Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:27, контрольная работа
Когда-то Великие Географические Открытия, а в 20 веке НТР и рост информатизации общества привели к объединению отдельно существующих на региональном и континентальном уровнях авторов и субъектов экономики в единое активно взаимодействующее целое и глобальное экономическое пространство. В этих условиях открытым остается вопрос о парадигме дальнейшего экономического, культурного и политического развития на мировом уровне, а также о возможных позитивных и негативных последствиях глобализации.
Тема данной работы «Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии». Следует отметить, что на фоне роста всепроникающего в
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Учет факторов внешней среды и стратегический менеджмент…………..…5
1.1. Роль внешней среды при выборе стратегии………………………………..5
1.2. Анализ влияния факторов внешней среды и стратегическое планирование……………………………………………………………………...6
2. Методики анализа факторов внешней среды……………………………….12
2.1. Классическая модель Портера……………………………………………..12
2.2. PEST - анализ (STEP - анализ)…………………………………………..…16
2.3. Опрос………………………………………………………………………...17
2.4. Бенчмаркинг………………………………………………………………....19
2.5. SWOT - анализ……………………………………………………………....20
3. Особенности учета факторов внешней среды в современной России…………………………………………………………………………….21
3.1. Влияние экономического кризиса 2008 года и посткризисное развитие РФ…………………………………………………………………………………21
3.2. Социальная политика и инновационное развитие РФ…………………....23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Модель стратегического процесса В.Марковой и С.Кузнецовой состоит из четырех этапов:
определение цели;
анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения;
формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов;
реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов.
О.Виханский процесс стратегического управления рассматривает, как динамическую совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов:
анализ среды;
определение миссии и целей;
выбор и выполнение стратегии;
оценка и контроль реализации.
Сопоставляя подходы этих и других авторов к определению содержательной стороны стратегического управления можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов И.Ансоффа и Г.Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем:
управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;
оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия.
В разрабатываемом нами алгоритме, сведем последовательность формирования стратегического поведения к следующим четырем блокам:
«анализ» (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);
«планирование» (планирование стратегии, постановка задач);
«реализация» (разработка планов, проведение структурных изменений);
«контроль» (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).
Из этого видно, что анализ внешнего окружения не отображается отдельным этапом, а «стоит» как бы «над» всем процессом стратегического управления. По нашему мнению «анализ, прогнозирование и мониторинг» внешнего окружения следует представлять отдельно, в виде базиса, на котором строится модель стратегического менеджмента. Это связано с тем, что оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно и этот процесс не может быть выделен в отдельный этап. (Кроме того, факторы внешней среды, в отличие от внутренней, в основном не поддаются воздействию, их можно лишь учитывать.) При таком подходе, во-первых, увеличивается степень контроля над изменениями во внешнем окружении, так как анализ среды осуществляется как бы параллельно с каждым этапом и, во-вторых, обеспечивается соответствие методологическому принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от будущего через прошлое к настоящему (прогнозирование анализ мониторинг).
С учетом полученных в ходе стратегического «анализа» результатов осуществляется «планирование» стратегии. Связующим звеном между этапами «планирования» и «реализация» служит «постановка задач». Роль этого шага в общем процессе стратегического управления следует усилить. Речь идет о том, что при необходимости внесения корректив в стратегическое поведение, не требующих пересмотра миссии и проведения анализа внутренней среды, процесс управления целесообразно ограничить постановкой дополнительных (корректирующих) задач.
Блок «реализация» в процессе стратегического управления является по своей сути «подготовительным» и «способствующим» эффективному достижению выбранных целей. А этап «оценки и контроля» замыкает процесс стратегического управления в непрерывный цикл.
Таким образом, мы кратко представили последовательность процесса формирования стратегии и подробно рассмотрели процесс анализа, прогнозирования и мониторинга внешней среды.
2. Методики анализа факторов внешней среды
Существует множество методик анализа факторов внешней среды. Закономерно, что появляются и новые более сложные или качественно иные методики, но, поскольку в рамках данной работы не представляется целесообразным рассмотрение и исследование всей существующей методологии анализа факторов внешней среды, остановимся на основных, наиболее распространенных и широко применяемых различными компаниями методиках.
2.1. Классическая модель Портера
5 конкурентных сил Майкла Портера - достаточно старая и известная модель определения привлекательности текущей отрасли для компании. С ее помощью можно определить потенциальные опасности и проблемы, с которыми придется столкнуться компании.
Кроме того, модель Портера может помочь найти конкурентное преимущество, позволяющее компании занять более выгодную позицию. Правда, стоит делать ряд поправок - это всего лишь модель, послужившая основой для будущих разработок. Итак, профессор Майкл Портер выделил 5 сил, которые влияют на компанию в отрасли (на ее прибыль):
новые конкуренты - новые игроки на рынке;
существующие конкуренты;
«конкуренты», предлагающие продукты-заменители;
власть поставщиков;
власть покупателей.
Рассмотрим подробнее каждую из «5 сил» Портера.
1. Новые игроки на рынке.
Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли. Однако компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем:
Экономия на масштабе.
Суть заключается в том, что чем больше компания производит продукции, тем дешевле ей обходится производство 1 единицы этой продукции. Новые игроки часто экономят на масштабах производства, в силу финансовых или каких - либо других причин, из-за чего часто не выдерживают ценовой войны с конкурентами. В противном случае им требуются солидные инвестиции в производство.
Дифференциация.
Понятно, что компании давно присутствующие на рынке, уже закрепились в сознании потребителей. Они уже обладают несколькими торговыми марками, провели ряд рекламных кампаний. В начале своей деятельности компании приходится осуществлять большие вложения в маркетинг, чтобы дифференцироваться от конкурентов.
Дополнительные издержки.
Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками, среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн и так далее.
Дистрибуция.
Настоящая головная боль для компании - новичка. Чтобы расположить к себе дистрибуторов придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для них может стать проведение совместной рекламной компании, когда расходы на нее делятся пополам.
Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли компании - новичка. Но иного пути здесь нет.
Патенты, know-how.
Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в этом плане. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Особенно в современном мире, где патентуют все, что только можно.
Государственные субсидии.
Есть вероятность того, что крупный конкурент будет получать помощь от государства - какие-то субсидии. Правда, с такой же долей вероятности эти субсидии может получать и новый игрок на рынке, если государство поощряет конкуренцию и стремится показать это. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.
Преданность бренду.
Наконец, стоит понимать, что в данной отрасли может быть много приверженцев бренда уже существующей компании. Следует тщательно изучить сильные и слабые стороны бренда и постараться использовать их при разработке конкурирующего решения.
2. Существующие конкуренты.
Майкл Портер считает, что в конкурентной гонке ситуация обостряется в тех случаях, когда в отрасли присутствует много конкурентов или же эти конкуренты просто равны по силам. Кроме того, конкуренция обостряется в следующей обстановке:
при низких темпах роста в отрасли;
при высоком уровне постоянных издержек;
при росте производственных мощностей;
высокие выходные барьеры;
когда одна компания преследует какие-то серьезные стратегические задачи, пытаясь завоевать большую часть рынка.
Конкуренция ослабевает:
когда компании стараются просто получать прибыль в отрасли, не пытаясь отнять солидную долю рынка друг у друга;
когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей.
Если говорить о самой модели конкурентной борьбы, то компании пытаются занять лучшую позицию на рынке за счет ценовых войн, рекламных кампаний, новой продукции, улучшению облуживания потребителей, повышению гарантии на продукт и многому другому.
3. «Конкуренты», предлагающие продукты - заменители.
По сути дела, продукты из разных отраслей могут конкурировать между собой. Косвенно. Например, если они способны выполнять одну и ту же функцию. Мотоцикл и автомобиль - это конкуренты в какой-то мере, так как и тот и другой являются средством передвижения. Причем, с достаточно похожими скоростными характеристиками.
В этой ситуации следует обратить внимание на следующее:
насколько легко для покупателя переключиться на товар - заменитель
что он теряет?
каково качество и эффективность заменителя?
готовность покупателя сменить компанию - поставщика.
4. Власть покупателей.
Майкл Портер был первым, кто впервые заявил, что покупателей можно рассматривать, как конкурентов отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышение качества обслуживания, - удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.
Сила влияния покупателей по Портеру зависит от следующих факторов:
качество услуг;
затраты на переключение;
стандартизированность продуктов;
прибыль, приносимая покупателем;
особенно сильно влияние определенной группы потребителей, осуществляющих львиную долю покупок у компании.
5. Сила влияния поставщиков.
Влияние поставщиков на отрасль очень велико. Достаточно посмотреть на компанию Wal-Mart, которая указывает даже огромной Procter&Gamble, как себя вести при работе с ней. При работе с поставщиком следует обратить внимание на такие факторы:
обладает ли он известным брендом?
каков спектр товаров, которыми он торгует?
велико ли его влияние на установку средних цен по стране (региону)?
каково финансовое положение поставщика? Очень важно, чтобы понять, будет ли он поднимать или опускать цены;
доминирование на рынке поставщика.
Конечно, стоит понимать, что данный анализ лишь основа, которая легла в качестве фундамента для своей версии анализа сильных и слабых сторон у каждой конкретной компании.
2.2. PEST-анализ (STEP - анализ)
PEST - анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для ее деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST - анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется по схеме «фактор - предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST - анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
PESTLE - анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST - анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT - анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE - анализ: социально - демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.
2.3. Опрос
Общими объектами качественного прогнозирования состояния внешней среды в первую очередь для предприятия являются тенденции общественного и политико - экономического развития, отражаемые в основном в законодательстве. Например, закон о налогах, закон об акционерных обществах, закон об участии в управлении коммерческими и некоммерческими предприятиями, закон о местном самоуправлении, тенденции государственной политики в области транспорта, энергообеспечения, защиты окружающей среды, труда и занятости и т.п.
Информация о работе Учет внешнего окружения (среды) при выборе стратегии