Управленческие барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникативных барьеров в современных условиях.
2. Рассмотреть психологическую структуру общения и коммуникативный процесс.
3. Определить влияние стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 117.72 Кб (Скачать)

 Руководитель данного  коллектива обладает  уровнем  коммуникативных склонностей выше  среднего. Руководитель является ведущим и организующим звеном в данном коллективе. Руководитель является основным источником важной информации в коллективе. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, доступность общения -- важные качества руководителя «Шадринскмежрайгаза». Руководитель открыт для общения с группой и выступает как единственный лидер. Он строит систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен с другими руководителями равного с ним ранга и иногда отдален от группы. Обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

 Не смотря на положительные  качества руководителя организации,в ходе исследования были выявлены многие коммуникативные барьеры в управленческом общении.Невнимательность как основной барьер коммуникативного процесса в «Шадринскмежрайгазе» Среди причин нарушений коммуникаций в организации 5 человек делали акцент на занятость руководителя или его отсутствие на рабочем месте, 2 человека дали ответы и пояснения что руководитель не всегда считает нужным информировать коллектив о тех или иных решениях. Несколько человек вообще стараются избегать любые отношения с руководителем из-за боязни или в силу своего темперамента.

 В целом социально-психологический  климат в коллективе благоприятный,  отношения в коллективе доверительные, присутствуют некоторые стимулирующие факторы для мотивации работников в улучшении качества труда, например, премии и почетные грамоты. Для большей эффективности управления организацией следует поддерживать стремление к стабильному психологическому климату данной организации.

2.4.Рекомендации руководителю  ОАО «Шадринскмежрайгаз»,для повышения уровня коммуникабельности в коллективе и для избегания барьеров управленческого общения.

Социально-психологические  качества руководителя позволяют ему  устанавливать и поддерживать хороший  деловой и психологический контакт  с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными  организациями, а так же создавать  благоприятный психологический  климат и настрой в коллективе.

Каждый руководитель в  определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятный психологический  климат, культура управленческого труда  способствуют повышению качества и  результативности труда, оказывают  решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в  коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге  дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация  труда. Повседневная практика учит, что  руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения  между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

 Для  повышения уровня коммуникабельности  коллектива и для избегания барьеров управленческого общения руководителю ОАО «Шадринскмежрайгаз» рекомендуется:

· Жесткий стиль управления (автократический, директивный, административный). Жесткий стиль эффективен в сложных  и стрессовых ситуациях, в которых  необходимо проявить власть и подчинение. Данный стиль результативен для  достижения четкой дисциплиной и  жесткой структурой иерархии.

· Руководитель должен постоянно  заботиться о том, чтобы мнение коллектива способствовало укреплению его потенциала, надлежащему воспитанию людей, улучшению  их отношения к труду и друг к другу.

· Постоянное согласие, единство мнений, безоговорочное следование указаниям  и директивам в ряде случаев порождают  остановку в развитии. Нет свежих идей, интересных предложений, творческих порывов и т.д. Поэтому в ряде случаев начальнику рекомендуется  прислушиваться к предложениям, вносимым подчиненными.

· Успешная работа нового сотрудника будет возможна при выполнении обязательных условий, которые создаются главным  образом руководством: удовлетворенность  работой и уровнем вознаграждения за нее; увлеченность процессом труда; наличие перспектив профессионального  роста и выдвижения на вышестоящую  должность; состояние рабочего места; возможность качественного отдыха; рабочие смены, в целом распорядок работы; сохранение чувства преданности  своему коллективу и др.

Руководителю стоит внимательно  следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к  коммуникативным барьерам, росту  напряженности в межличностных  отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.

Отличной мерой для  стимулирования персонала может  являться участие работников в процессе управления, но следует объективно оценивать ситуацию, т. к. существуют обстоятельства, когда уместно авторитарное, одностороннее решение проблемы.

Кроме заработной платы как  источника материального стимулирования возможно введение системы бонусов - разовые выплаты из прибыли организации.

К используемым на предприятии  методам морально-психологического стимулирования можно добавить следующие: витрина успехов или доска  почета; листок позора с именами  тех, кто допустил сбои в работе, грубо или злостно нарушил  стандарты, принятые на предприятии; похвала  устная на общих собраниях и праздниках, вручение грамот; прописанные критерии и этапы горизонтального и  вертикального карьерного роста; включение сотрудников в процесс принятия решений.

К материальным стимулам можно  отнести повышение заработной платы, выплата различных премий, предоставление путевок, а к нематериальным - возможность  профессионального роста, возможность  самосовершенствования, самореализации.

