Инновации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Одним из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Она представляет со¬бой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации. В этом контексте очевидная перспектива вхождения организа¬ции в кризисное состояние (или пребывание в нем) может высту¬пать исходной посылкой (потребностью, запросом, требованием) для разработки инновационной стратегии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления……….6
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении…………………………………………………………………...13
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития….19
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………..26
5. Инновационные проекты, критерии их отбора……………………………30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы ………………………………………….34

Файлы: 1 файл

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских ра­бот до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция ;потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффек­тивности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. |Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распре­делению средств и оказанию услуг для развития инновационной Деятельности, технологического трансферта, коммерциализации (научно-технической продукции.

Создание  инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики.  В странах,  имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизаци, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией — опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформирующегося общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры.

При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. В этом качестве она выступает в отношении как отдель­но хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), так и целого региона.

Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный  механизм  инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесто­ров, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т. е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.

Инновационная инфраструктура распределяет риск по следу­ющим направлениям:

      между участниками венчура;

      по фазам инновационного процесса;

      между институциональными инвесторами и государством;

      снижает риск инвестирования в данном регионе.

В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т. п. Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой рисковое предприятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты; селекция и под­держка перспективных научных проектов;  успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок. В их недрах формируются качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследовате­лей, обучению студентов. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной пере­стройке и переходу традиционных производств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней в развитии технопарка имеет большое значение.

В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла технопарки можно разделить на исследовательские (научные), технологические и промышленные. Исследовательские парки обеспечивают условия для эффективного проведения научных разработок. Технологические парки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. Промышленные парки занимаются размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест.

Структура технопарков может быть различной, но все они имеют следующие функциональные элементы: коммерческий центр, включая консалтинговые, ижиниринговые, аудиторские фирмы, венчурный фонд, инкубатор малых наукоемких фирм, бизнес-центр. С развитием и становлением парка его структурные элементы могут меняться, это гибкая организация. Одной из важнейших задач, стоящих перед технопарком, является доведение результатов научно-технических разработок до потребителя.

Бизнес-инкубаторы четко нацелены на «выращивание» малых наукоемких предприятий. Старт — очень трудная пора для начинающих предпринимателей. Только одна из 10-12 научных разработок достигает коммерческого успеха, из вновь образуемых в США фирм только 24% дают положительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь 4,9% их общего числа. Фирмы же, которые вышли из инкубатора, в большинстве случаев (от 87 до 93%) успешно справляются с трудностями рынка. После того как фирма встала на ноги, она выходит из инкубатора и может работать или в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию. Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

 

5. Инновационные проекты, критерии их отбора

Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

Инновационные проекты характеризуются:

•   высокой степенью неопределенности получаемых научно-тех­нических результатов;

•  длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;

•   высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;

•   значительным объемом необходимых инвестиций;

•   в случае успеха — высокой доходностью;

•   цикличностью развития инновационных процессов.

Отбор проектов может происходить в три этапа.

Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

На втором этапе формируется исходное множество проектов.

На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

После получения оценки всех проектов необходимо выбрать про­екты с максимальными оценками и расположить их в порядке убы­вания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

Основная особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техничес­кую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлет­ворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использо­вать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную ин­формацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике показатель — стоимость одного килограмма экспортиру­емой продукции. В то время как он четко характеризует эффектив­ность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции — несколько сот, а науко­емкой продукции — тысячи долларов. При этом необходимо учиты­вать возможность «эрозии продаж», которая происходит при появ­лении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.

Прибыльность реализации новых высокотехнологичных проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Но с ростом объема продаж, например, при производстве компьютеров в два раза удельные затраты на разработку, как правило, снижаются практически в два раза, а удельные издержки на произ­водство — на 10—15%.

Метод оценки движения денежных потоков дает возможность, оценить «приток» денежных средств за счет всех возможных источников и «отток» по всем предполагаемым направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить, что

1. Особенностью кризисных организаций является высокая из­менчивость их внутренней среды и обусловленная этим сильная податливость внешним и внутренним воздействиям. Это требует от топ-мененджмента повышенного внимания к изменениям и интен­сивных усилий по приданию им управляемого характера.

2. Ключевым методом управления процессами изменений в кризисной промышленной фирме выступает стратегический под­ход. При этом, исходя из специфики промышленного производства (особенно машиностроения), наибольшую привлекательность для антикризисного управления представляют стратегии инноваций, реструктуризации и конверсии.

3. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса возрастает значение морального и материального износа основных производственных фондов как факторов возникновения кризисов в промышленных фирмах. Осуществление мониторинга этих процес­сов и превентивных мер позволяет минимизировать экономиче­ские потери и предупреждать их кризисные последствия.

4. Амортизация различным образом соотносится с материаль­ным и моральным износом основных производственных фондов. Это предполагает различные подходы к учету этого процесса в по­литике обновления производственного аппарата.

5. В организациях, находящихся в кризисном состоянии, фор­мы сопротивления изменения имеют специфику, причем в определенных ситуациях сопротивление может сменяться активной под­держкой новаций.

6. Управление процессом изменений в кризисной организации по своей сути представляет собой организационное развитие. Ре­зультатом такого процесса становится переход организации в но­вое, позитивное качественное состояние.

ЛИТЕРАТУРА

1.                     Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2.                     Антикризисное управление: Учебник/Р.А. Попов. – М.: Высш. шк., 2005.

3.                     Инновационная деятельность зарубежных фирм:   Реф.  сб.   РАН Ц ИНИОН. М., 1993.

4.                     Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: Научно-ана­литический обзор. РАН ИНИОН. М., 1994.

5.                     Инновационный процесс в странах развитого капитализма/Под ред. И.Е. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ, 1991.

6.                     Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуа­ция и перспектива развития: Материалы международной научно-практической конференции. Могилев, 1995.

7.                     Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

8.                     Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.

9.                     Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

10.                 Теория и практика антикризисного управления: Учебник/Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 9.  

Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.



Информация о работе Инновации в антикризисном управлении