Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить формы и принципы управленческого общения и их влияние на коммуникацию людей в коллективе,выявить коммуникативные барьеры.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникативных барьеров в современных условиях.
2. Рассмотреть психологическую структуру общения и коммуникативный процесс.
3. Определить влияние стиля управления и существование барьеров общения на коммуникацию людей в коллективе.
Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе.
2.Тест Ряховского «Общительность».
Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Этот тест помогает понять насколько общительны члены коллектива, а также насколько конфликты и что провоцирует их на это. Общение с другими людьми составляет значимую часть нашей жизни. Одни люди любят постоянно находиться в обществе других людей, другие наоборот комфортнее себя чувствуют в одиночестве. Ответив на вопросы этого теста можно точно определить к какому типу людей относятся члены выбранного мной коллектива для исследования и каков их уровень коммуникабельности.
Процесс исследования.
Методика №1. Оценка коммуникативных и управленческих способностей в процессе первичной профконсультации.
Методика состоит из сорока вопросов, которые помогают выявить коммуникативную ситуацию в коллективе и определить виды барьеров управленческого общения, т.к. анкетирование проходили как управляющие, так и подчиненные. Оценка производится по пяти бальной системе.
Результаты исследования коллектива по методике №1 проанализированы в виде диаграммы:
Оценка 4 оценка 3 оценка 5 оценка 2 оценка 1
Из диаграммы видно, что большая часть коллектива по результатам анкетирования набрала оценку «4»,таких 7 человек. Испытуемые, получившие оценку 4 относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и управленческих склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Оценку 3 получили 4 человека
из коллектива. Для испытуемых, получивших
оценку 3, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и
управленческих склонностей.
Три человека получили
оценку «5». Испытуемые, получившие
оценку 5, обладают очень высоким
уровнем проявления
Оценку «2» получил
лишь 1 человек из данного коллектива.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные
и управленческие склонности
присущи на уровне ниже
К счастью, оценку
«1» не получил никто, ведь
испытуемые, получившие оценку «1»
характеризуются низким
На результатах проведенного анкетирования основаны следующие утверждения и выявлены наиболее распространенные барьеры, встречающиеся в коллективе данной организации:
1. Барьеры непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический . Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.
2. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные . Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.
3. Барьеры отношений возникают,
когда во взаимодействие
4. Плохо сформулированные
сообщения. Независимо от того,
как доставляются сообщения,
5. Ошибочный перевод. Начальники получают разнообразные виды сообщений от вышестоящих лиц, от своих коллег и от подчиненных и в свою очередь должны перевести информацию, предназначенную для подчиненных, своих коллег и руководства, на понятный для них язык. Часто бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для людей в той области, в которой работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны получателю. Этот процесс требует умения, которое зачастую отсутствует. Поскольку сотрудники предприятия действуют, обычно только приблизительно понимая друг друга, эффективность постоянно от этого страдает, что приводит к значительным убыткам.
6. Потери в процессе
передачи или хранения. Последовательная
передача одного и того же
сообщения уменьшает его
7. Невнимательность. Часто
приходится встречаться с
8. Неразъясненные предположения. Часто недооцениваемыми, но существенно важными являются несообщенные предположения, которые лежат в основе практически всех сообщений.
9. Недостаточный период
приспособления. Иногда в сообщении
говорится о перемене, которая
серьезно повлияет на
10.Страх. Страх несомненно присутствует при передаче информации подчиненных вышестоящему начальству. Некоторое отсутствие доверия у разных членов организационной группы в «Шадринскмежрайгазе» вызывает чувство страха, а отсюда – искажение информации, донесение полуправды или полное сокрытие истины.
11.Отсутствие передачи. Причины отсутствия передачи информации со стороны руководителя, возможно, обнаруживаются к предположению, что «все знают», к намеренному желанию сбить с толку. Иногда это приводит к полному умалчиванию информации, что может повлечь к нежелательным последствиям в будущем.
12.Информационные перегрузки. Преграды на путях обмена информацией могут быть следствием перегрузки канала коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной, то же относится и к обмену информацией. Одним из обычных способов разрешения проблемы информационной перегрузки является развитие и поддержание различных специализированных каналов передачи информации. В «Шадринскмежрайгазе» в этот период наблюдается децентрализация полномочий или так называемая «помощь шефу» в принятии решений. Это положительный факт, так как прививает понимание важности информации не только руководителем, но и подчиненными.
13.Структура организации. Структура организации - эта логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей.
Рассмотренные барьеры и нежелательные процессы, возникающие при коммуникации между коммуникатором и реципиентом (руководителем и подчиненным, менеджерами разных рабочих групп) всегда возникают в коллективах. Поэтому главная задача перед руководителем и менеджерами состоит в том, чтобы заметить их и предпринять все возможные шаги для их устранения.
В результате проведенных наблюдений за коммуникациями в государственной некоммерческой организации «Шадринскмежрайгаз», а также анкетирования сотрудников, выявлено, что преобладающими барьерами в установления контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:
1. Невнимательность, причиной
которой является усталость, и
частое погружение в свои
2. Потери в процессе
передачи или хранения, связанные
с недостаточным присутствием
необходимого этапа
3. Отсутствие передачи
и неразъясненные
4. Страх, который, скорее
всего, связан не с личными
качествами руководителя, а с
временным психологическим
Невнимательность как
основной барьер
На вопрос № 4 «Приходится ли Вам выполнять работы за других сотрудников Вашего отдела, не входящие в круг Ваших непосредственных обязанностей?» и №5 «Как часто Вас отвлекают от основной работы?» (11 чел.) всего коллектива ответило «да» и «три раза и более в день». Среди причин нарушений коммуникаций в организации 5 человек делали акцент на занятость руководителя или его отсутствие на рабочем месте, 2 человека при ответе на вопрос №9 «Достаточна ли для работы поступающая к Вам информация?» и на вопрос №10 «Если нет, то каковы недостатки в обеспечении Вас необходимой информацией» дали ответы и пояснения что руководитель не всегда считает нужным информировать коллектив о тех или иных решениях. Несколько человек вообще стараются избегать любые отношения с руководителем из-за боязни или в силу своего темперамента.
Методика№2. Тест «Общительность».
В тесте Ряховского «Общительность» большинство членов выбранного мною коллектива для исследования набрали балл от 15 до 18 -7 человек, также много тех, кто набрал от 19 до 24 баллов, таких 4 человека. 2 человека попали в классификацию баллов от 30 до 32. Один человек из коллектива набрал балл от 25до 29 и от 6 до 14 и менее баллов не набрал никто из исследуемого коллектива.
Интерпретация баллов:
1. Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете больше вы сами (30-32 б.).
2. Вы замкнуты, неразговорчивы,
предпочитаете одиночество,
3. Вы достаточно общительны,
в незнакомой ситуации
4. У вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идете на встречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, на любите шумных компаний, многословие вас раздражает (15-18 б.).
5. Вы, должно быть, «рубаха
парень», всюду чувствуете
Распределение результатов по тесту «общительность».
15-18б. 19-24б. 30-32б. 25-29б. 6-14б.
Среднее значение - 16,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности коллектива. Если обратиться к классификатору теста - такое количество баллов свидетельствует о:
Испытуемые любознательны,
охотно слушают интересного
При подведении итогов
теста можно сказать, что
2.3.Выводы
Анализ полученных в моем исследовании данных позволил сделать следующие выводы:
В исследованном мною коллективе преобладают люди, у которых коммуникативные и управленческие склонности на уровне ниже среднего или среднего уровня, предпочитающие проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений., планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. А уровень общительности средний и выше среднего.