При создании в ОАО «Шадринскмежрайгаз» предложенной системы стимулирования на предприятии необходимо придерживаться принципа гибкости системы. Гибкие системы стимулирования позволяют руководству, с одной стороны, обеспечить работнику определенные гарантии получения заработной платы в соответствии с его опытом и профессиональными знаниями, а с другой стороны, поставить оплату труда работника в зависимость от его личных показателей в работе и от результатов работы предприятия в целом.

 Также руководителю  нужны знания для самооценивания и самосовершенствования личности, иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми, знания психологических закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать их.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление организацией представляет собой сложную работу и особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную  целенаправленную и производительную группу. Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой  личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому  крайне важно выработать наиболее эффективный  стиль управления людьми для улучшения  взаимопонимания и общения в коллективе сотрудников.

Источниками нравственно-психологических  болезней трудового коллектива, негативного  поведения являются мысли и чувства  работников. Единственный путь изменения  поведения - это познание руководителем  внутреннего мира человека и овладение  перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая коммуникативность, стиль управления, психологическая компетентность руководящих кадров.

Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимый  для любого важного управленческого  действия. В ходе коммуникации могут  возникать различные барьеры. Это  помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу.

Существуют два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится к независящим от субъектов общения объективным барьерам. Субъективные барьеры разнообразнее. Можно выделить такие виды субъективных барьеров как: семантический, барьер восприятия, некорректная обратная связь, неумение слушать и другие.

Если говорить про бизнес-коммуникацию или организационную коммуникацию, то тут можно выделить следующие  виды барьеров: искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации.

Эффективной можно назвать  ту коммуникацию, при которой влияние  барьеров снижено по минимуму. Преодоление  коммуникационных барьеров осуществляется различными способами, такими как: устранение всех объективные барьеров, использование  максимально понятной собеседнику  лексики, избежание сложной или  профессиональной терминологии, формулирование сообщения максимально четко  и ясно, определите успешности контекста  конкретной коммуникационной ситуации, регулярная обратная связь.

 Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведут к неэффективному управлению организацией и мешают работе менеджера, если вовремя не принимаются меры по их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Абчук В.А. Менеджмент. – Санкт-Петербург: «Союз», 2002.

2.Авдеева Л.И. Менеджмент  организаций: теория и практика. – Донецк: «ДонНУ» , 2002.

3.Басовский Л.Е. Менеджмент – Москва: «ИНФРА-М», 2007.

4.Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. – Санкт-Петербург:« Союз», 2005.

5.Каймакова М.В. Коммуникации в организации. – Ульяновск, 2008.

6.Лукичева Л. И. Управление персоналом - Москва.: «Омега», 2004.

7.Мескон М. Основы менеджмента. – Москва: «Дело», 1997.

8.Ревская Н.Е. Психология менеджмента – Санкт-Петербург: «Альфа», 2001.

9.Цыренова А.А. Менеджмент. – Улан-Удэ: «ВГТУ», 2006.

10.www.management.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение №1.

Тест Ряховского

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых  вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов;

"да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

 Классификатор теста 

30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны,  и это Ваша беда, так как  больше всего страдаете от  этого Вы сами. Но и близким  Вам людям нелегко. На Вас  трудно положиться в деле, которое  требует групповых усилий. Старайтесь  быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество,  поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость  новых контактов если и не  ввергают Вас в панику, то надолго  выводят из равновесия. Вы знаете  эту особенность своего характера  и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной  степени общительны и в незнакомой  обстановке чувствуете себя вполне  уверенно. Новые проблемы Вас  не пугают. И все же с новыми  людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют  неохотно. В Ваших высказываниях  порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная  коммуникабельность. Вы любознательны,  охотно слушаете интересного  собеседника, достаточно терпеливы  в общении, отстаиваете свою  точку зрения без вспыльчивости.  Без неприятных переживаний идете  на встречу с новыми людьми. В то же время не любите  шумных компаний; экстравагантные  выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма  общительны (порой, быть может,  даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность  бьет из Вас ключом. Вы всегда  в курсе всех дел. Вы любите  принимать участие во всех  дискуссиях, хотя серьезные темы  могут вызвать у Вас мигрень  или даже хандру. Охотно берете  слово по любому вопросу, даже  если имеете о нем поверхностное  представление. Всюду чувствуете  себя в своей тарелке. Беретесь  за любое дело, хотя не всегда  можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша  коммуникабельность носит болезненный  характер. Вы говорливы, многословны,  вмешиваетесь в дела, которые  не имеют к Вам никакого  отношения. Беретесь судить о  проблемах, в которых совершенно  не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Текст опросника 

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Информация о работе Управленческие барьеры общения