Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 01:17, контрольная работа

Краткое описание

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера: анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленной на достижение целей.
Принятие управленческого решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Оглавление

Введение
1 Управленческие решения, их классификация
2 Методы принятия решения
3 Моделирование как метод принятия решений
3.1 Моделирование
3.2 Модели науки управления
4 Прогнозирование как метод принятия решений
4.1 Прогнозирование
4.2 Количественные методы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 53.89 Кб (Скачать)

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти наверняка она требует  обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или не желательны дополнительные данные, а так же изменения во внешнем  окружении. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, модель необходимо соответствующим образом  модифицировать.

Эффективность модели может  быть снижена рядом потенциальных  погрешностей таких как: недостоверные  исходные данные, информационные ограничения, страх пользователей, слабое использование  на практике, чрезмерная стоимость. Существует следующие типы моделей: математическая, аналоговая, физическая, модели науки управления.

3.2 Модели науки управления

3.2.1 Имитационное моделирование

Имитационное моделирование - процесс создания и ее экспериментальное  применение для предвидения изменений  реальной ситуации. Используется в  ситуациях, слишком сложных для  математических методов типа линейного  программирования. Имитация состоит  в эксперименте - попытке встроить модель в реальную или ожидаемую  ситуацию с тем, чтобы понять свойства, характер ситуации, а также определить и выбрать оптимальную линию  принятия конкретного управленческого  решения. Имитация конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное  применение для определения изменений  реальной ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных  для математических методов типа линейного программирования.

Итак, имитация - это часто  весьма практичный способ подстановки  модели на место реальной системы  или натурного прототипа. Экспериментируя  на модели системы, можно установить, как она будет реагировать  на определенные изменения или события, в то время когда отсутствует  возможность наблюдать эту систему  в реальности. Если результаты экспериментирования  с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация  ведет к улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решение об осуществлении  изменения в реальной системе.

3.2.2 Модели линейного программирования

Модели линейного программирования - применяются для определения  оптимального способа распределения  дефицитных ресурсов при наличии  конкурирующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты  штабных подразделений для разрешения производственных трудностей. С помощью  модели линейного программирования управляющий может определить, какое  количество краски каждого типа производить  при известных запасах реагентов  и имеющемся резерве времени  работы каждого оборудования, а также  с учетом вклада в прибыль краски каждого типа.

3.2.3 Теория игр

Теория игр - это метод, используемый для оценки влияния  какого - либо действия в условиях неопределенности, вызванной сознательными, злонамеренными действиями конфликтующих сторон (конкурентов), то есть это метод моделирования  оценки воздействия принятого решения  на конкурентов. Теория игр используется для воссоздания в воображении  менеджера реально существующей или возможной для существования  в будущем ситуации для осуществления  определенных выводов по поводу возможного поведения основных субъектов в  ситуации, а следовательно - для принятия им управленческого решения.

Теория игр впервые  была применена для принятия решений  военными специалистами, которые и  сегодня обращаются к этой форме  для отработки навыков по принятию решений через штабные или  командно - штабные учения (игры).

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы  в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В  бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции  конкурентов на изменение цен, новые  кампании поддержки сбыта, предложения  дополнительного обслуживания, модификацию  и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр  руководство устанавливает, что  при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно будет отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие описываемые  здесь модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что  невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение  тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется  определить наиболее важные и требующие  учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

В сфере деловой активности теория игр используется также довольно часто. Но в отличие от других методов  теория игр чаще всего используется для выявления и оценки воздействия  на конкурентов или потребителей в результате принятия в качестве решения той или иной возможной  альтернативы. « Если мы примем такое  решение, то наши конкуренты могут среагировать вот каким образом…», - как бы рассуждает при этом менеджер.

3.2.4 Модели теории очередей

Модели теории очередей (оптимального использования) применимы для определения  оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в  них. Модели теории очередей могут быть полезны в авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы зарезервировать места  на самолеты. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения  оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы  сбалансировать издержки в случаях  чрезмерно малого или большого их количества.

Теория очередей представляет собой комбинированную форму  конкретного профессионального  размышления менеджера при разработке им управленческого решения на основе моделирования, имитации, прогнозирования  и теории игр. Эта теория именуется  еще и как модель оптимального обслуживания клиентов через сопоставление  оптимального числа каналов обслуживания и возникающей потребности в  них.

Теория очередей используется менеджером для принятия осознанного  решения - или увеличивать число  каналов обслуживания, или оставлять  их число низменным. Решение им при  этом принимается на основе сопоставления  затрат на учреждение таких дополнительных каналов обслуживания и тех потерь, которые может понести его  организация, отказываясь от учреждения таких дополнительных каналов обслуживания.

Эта теория применяется менеджерами  тех организаций, которые обслуживают  клиентов и в которых могут  скапливаться очереди на обслуживание. Люди, однако, не любят очереди (особенно стоять в них) а потому при возникновении  очередей часть клиентов может перейти  на обслуживание к конкуренту. По этой причине менеджер универсама, например, вынужден задумываться: устанавливать  еще один кассовый аппарат и соответственно оборудовать новое рабочее место  или не делать этого и подвергнуть  организацию риску, что часть  покупателей, которые особенно не любят  стоять в очереди, могут отказаться от посещения этого универсама (если у них, конечно, есть выбор). При этом менеджер будет рассчитывать, во что  обойдется оборудование такого дополнительного  рабочего места и содержание еще  одного кассира, а также, что универсам  потеряет, если он в результате отказа от оборудования такого дополнительного  рабочего места лишится части покупателей.

