Управленческие барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникативных барьеров в современных условиях.
2. Рассмотреть психологическую структуру общения и коммуникативный процесс.
3. Определить влияние стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 117.72 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

  Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить достижения целей организации требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать совместно, формулировать и достигать поставленной цели. Однако коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать мысли одного понятными другому человеку.

  С одной стороны, кажется, что устная речь в процессе управления организацией не играет такой значительной роли, как письменные распоряжения, компьютерный обмен информацией, с другой - устная речь всегда остается основным средством коммуникации. Руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на разговоры, поэтому так важно изучать вопросы межличностного обмена информацией и барьеры, возникающие при этом и пути их преодоления.

В процессе общения менеджеру  приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с  другой и упрощающего диалог между  ними, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и  обработку различного рода информации, разъясняющий значение и характер проблем  другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная  с принятием решений.

  Актуальность. Руководителю любого звена важно обладать хорошими коммуникативными навыками, учитывать индивидуальные особенности подчинённых для того, чтобы успешно направлять и руководить персоналом на любом, малом или крупном предприятии. В настоящее время руководителю необходимо улучшать свои коммуникативные способности для того, чтобы эффективно управлять коллективом, повышать свой профессиональный уровень, вырабатывать индивидуальный стиль руководства организацией. Эффективное общение сверху вниз помогает подчиненным понимать, принимать и реагировать на все изменения в деятельности организации.

  Объект исследования: формы и принципы управленческого общения в организации «Шадринскмежрайгаз»

  Предмет исследования: стиль управления руководителя и его влияние на коммуникацию персонала.

  Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.

В соответствии с целью  были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить особенности  коммуникативных барьеров в современных условиях.

2. Рассмотреть психологическую  структуру общения и коммуникативный процесс.

3. Определить влияние  стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.

4. Сделать выводы по существующей проблеме барьеров общения на основе исследования.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, беседа, анкетирование и тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

1.1. Общение как социальный феномен

  Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

 В науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

* общение - процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А.Г. Ковалев);

* общение есть взаимодействие  людей, а передача информации  является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А.А. Леонтьев);

* общение есть процесс  взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются  коллективистские свойства группы (К.К. Платонов);

* общение - это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б.Д. Парыгин).

  Такая разноплановость в определении этого понятия объясняется недостаточной разработанности проблемы сущности данного явления, а также сложностями выделения общения как специфического явления из других сфер общественной жизни - производственной, политической, культурной. Указывая на сложность и многогранность общения, Б. Д. Парыгин не без оснований замечает, что оно может быть одновременно информационным процессом и взаимодействием людей друг с другом, процессом их сопереживание, взаимного понимания и влияния одного человека на другого.

  Многогранность общения  оказывается даже в тех словосочетаниях,  которые очень часто употребляются  как в научном, так и в  обыденном понимании: «духовное», «материальное», «межличностное», «массовая», «интимное» и прочее общение.  И это неудивительно, ведь большинство разновидностей человеческой деятельности (труд, игра, учение, война, торговля, любовь, туризм, воспитания, руководство, управление и т.п.) оказываются тесно связанными с общением с другими людьми. Даже в том случае, когда человек находится наедине с собой, она часто действует так, будто включена в какой человеческого сообщества и общается с ее членами.

 Человеческое общение  развивается и формируется на  основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют  не только на природу, но  и друг на друга, они не  могут что-то производить, не  объединяясь определенным образом  для совместной деятельности  и для взаимного обмена продуктами  своей деятельности. В связи с  этим история является системой  связанных друг с другом форм  общения. Эта система взаимодействий  и взаимных влияний является  тем социальным процессом, суть  которого, в отличие от работы  как производства вещей («обработки  природы людьми»), составляет производство  отношений («обработки людей людьми»).

В широком смысле общения - это та сторона человеческого  существования, что указывает на связь и взаимодействие людей  в процессе материального и духовного  производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей  вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение  люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные  и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

  Общение - это процесс  информационной и предметной взаимодействия между людьми, в котором формируются и реализуются их межличностные отношения. Проявляются при непосредственных контактах, эти отношения определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, а также интересами личностей и социальных групп при осуществлении ими своих социальных функций. Это некий «срез» общественных отношений, представлен на эмпирическом уровне, своего рода их личностное выражение.

  Явление общения и  психология общения предполагает  установление прямых контактов  между теми, кто общается («контакт лицом к лицу»), позволяет непосредственно реагировать и влиять на действия и высказывания другого, воспринимать друг друга как уникальных личностей. Эта разновидность общения развивается, прежде всего, в малых социальных группах. Базовая, главная типичная ситуация межличностного общения - диада, парная социально-психологическая связь (в малой социальной группе каждый общается с каждым, без посредников). Совокупность парных взаимодействий образует систему межличностных связей как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового общения. Однако, поскольку человек не может одновременно находиться в непосредственном общении с большим количеством людей, то связи между группами, особенно крупными, происходят из их отдельных представителей.

Выделяют материальное и  духовное, прямое (непосредственное) и  массовое (опосредованное) общения.

  Материальное общение  - это взаимоотношения и взаимодействие  людей в ходе материально-практической  деятельности, прежде всего в  процессе труда и производства, а также их поведение в различных  сферах общественной жизни. Духовное  общение выступает как обмен  разнообразной интеллектуально-эмоциональной  информацией посредством живой  естественной человеческой речи, средств массовой коммуникации  и невербальных средств.

  Общение - это такая  разновидность взаимодействия людей,  в котором последние выступают  друг относительно друга одновременно (или последовательно) и объектами,  и субъектами. Именно благодаря  общению поступок лица А становится обстоятельством жизни лиц В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, становятся обстоятельствами жизни А. Поэтому значительную роль играют в общении индивидуальные психологические качества человека, на что указывает и Б Г. Ананьев, подчеркивая, что практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести между ними четкую границу. Поэтому есть все основания утверждать, что общение является социальным явлением, в котором чрезвычайно ярко проявляются индивидуальные особенности лиц - его участников.

  Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки учёными его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями - взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность «выкристаллизации» сущности самого общения в этих взаимосвязях.

Взаимоотношения и взаимодействие в свою очередь влияют на общение, но их функционирование не сводится к этому влиянию, а регулирование их -- особые задачи. Если попытаться дать комплексное определение общению в малых группах, то с учетом описанных выше точек зрения можно сказать, что общение в группе есть обмен информацией между ее членами для достижения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений и взаимодействия в процессе совместной жизни и деятельности.

  Общение, как это видно из данного определения, неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А.Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, это ее элемент, условие.

  Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д.Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и, особенно, в подростковом возрасте); другие (А.А. Леонтьев) -- одним из видов деятельности (например, речевая деятельность). Третья точка зрения (Б.Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные в деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б.Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предмет практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, «передачи» черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

  Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни коллектива или малой группы, в которой люди находятся в постоянном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.

 

1.2.Понятие и функции  управленческого общения.

  Управленческое общение - это общение руководителя с должностными лицами с целью реализации функции управления и воздействия на деятельность подчиненных. Различают три основные функции управленческого общения :

  • выдача распорядительной информации (командная информация);
  • получение ответственной информации (обратная связь - информация «состояния»);
  • выдача оценочной информации (оценка результата выполнения задания).

  Общение руководителя с подчиненным неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетенности общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

  Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

  В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстает как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

  Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих особенностях: в характере процесса обратной связи; наличии коммуникативных барьеров; наличии феномена коммуникативного влияния; существование различных уровней передачи информации. С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учет в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем: вербальные средства коммуникации - речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь - паузы и так далее); невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации - оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

Информация о работе Управленческие барьеры общения