Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:27, контрольная работа
Когда-то Великие Географические Открытия, а в 20 веке НТР и рост информатизации общества привели к объединению отдельно существующих на региональном и континентальном уровнях авторов и субъектов экономики в единое активно взаимодействующее целое и глобальное экономическое пространство. В этих условиях открытым остается вопрос о парадигме дальнейшего экономического, культурного и политического развития на мировом уровне, а также о возможных позитивных и негативных последствиях глобализации.
Тема данной работы «Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии». Следует отметить, что на фоне роста всепроникающего в
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Учет факторов внешней среды и стратегический менеджмент…………..…5
1.1. Роль внешней среды при выборе стратегии………………………………..5
1.2. Анализ влияния факторов внешней среды и стратегическое планирование……………………………………………………………………...6
2. Методики анализа факторов внешней среды……………………………….12
2.1. Классическая модель Портера……………………………………………..12
2.2. PEST - анализ (STEP - анализ)…………………………………………..…16
2.3. Опрос………………………………………………………………………...17
2.4. Бенчмаркинг………………………………………………………………....19
2.5. SWOT - анализ……………………………………………………………....20
3. Особенности учета факторов внешней среды в современной России…………………………………………………………………………….21
3.1. Влияние экономического кризиса 2008 года и посткризисное развитие РФ…………………………………………………………………………………21
3.2. Социальная политика и инновационное развитие РФ…………………....23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Управление в социальных экономических системах»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Основы менеджмента»
тема: «Учет внешнего окружения (среды) при выборе стратегии»
Проверил
старший преподаватель
Люст Е.С.
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Учет факторов внешней среды и стратегический менеджмент…………..…5
1.1. Роль внешней среды при выборе стратегии………………………………..5
1.2. Анализ влияния факторов внешней среды и стратегическое планирование………………………………………………
2. Методики анализа факторов внешней среды……………………………….12
2.1. Классическая модель Портера……………………………………………..12
2.2. PEST - анализ (STEP - анализ)…………………………………………..…16
2.3. Опрос…………………………………………………………………
2.4. Бенчмаркинг…………………………………………………
2.5. SWOT - анализ…………………………………………………………….
3. Особенности учета факторов внешней среды в современной России………………………………………………………………
3.1. Влияние экономического кризиса 2008 года и посткризисное развитие РФ…………………………………………………………………………
3.2. Социальная политика и инновационное развитие РФ…………………....23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Когда-то Великие Географические Открытия, а в 20 веке НТР и рост информатизации общества привели к объединению отдельно существующих на региональном и континентальном уровнях авторов и субъектов экономики в единое активно взаимодействующее целое и глобальное экономическое пространство. В этих условиях открытым остается вопрос о парадигме дальнейшего экономического, культурного и политического развития на мировом уровне, а также о возможных позитивных и негативных последствиях глобализации.
Тема данной работы «Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии». Следует отметить, что на фоне роста всепроникающего взаимодействия национальных экономик, а, таким образом, и взаимовлияния, учет внешнего окружения в стратегическом менеджменте компаний приобретает все большую актуальность.
Цель данной работы - исследование существующего инструментария учета внешнего окружения и факторов, обусловивших необходимость стратегического планирования для российских компаний.
В связи с этим в данной работе были поставлены следующие задачи:
исследовать разработанные научные подходы к понятию «стратегия» и определить место и роль учета внешней среды при стратегическом планировании экономической деятельности;
дать краткий обзор наиболее прогрессивных и распространенных методик анализа внешнего окружения;
дать общую оценку экономической конъюнктуры российского рынка в условиях посткризисной рецессии;
исследовать направления экономической политики и государственных реформ на 2010-2015 годы;
выделить ряд факторов внешнего окружения, способных существенно повлиять на структуру и конъюнктуру российского рынка в ближайшие годы.
В процессе написания данной работы было проведено обзорное исследование публикаций и трудов, имеющих непосредственное отношение к проблеме учета внешней среды при стратегическом планировании экономической деятельности. Список использованной литературы включает в себя ряд источников, которые представляют собой опубликованные исследования и труды таких выдающихся теоретиков-экономистов, как И.Ансофф, Г.Минцберг, М.Мескон, а также работы отечественных авторов С.Марковой, Виханского О.С. и некоторых других. В основу теоретической части работы также были положены официальные законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в РФ, и «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (разработан Минэкономразвития РФ).
1. Учет факторов внешней среды и стратегический менеджмент
1.1. Роль внешней среды при выборе стратегии
В 21 веке мир изменился, сегодня, когда большинство экономик мира являются открытыми и носят рыночный характер, а процессы глобализации способствуют все более тесной всемирной интеграции сообществ в единое экономическое, культурное и политическое пространство, особое значение приобретает учет факторов внешней среды.