Подобные ситуации могут  возникнуть в банке, в кассах по продаже  авиабилетов, в тур агентствах и  так далее.

3.2.5 Модели управления запасами

За исключением самых  мельчайших предприятий у менеджера  всегда есть в подчинении должностное  лицо, отдел, управление, которые отвечают за осуществление всех работ (рабочих  операций), связанных обеспечением производства всем необходимым для  его нормального ритмичного функционирования, то есть со снабжением. Такими должностными лицами могут быть агент по снабжению (или менеджер по снабжению). Это  также может быть отдел по снабжению  или управление по снабжению.

Модель управления запасами используется для определения времени  размещения заказов на ресурсы и  их количества, а также массы готовой  продукции на складах. Любая организация  должна поддерживать некоторый уровень  запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте. Для сухой  очистки требуется поставка необходимого количества химикатов, для больницы - лекарств, для производственной фирмы - сырья и деталей, а также определенный задел незавершенного производства и запас готовой продукции.

Цель данной модели - сведение к минимуму отрицательных последствий  накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем  запасов. Последние, имеют место при исчерпании запасов. В этом случае продажа готовой продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также возникают потери от простоя производственных линий, в частности, в связи с необходимостью оплаты труда работников, хотя они не работают в данный момент.

Поддержание высокого уровня запасов избавляет от потерь, обусловливаемых  их нехваткой. Закупка в больших  количествах материалов, необходимых  для создания запасов, во многих случаях  сводит к минимуму издержки на размещение заказов, поскольку фирма может  получить соответствующие скидки и  снизить объем «бумажной работы». Однако эти потенциальные выгоды перекрываются дополнительными  издержками типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи, воровства  и дополнительных налогов. Кроме  того, руководство должно учитывать  возможность связывания оборотных  средств избыточными запасами, что  препятствует вложению капитала в приносящие прибыль акции, облигации или  банковские депозиты.

Тип модели определяется постановкой  задачи, ее сущностью. Модель должна обеспечить получение и изучение информации, необходимой руководителю организации  для принятия решений по стоящей  перед ним проблеме.

4 ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

4.1 Прогнозирование

Многие допущения, из которых  исходит руководитель, относятся  к условиям в будущем, над которыми руководитель не имеет почти никакого контроля. Но они необходимы для  многих операций планирования. Чем  лучше руководитель сможет предсказать  внешние и внутренние условия  применительно к будущему, тем  выше шансы на составление осуществимых планов.

«Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный  в прошлом опыт, так и текущие  допущения насчет будущего с целью его определения».

Разновидности прогнозов:

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту

2. Прогнозы развития технологии позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование, которым в настоящее время занимается всего несколько крупных организаций, используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества. Очевидно, организация, сумевшая правильно предсказать отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму или спрогнозировать, как изменится качество жизни или медицинское обслуживание, может иметь преимущество перед конкурентами, планируя выпуск новых товаров или предоставление новых услуг. Прогнозирование такого рода может быть полезным в управлении, особенно применительно к мотивации трудящихся.

Соответствующие специалисты  разработали несколько специфических  методов составления и повышения  качества прогнозов, которые часто  используются в соединении с планированием  деятельности организации. Результаты прогнозирования включаются в цели организации, определяемые руководством.

Прогнозирование строится или  же на каких-то допущениях, или на определенном опыте и выводах, следующих из такого опыта. Допущение в управлении касается, прежде всего, условий, сопровождающих движение. Например, пытаясь спрогнозировать объем возможных продаж через 3 месяца, рассуждаете: через 3 месяца потребность в вашем товаре на рынке возрастет на 40%, поскольку, по имеющейся у вас информации, новый потребитель готовиться к вступлению на рынок (вы - занимаетесь производством обработанной древесины, а по соседству с вами завершается сооружение нового цеха по изготовлению мебели). Такая вот оценка - рост потребностей в вашем товаре на 40 % - есть допущении, равно как допущением выступает и временной фактор - цех вступит в строй через три месяца. Поскольку конкуренция на рынке вашего товара возрастет (потребителей будет больше), вы можете увеличить цену на поставляемый вами товар на 3 %. Эти 3 % - тоже допущение.

Прогнозирование на основе допущений есть точный расчет на основе предполагаемых изменений. Не обращать внимания на такие возможные изменения  нельзя, как невозможно и дать точную трактовку таких изменений. Размер допуска может носить не максимально  возможный и не средний, а минимально возможный предел с готовностью  в будущем адекватно отреагировать  на реально происходящие изменения. Прогнозирование на основе допущений  дает возможность принимать наиболее правильное решение и осуществлять управление производством на рациональной основе - без резких движений, авралов  и необдуманных решений.

Таким образом, менеджер при  возникновении необходимости предсказать  действительное развитие событий в  будущем обязательно обращается к прогнозированию и по окончанию  процесса прогнозирования он встает перед необходимостью оценки вероятности  прогноза. Оценка прогноза играет весьма существенную роль, ибо, опираясь именно на прогноз, менеджер нередко осуществляет какие - то важные для организации  расчеты преобразования - если оценка прогноза неверна, то предпринимаемые на этой основе расчеты или действия не будут иметь требуемых последствий.

Информация о работе Управленческие решения