Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникативных барьеров в современных условиях.
2. Рассмотреть психологическую структуру общения и коммуникативный процесс.
3. Определить влияние стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.
- Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
Не менее важна и проблема поддерживания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие:
- Прием «изоляции». Когда
отводят собеседника в сторону,
- Прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик, голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.
- Прием «акцентировки». Употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и др.
Барьер «непонимание» можно преодолеть путем соблюдения в общении следующих правил:
1)Речь должна быть внятная,
разборчивая, простая и
2) Необходимо заранее
договориться об одинаковом
3) Необходимо наличие обратной связи с собеседником.
Главное при преодолении барьера непонимания правильно структурировать передаваемую информацию.
Существуют два основных
правила структурирования
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти. Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он не состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно в начале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседы как то, что они закончились.
Правило цепи основано
на том предположении, что
- Простое перечисление «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
- Ранжирование «сначала
о главном, теперь о составных
элементах, наконец, менее
- Логическая цепь «если это то, тогда можно предположить, что…, а, следовательно…».
Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Некой разновидностью барьера непонимания является барьер логического непонимания который возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна правильная, т.е. наша. Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.
Преодоление логического барьера возможны при соблюдении следующих условий:
1) Учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представляет себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
2)Правильная аргументация.
Типичные ошибки при общении: неправильные отношения в ожидании партнера; нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем; не улавливаем подтекст разговора; если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло; мы стараемся оправдать ожидания собеседника. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Практическая часть.
2.1.Характеристика организации.
ОАО "Шадринскмежрайгаз»-открытое акционерное общество
Отрасль организации(по коду ОКОНХ):
– Газоснабжение Модификаторы ФСМг-9, ФСМг-4!
Тип компании (ОКОГУ):
Хозяйственное общество,
образованное из
Вид собственности:
Смешанная российская собственность.
Место нахождения: 641875, Курганская обл., г.Шадринск, ул. Герцена, 27
Электронный адрес: shmrg@shmrg.ru
Ген.директор: Попов Олег Владимирович
Виды деятельности:
1. Транспортировка природного
газа, доставка и реализация
2. Проведение единой технической
политики, координация производственной
деятельности и комплексное
3. Разработка и реализация комплекса мер по:
- оптимальному развитию системы газоснабжения;
- внедрению энергосберегающих технологий, оборудования и приборов;
- реконструкции объектов газового хозяйства;
- рациональному использованию
и учету расхода газа, внедрению
вычислительных комплексов с
автоматическими корректорами
- техническому обслуживанию,
мониторингу, диагностике и
- созданию информационной системы газораспределительных организаций;
- программному и
- разработке стандартов,
норм, правил и инструкций по
вопросам газификации,
4. Совершенствование финансово-
- обеспечение своевременной
и полной оплаты поставок
- участие в формировании
бюджетов регионов по оплате
газа и его транспортировки
в пределах установленных
- участие в работе по
компенсации выпадающих
- снижение издержек Общества и рост прибыли;
- осуществление деятельности
на рынке ценных бумаг в
соответствии с
- участие в работе по
совершенствованию
- эффективная организация финансовых потоков;
- маркетинговые исследования региональных рынков;
- определение источников
финансирования работ по
5. Выполнение проектно-
6. Организация научно-
7. Взаимоотношения с
8. Планово-предупредительный
ремонт газовых сетей и
9. Организация технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа.
10. Организация инвестиционной
деятельности предприятий,
11. Строительство и эксплуатация заправочных станций сжиженным газом.
12. Разработка и внедрение
системы технической
13. Организация широкой
пропаганды правил
14. Обеспечение сохранности объектов газового хозяйства.
15. Проведение по заявкам
газификации квартир и
16. Подготовка и повышение
квалификации специалистов
17. Переаттестация работников
на знание правил безопасности
в газовом хозяйстве,
18. Организация поставок,
в том числе изготовление
19. Выполнение мероприятий
по мобилизационной подготовке
и мобилизационных заданий,
20. Осуществление оптовой
и розничной торгово-
21. Производство товаров
народного потребления и
22. Осуществление коммерческой деятельности.
23. Перевозка грузов и
транспортно-экспедиционное
24. Организация подсобного хозяйства.
25. Осуществление
2.2.Характеристика исследования.
Целью моего исследования
является оценка
В моём исследовании приняли участие 15 испытуемых в возрасте от 23 до 50 лет: коллектив аварийно-диспетчерской газовой службы (5 женщин и 10 мужчин).
Выборка была не случайной, т.к. для моего исследования необходимо проанализировать коммуникативные способности как членов коллектива на управляющих должностях, так и подчиненных и взаимоотношения их между собой. Для большего интереса в анализе коммуникаций данного коллектива, я выбрала людей разного возраста.
Данные испытуемых:
Должность |
пол |
Возраст, Лет |
Стаж (в этой области), лет |
з/плата, руб. |
Начальник Аварийно-диспетчерской газовой службы |
м |
49 |
21 |
42000 |
Зам.начальника |
м |
44 |
19 |
36000 |
Бухгалтер |
ж |
33 |
9 |
22000 |
Секретарь |
ж |
23 |
6 |
19000 |
Диспетчер( 5человек) |
м |
от 27 до 50 |
от 3 до10 |
15000 |
Водитель (3 человека) |
м |
от 31 до 42 |
от 15 до 20 |
20000 |
Оператор (3человека) |
ж |
от 28до47 |
от 4 до 8 |
16000 |
Для достижения поставленной цели я использовала следующие методики:
1.Оценка коммуникативных и управленческих способностей в процессе первичной профконсультации.
Описание методики:
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации используется анкета для оценки коммуникативных и управленческих склонностей, предложенная Б.А.Федоршиным.
Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.