Управленческие барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникативных барьеров в современных условиях.
2. Рассмотреть психологическую структуру общения и коммуникативный процесс.
3. Определить влияние стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 117.72 Кб (Скачать)

Эксперимент может проводиться  как индивидуально, так и в  группе.

2.Тест Ряховского «Общительность».

Тест дает возможность  определить уровень коммуникабельности человека. Этот тест помогает понять насколько общительны члены коллектива, а также насколько конфликты и что провоцирует их на это. Общение с другими людьми составляет значимую часть нашей жизни. Одни люди любят постоянно находиться в обществе других людей, другие наоборот комфортнее себя чувствуют в одиночестве. Ответив на вопросы этого теста можно точно определить к какому типу людей относятся члены выбранного мной коллектива для исследования и каков их уровень коммуникабельности.

Процесс исследования.

 Методика №1.  Оценка коммуникативных и управленческих способностей в процессе первичной профконсультации.

Методика состоит из сорока вопросов, которые помогают выявить коммуникативную ситуацию в коллективе и определить виды барьеров управленческого общения, т.к. анкетирование проходили как управляющие, так и подчиненные. Оценка производится по пяти бальной системе.

Результаты исследования коллектива по методике №1 проанализированы в виде диаграммы: 

 




 

 

Оценка 4  оценка 3 оценка 5 оценка 2 оценка 1

 

 Из диаграммы видно,  что большая часть коллектива  по результатам анкетирования  набрала оценку «4»,таких  7 человек. Испытуемые, получившие оценку 4 относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и управленческих склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

 Оценку 3 получили 4 человека  из коллектива. Для испытуемых, получивших  оценку 3, характерен средний уровень  проявления коммуникативных и  управленческих склонностей. Они  стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако  потенциал их склонностей не  отличается высокой устойчивостью.  Эта группа нуждается в дальнейшей  серьезной и планомерной воспитательной  работе по формированию и развитию  коммуникативных организаторских  склонностей.

 Три человека получили  оценку «5». Испытуемые, получившие  оценку 5, обладают очень высоким  уровнем проявления коммуникативных  и управленческих склонностей.  Они испытывают потребность в коммуникативной и управленческой деятельности, и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности

 Оценку «2» получил  лишь 1 человек из данного коллектива. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные  и управленческие склонности  присущи на уровне ниже среднего. Они стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

 К счастью, оценку  «1»  не получил никто, ведь  испытуемые, получившие оценку «1»  характеризуются низким уровнем  проявления коммуникативных и  управленческих способностей.

  На результатах проведенного анкетирования основаны следующие утверждения и выявлены наиболее распространенные барьеры, встречающиеся в коллективе данной организации:

1. Барьеры непонимания:  фонетический, семантический, стилистический, логический . Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.

2. Барьеры социально-культурных  различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные . Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.

3. Барьеры отношений возникают,  когда во взаимодействие вмешиваются  негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны  испытывают чувство симпатии  по отношению друг к другу,  то такие барьеры не появляются. Люди склонны с большим доверием  отнестись к информации, поступающей  от тех, кто им нравятся. В  то же время человек редко  способен адекватно воспринимать  сообщение от лица, к которому  он испытывает негативные чувства.

4. Плохо сформулированные  сообщения. Независимо от того, как доставляются сообщения, их  расплывчатость и туманность - слишком  частые явления. Такие недостатки, как плохо выбранные и ничего  не значащие слова, небрежные  упущения, отсутствие последовательности, плохое изложение мыслей, неуклюжесть  структуры предложений, недостаток  лексических средств, банальности,  поразительные повторения, жаргон и т.д., довольно широко распространены. Отсутствие ясности и точности приводит к дорогостоящим ошибкам.

