для разработки инновационной стратегии.

В общем виде инновационные стратегии могут иметь следую­щую направленность:

1)  получение новых продуктов, технологий, услуг;

2) применение новых методов в НИОКР, производстве, марке­тинге, управлении;

3)  переход к новым организационным структурам;

4) применение новых видов ресурсов и новых подходов к ис­пользованию традиционных ресурсов.

Что касается антикризисной стратегии, то она как интегративная форма может содержать в своем составе несколько видов об­щих инновационных стратегий, имея строгую целевую направлен­ность на выведение организации из кризиса (или профилактику вступления ее в кризисное состояние).

Относительно внутренней среды организации инновационные стратегии обычно разделяются на следующие группы:

1) продуктовые (портфельные, предпринимательские, направ­ленные на создание и реализацию новых видов изделий, техноло­гий и услуг);

2) функциональные (научно-технологические, производствен­ные, маркетинговые и др.);

3) ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, мате­риально-технические);

4) организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления и др.);

5) конверсии (переориентация производства на новые виды деятельности и продуктов);

6)  диверсификации (расширения видов деятельности);

7) концентрации производства (соединения и сжатия произ­водственных мощностей и систем) и др.

Наибольшую привлекательность для промышленных (и особен­но машиностроительных) фирм, находящихся в условиях организа­ционного стресса, имеют стратегии инноваций, реструктуризации и конверсии.

Происходящее в спектре современной научно-технической ре­волюции (НТР) ускорение технического прогресса (ТП) проявляет­ся в производственном секторе в двух противоречивых направле­ниях:

1)  под влиянием ТП происходит моральный износ производственных фондов и выпускаемой продукции, что снижает эффектив­ность промышленного производства, вызывает кризисы;

2) появление в результате ТП более совершенного оборудова­ния позволяет путем обновления фондов революционизировать производство, резко повысить его эффективность и как резуль­тат — преодолеть стагнацию, повысить антикризисную устойчивость фирмы.

Для эффективного использования этих факторов в антикризис­ном менеджменте целесообразно отслеживать процессы материаль­ного и морального износа основных производственных фондов, их амортизации и обновления и на этой основе разрабатывать поря­док действий в инновационной деятельности.

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов, связанных с инновациями в антикризисном управлении. Отсюда вытекают следующие задачи:

1)     Выяснить какую роль играют инновации в антикризисном управлении;

2)     Выявить могут ли инновации быть средством выхода из кризиса;

3)     Рассмотреть формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса

4)     Узнать по каким критериям антикризисного управления следует оценивать инновационные программы.

Предметом данной курсовой работы являются инновации как средство повышения антикризисной устойчивости; объектом – антикризисное управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления

Любая социально-экономическая система достигает успеха своей деятельности, если она находится и состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности орга­низации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функциони­ровала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через опреде­ленный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособ­ной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной иннова­ционной политики.

Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кри­зисом, который проявляется в резком снижении управляемости про­цессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории ново­введений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успе­хом, изложил в книге «Выход из кризиса» спою программу управле­ния корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 прин­ципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

•   сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;

•   постоянно совершенствуйте систему производства и обслужи­вания, чтобы повышать качество и производительность и та­ким образом непрерывно снижать затраты;

•   создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

•   сформируйте систему эффективного руководства. Цель ин­спектирования — помочь людям работать лучше. Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих;

•   внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;

•   сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал и программе преобразований. Преобразования — дело каждого!

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с форми­рованием эффективной системы инновационного управления пред­приятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции и своей отрасли.

Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помога­ющие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.

Наибольший вклад и развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией И. Шумпетера по­нятие «нововведения» рассматривается, как:

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заклю­чаться также в новом способе коммерческого использования соот­ветствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов рав­ным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обес­печение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «ново­введение».

Значительный вклад в формирование теории инновации внесли и русские исследователи. Это прежде всего Н.Д. Кондратьев — автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Конд­ратьева дала возможность специалистам в области управления ис­следовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.

Современная концепция теории инновации включает такие по­нятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл тех­нологии производства». В самом общем виде структуру жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, можно пред­ставить следующим образом.

В начальной фазе научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ (НИОКР) проводятся фундаментальные теорети­ческие исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е. полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, в раз­витых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИР уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость кото­рого оценить весьма сложно.

В процессе прикладных изысканий новые знания воплощаются в оригинальных образцах техники и технологии или отдельных элементах, подтверждающих возможность их практического применения.

Этап проектно-конструкторских разработок — заключительный для стадии исследования. Исследование должно завершаться поиском действенных форм внедрения в производство полученных знаний, способных обеспечить его качественные изменения. Выполнение этого требования возможно посредством нововведений, способству­ющих внедрению изобретений в производство.

В процессе проектно-конструкторских, опытно-технологических работ формируется новая научно-техническая информация, отражаемая в соответствующей документации. На данном этапе часто изго­тавливается первый образец новой техники или другого новшества, который является формой выражения полученной информации, ее своеобразной иллюстрацией.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении