Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:10, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Характеристика процесса мотивации………………………………………….
1.1. Сущность и основные категории мотивации………………………………..
1.2. Стадии процесса мотивации………………………………………………….
1.3. Современные теории мотивации……………………………………………..
2. Характеристика теории потребностей Герцберга……………………………..
2.1. Результаты исследований Герцберга…………………………………………
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы…………………………………..
2.3. Основные положения теории…………………………………………………
3. Значение теории Герцберга……………………………………………………..
3.1. Практическая направленность теории………………………………………..
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике………………………...
3.3. Критические замечания к теории Герцберга………………………………...
Заключение………………………………….………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………………
Теории мотивации труда появились в 1940-х годах и в настоящее время продолжают развиваться. Все современные теории мотивации можно разделить на две группы:
1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на выявлении внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К этим теориям относятся:
- теория потребностей А. Маслоу (содержательный подход к мотивации): люди в своих мотивациях опираются на 5 видов потребностей. Потребности формируют иерархию (от низших к высшим: физиологические, безопасности, социальные, уважения, самовыражения). В этой иерархии любая более высокая потребность становится мотиватором после того, как низшая будет пройдена;
- теория потребностей Альдерфера: люди в своих мотивациях опираются на 3 вида потребностей. Потребности формируют иерархию (от низших к высшим: существования, связи, роста). Движение от потребности к потребности идёт в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня;
- теория потребностей Мак-Клелланда (теория приобретённых потребностей): людям присуща одна из 3-х потребностей: власти, успеха или причастности;
- теория потребностей Ф. Герцберга – одна из наиболее обоснованных (будет рассмотрена в данной работе).
2) процессуальные теории мотивации - более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными условиями. К этим теориям относятся:
- теория ожидания: человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведёт к удовлетворению потребности;
- теория справедливости: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться снизить интенсивность труда;
- модель мотивации Портера-Лоулера (сочетание 2-х предыдущих): достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения.
Названные теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретённым опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории). То, что оказывается лучшим для мотивации одних людей, совершенно непригодно для других.
2. Характеристика теории потребностей Герцберга
2.1. Результаты исследований Герцберга
Считается,
что удовлетворённость либо неудовлетворённость
человека своими действиями, своим
состоянием, окружением – два полюса,
две противоположности, между которыми
находится состояние и
На стыке 50-60-х гг. американский психолог Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег провёл исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворённость или же неудовлетворённость. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости с точки зрения обуславливающих их факторов – это два различных процесса. Т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворённости и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту неудовлетворённости, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти удовлетворённость.
Вот
как Ф. Герцберг описывал соотношение
между удовлетворённостью и неудовлетворённостью
работой: «Результаты нашего исследования,
а также результаты, полученные мною в
ходе обсуждений с другими специалистами,
использовавшими совершенно иные методы,
позволяют заключить, что факторы, вызывавшие
удовлетворение работой и обеспечивавшие
адекватную мотивацию – это иные и существенно
отличные факторы, чем те, которые вызывают
неудовлетворение работой. Поскольку
при анализе причин удовлетворённости
или неудовлетворённости работой приходится
рассматривать две различные группы факторов,
то, следовательно, эти два чувства не
являются прямо противоположными друг
другу. Обратным чувству удовлетворения
от работы является его отсутствие, а не
неудовлетворённость. Обратным чувству
неудовлетворённости является, в свою
очередь, его отсутствие, а не удовлетворение
работой».
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы
Процесс «удовлетворённость – отсутствие удовлетворённости» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к работе. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Однако, если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворённости. Обычно такие факторы называют мотивирующими (см. рис.1). Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста и т.п. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение. А поскольку они могут приводить к удовлетворению, то играют мотивирующую роль.
Процесс «неудовлетворённость – отсутствие неудовлетворённости» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы (условия труда, зарплата и т.п.). Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворённости. Наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворённости, т.е. они не играют мотивирующей роли, а связаны с устранением «боли», «страдания». В литературе их обычно называют факторами здоровья (или гигиеническими), как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные здоровые условия труда (см. рис.1).
Согласно
теории Ф. Герцберга, наличие факторов
здоровья не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворённости
Двухфакторная модель мотивации Герцберга
Факторы мотивации
Факторы здоровья
(факторы удовлетворения) (фрустраторы)
Работа как ценность сама по себе
Чувство ответственности
Переживание успехов в работе
Признание
Возможности совершенствования
Условия труда
Социальные отношения
Стиль руководства
Вознаграждение
Климат на предприятии
. . . . . .
2.3. Основные положения теории
Таким образом, основные положения теории Герцберга следующие:
- потребности делятся на гигиенические и мотивирующие факторы. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Вторая группа (факторов мотивации) связана с характером и сущностью работы. Каждая из групп находится как бы в собственной шкале измерений, где первая группа действует в диапазоне от минуса до нуля, а вторая – от нуля до плюса;
- существует сильная корреляция между удовлетворением от работы и производительностью труда;
- отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворённости работой. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как что-то естественное, что приводит лишь к состоянию отсутствия неудовлетворённости и не оказывает мотивационного воздействия;
- наличие или отсутствие мотивирующих факторов активно воздействует на поведение человека, вызывая состояние удовлетворённости (или отсутствия удовлетворённости);
- для полной удовлетворённости персонала своим трудом следует обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворённости), а затем обеспечить наличие факторов мотивации (состояние удовлетворённости). Отсутствие факторов гигиены можно лишь частично и неполно компенсировать наличием мотивирующих факторов;
- для того чтобы эффективно мотивировать подчинённых, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81% условий, влияющих на удовлетворённость работой, непосредственно связаны с мотивирующими факторами.
3. Значение теории Герцберга
3.1. Практическая направленность теории
Что
происходит в организации в зависимости
от степени удовлетворённости
Таблица 1
Удовлетворение гигиенических и мотивационных факторов в организации
|
В
табл.1 используются следующие понятия
(согласно теории В.И. Герчикова относительно
мотивационной структуры
1)
достижительная трудовая
Информация о работе Теория содержания мотивации: двухфакторная теория Герцберга