5. Ошибочный перевод. Начальники получают разнообразные виды сообщений от вышестоящих лиц, от своих коллег и от подчиненных и в свою очередь должны перевести информацию, предназначенную для подчиненных, своих коллег и руководства, на понятный для них язык. Часто бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для людей в той области, в которой работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны получателю. Этот процесс требует умения, которое зачастую отсутствует. Поскольку сотрудники предприятия действуют, обычно только приблизительно понимая друг друга, эффективность постоянно от этого страдает, что приводит к значительным убыткам.

6. Потери в процессе  передачи или хранения. Последовательная  передача одного и того же  сообщения уменьшает его точность. В устном сообщении при каждой  последовательной передаче теряется  около 30% информации. В равной  мере серьезной проблемой является  удержание информации в памяти. Исследования показывают, что сотрудники  сохраняют в памяти только 50% переданной  информации, а руководители всего  60%. Необходимость повторения сообщения,  следовательно, очевидна.

7. Невнимательность. Часто  приходится встречаться с простой  неспособностью прочесть бюллетени,  уведомления, протоколы, сообщения,  доклады. К сожалению, невнимательное  выслушивание информации является  хронической человеческой слабостью.  Поэтому довольно часто можно  слышать споры по уже решенным  вопросам. Причины варьируются от  желания произвести на говорящего  впечатление своими знаниями  до простого неуважения к точке  зрения другого человека. В любом  случае попытки сообщить что-то  тому, кто не слушает, потерпят неудачу.

8. Неразъясненные предположения.  Часто недооцениваемыми, но существенно важными являются несообщенные предположения, которые лежат в основе практически всех сообщений.

9. Недостаточный период  приспособления. Иногда в сообщении  говорится о перемене, которая  серьезно повлияет на сотрудников:  сдвиги во времени, месте, виде  и порядке работы или изменения  в штате. Перемены воздействуют  на людей по-разному, и может потребоваться время, чтобы понять полное значение сообщения. Следовательно, для сохранения эффективности деятельности важно не навязывать изменения людям, прежде, чем они не приспособятся к их последствиям.

10.Страх. Страх несомненно присутствует при передаче информации подчиненных вышестоящему начальству. Некоторое отсутствие доверия у разных членов организационной группы в «Шадринскмежрайгазе»  вызывает чувство страха, а отсюда – искажение информации, донесение полуправды или полное сокрытие истины.

11.Отсутствие передачи.  Причины отсутствия передачи информации со стороны руководителя, возможно, обнаруживаются к предположению, что «все знают», к намеренному желанию сбить с толку. Иногда это приводит к полному умалчиванию информации, что может повлечь к нежелательным последствиям в будущем.

12.Информационные перегрузки. Преграды на путях обмена информацией могут быть следствием перегрузки канала коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной, то же относится и к обмену информацией. Одним из обычных способов разрешения проблемы информационной перегрузки является развитие и поддержание различных специализированных каналов передачи информации. В «Шадринскмежрайгазе» в этот период наблюдается децентрализация полномочий или так называемая «помощь шефу» в принятии решений.  Это положительный факт, так как прививает понимание важности информации не только руководителем, но и подчиненными.

13.Структура организации. Структура организации - эта логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей.

Рассмотренные барьеры и  нежелательные процессы, возникающие  при коммуникации между коммуникатором и реципиентом (руководителем и  подчиненным, менеджерами разных рабочих  групп) всегда возникают в коллективах. Поэтому главная задача перед  руководителем и менеджерами состоит в том, чтобы заметить их и предпринять все возможные шаги для их устранения.

В результате проведенных  наблюдений за коммуникациями в государственной  некоммерческой организации «Шадринскмежрайгаз», а также анкетирования сотрудников, выявлено, что преобладающими барьерами в установления контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:

1. Невнимательность, причиной  которой является усталость, и  частое погружение в свои мысли  работников из-за рутинного характера  деятельности (75%).

2.  Потери в процессе  передачи или хранения, связанные  с недостаточным присутствием  необходимого этапа коммуникаций - обратной связи (20%).

3. Отсутствие передачи  и неразъясненные предположения,  которые заключается в том,  что руководитель, по мнению персонала,  не всегда считает нужным информировать  коллектив о тех или иных  решениях или причинах, побудивших его принимать их (4%).

4. Страх, который, скорее  всего, связан не с личными  качествами руководителя, а с  временным психологическим самочувствием  коммуникатора и реципиента (около  1%).

 Невнимательность как  основной барьер коммуникативного  процесса в «Шадринскмежрайгазе» подтверждают ответы на следующие вопросы:

На вопрос № 4 «Приходится  ли Вам выполнять работы за других сотрудников Вашего отдела, не входящие в круг Ваших непосредственных обязанностей?»  и №5 «Как часто Вас отвлекают  от основной работы?» (11 чел.) всего коллектива ответило «да» и «три раза и более в день». Среди причин нарушений коммуникаций в организации 5 человек делали акцент на занятость руководителя или его отсутствие на рабочем месте, 2 человека при ответе на вопрос №9 «Достаточна ли для работы поступающая к Вам  информация?» и на вопрос №10 «Если нет, то каковы недостатки в обеспечении Вас необходимой информацией» дали ответы и пояснения что руководитель не всегда считает нужным информировать коллектив о тех или иных решениях. Несколько человек вообще стараются избегать любые отношения с руководителем из-за боязни или в силу своего темперамента.

Методика№2. Тест «Общительность».

 В тесте Ряховского «Общительность» большинство членов выбранного мною коллектива для исследования набрали балл от 15 до 18 -7 человек, также много тех, кто набрал от 19 до 24 баллов, таких 4 человека. 2 человека попали в классификацию баллов от 30 до 32. Один человек из коллектива набрал балл от 25до 29 и от 6 до 14 и менее баллов не набрал никто из исследуемого коллектива.

 Интерпретация баллов:

1. Вы явно некоммуникабельны,  и это беда, от которой страдаете больше вы сами (30-32 б.).

2. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей (25-29 б.).

3. Вы достаточно общительны, в незнакомой ситуации чувствуете  себя вполне уверенно. В ваших  высказываниях может быть порой  слишком много сарказма, причем, без всяких оснований. (19-24 б.).

4. У вас нормальная  коммуникабельность. Без неприятных  переживаний начинаете новое  дело, идете на встречу с новыми  людьми. Хотя, вероятно, на любите шумных компаний, многословие вас раздражает (15-18 б.).

5. Вы, должно быть, «рубаха  парень», всюду чувствуете себя  в своей тарелке, охотно высказываетесь  по любому вопросу, даже если  имеете о нем поверхностное  представление. Беретесь за любое  дело, хотя не всегда можете  успешно довести его до конца (6-14 б.).

Распределение результатов  по тесту «общительность».


 


 



 

 

   15-18б.   19-24б.    30-32б.  25-29б.   6-14б.

 

Среднее значение - 16,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности коллектива. Если обратиться к классификатору теста - такое количество баллов свидетельствует о:

 Испытуемые любознательны,  охотно слушают интересного собеседника,  достаточно терпеливы в общении,  отстаивают свою точку зрения  без вспыльчивости. Без неприятных  переживаний идут на встречу  с новыми людьми. В то же  время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие  вызывают у них раздражение.  Также респонденты бывают весьма  общительны (порой, быть может,  даже сверх меры). Иногда даже  любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.

 При подведении итогов  теста можно сказать, что испытуемые  находятся на уровне нормальной  коммуникабельности, но бывают и  чересчур любознательными и вспыльчивыми.

2.3.Выводы

Анализ полученных в моем исследовании данных позволил сделать следующие выводы:

В исследованном мною коллективе преобладают люди, у которых коммуникативные и управленческие склонности на уровне ниже среднего или среднего уровня, предпочитающие проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений., планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. А уровень общительности средний и выше среднего.

Информация о работе Управленческие барьеры общения