Прежде всего, рассмотрим само понятие, о котором идет речь. Итак, под «внешней средой» принято понимать совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово - кредитные учреждения, страховые компании;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно - техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности, или, наоборот, более полно использовать благоприятные возможности.
Под «факторами внешней среды» понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Таким образом, при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных частей.
Очевидно, что внешняя среда является одним из определяющих факторов успешности деятельности любой компании на рынке. Весь жизненный цикл компании тесно связан с факторами внешней среды. Так, вхождение в отрасль нового участника рынка определяется видом и характером рынка, барьерами входа на рынок, а также сложившейся расстановкой сил среди фирм - конкурентов. Запуск нового продукта компании также имеет прямое отношение к факторам внешней среды, ведь при этом необходимо учитывать наличие спроса на продукцию такого рода или релевантность потребности в новом продукте его предполагаемых потребителей, затраты на разработку, производство и продвижение продукта и, что немаловажно, угрозы со стороны конкурентов и товаров - заменителей.
Классическая идеальная модель рыночной экономики предполагает совершенную конкуренцию среди производителей товаров и услуг, участников рынка. И, действительно, современная открытость товарных рынков порождает новые, все более жесткие формы конкуренции. Даже компания, предоставляющая исключительный и уникальный для рынка товар, должна проводить анализ и учет факторов внешней среды, чтобы оставаться конкурентно способной на рынке и не выбыть из числа игроков рынка. Поэтому все больший вес в деятельности компаний приобретает стратегический менеджмент.
1.2. Анализ влияния факторов внешней среды и стратегическое планирование
Вопросу стратегического управления предприятием или организацией посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий. При этом в первом случае рассматриваются в основном отдельные аспекты разработки или реализации стратегии, что, как правило, является не достаточно исчерпывающим для теоретиков, то есть сферы науки и образования. Во втором случае, процесс стратегического управления анализируется всесторонне и носит скорее методологический характер, что, в свою очередь, не находит поддержки у практиков, то есть руководителей предприятий и организаций. Отсюда можно говорить о наличии некоторого дефицита материала, дающего краткие, но в то же время подробные рекомендации по формированию стратегического поведения хозяйствующего субъекта.
Прежде всего, раскроем основное понятие и определим суть того, что мы будем понимать под понятием «стратегия». В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, определение стратегии, как правило, начинается со слов о том, что этот термин пришел в экономическую науку из военной и дословно означает «искусство ведения войск в бою». Чаще всего под «стратегией» понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов.
Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание. Из приведенных определений видно, что выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий. Из всех разнохарактерных определений, будем придерживаться мнения, высказанного Г.Минцбергом, Б.Альстрэндом и Дж.Лэмпелом о том, что «стратегия - это принцип поведения или следования некой модели поведения». Здесь, предприятие рассматривается как участник рыночных отношений, то есть как любой другой живой организм, существующий в среде себе подобных. Другими словами, подойдем к вопросу формирования стратегического поведения предприятия, как к своему собственному поведению в обществе.
Раскрыв сущность рассматриваемого предмета, выделим основные этапы и определим для себя последовательность, согласно которой будем формировать стратегическое поведение хозяйствующего субъекта. Затем перейдем к изучению содержательной стороны каждого из выделенных нами этапов, то есть рассмотрим те шаги, которые необходимо предпринять для конструктивной разработки и эффективной реализации стратегии.
Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
И.Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии:
внутренняя оценка фирмы;
оценка внешних возможностей;
формулировка целей и выбор задач;
решение о портфельной стратегии;
конкурентная стратегия;
создание альтернативных проектов, их отбор и реализация.
По М.Мескону процесс стратегического управления состоит из девяти шагов. Это:
выработка миссии и целей организации;
оценка и анализ внешней среды;
управленческое обследование сильных и слабых сторон;
анализ и выбор стратегических альтернатив;
реализация и оценка стратегии.
С.Вутон и Т.Хорн рассматривают процесс стратегического планирования в контексте трех этапов, декомпозирующихся, в свою очередь, на девять шагов. Это:
стратегический анализ, состоящий из: анализов внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;
выбор стратегического направления, включающий: прогнозирование; определение миссии и целей; и выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями;
реализация стратегии, предусматривающая: рассмотрение альтернативных вариантов стратегии; анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск и прочее; составление плана выполнения стратегии.
А.Томпсон и Д.Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач:
определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок;
постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства;
реализация стратегического плана;
<Информация о работе Учет внешнего окружения (среды) при выборе стратегии