Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:10, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Характеристика процесса мотивации………………………………………….
1.1. Сущность и основные категории мотивации………………………………..
1.2. Стадии процесса мотивации………………………………………………….
1.3. Современные теории мотивации……………………………………………..
2. Характеристика теории потребностей Герцберга……………………………..
2.1. Результаты исследований Герцберга…………………………………………
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы…………………………………..
2.3. Основные положения теории…………………………………………………
3. Значение теории Герцберга……………………………………………………..
3.1. Практическая направленность теории………………………………………..
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике………………………...
3.3. Критические замечания к теории Герцберга………………………………...
Заключение………………………………….………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Кафедра
Экономики и
Курсовая работа Курсовая работа
допущена к
защите защищена на оценку __________________ _______
Руководитель:
к.э.н , доцент П.Н.
Ульянкин к.э.н , доцент П.Н. Ульянкин
«___»___________2010
г. «___»_________2010 г.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Основы менеджмента»
на тему: «Теория содержания мотивации:
двухфакторная
теория Герцберга»
Работу выполнила:
студентка гр.09-ВИМ
«___» _______2010 г.
Калининград
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика процесса мотивации………………………………………….
1.1. Сущность
и основные категории
1.2. Стадии процесса мотивации………………………………………………….
1.3. Современные
теории мотивации……………………………………
2. Характеристика теории потребностей Герцберга……………………………..
2.1. Результаты
исследований Герцберга……………………
2.2. Гигиенические
и мотивирующие факторы……………………
2.3. Основные
положения теории……………………………………
3. Значение теории
Герцберга…………………………………………………….
3.1. Практическая
направленность теории………………………
3.2. Пример применения
теории Герцберга на практике……
3.3. Критические
замечания к теории Герцберга……
Заключение………………………………….………………
Список источников
и литературы………………………………………………
Введение
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
На сегодняшний день имеется
колоссальное количество
При всей широте методов, с
помощью которых можно
Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудиться, особенно в общественном производстве. Соответственно, большое значение приобретает необходимость мотивации труда.
Целью данной работы является исследование двухфакторной теории Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
- ознакомиться с основными положениями теории;
- определить достоинства и недостатки теории.
При
написании данной работы были использованы
труды таких специалистов, как
Кабушкин Н.И., Вачугов Д.Д., Уткин Э.А.
и др., а также статьи из Интернета.
1. Характеристика процесса мотивации
1.1. Сущность и основные категории мотивации
Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание того, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Мотивация как одна из функций менеджмента – это процесс создания у работников организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив такого поведения.
Традиционный подход к мотивации основывался на вере в то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которых надо заставить эффективно работать. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности сотрудников – как направить их энергию на имеющуюся работу.
Стремление
человека реализовать себя в своём
деле бесспорно – так он устроен.
Там, где управление и организация
труда предоставляют
Основными категориями мотивации являются потребность, мотив и стимул.
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворённости и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство, социальных потребностей − общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей − сознание индивида.
Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.
Мотив - это осознанное индивидом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных деятельностей. Так, потребность в одежде может быть удовлетворена путем её покупки в магазине, кражи, пошива самостоятельно или в ателье; наконец, одежду можно попросить, одолжить и т.д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий; она обладает определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться: в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно.
1.2. Стадии процесса мотивации
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.
Перечислим стадии процесса мотивации и их основные характеристики:
1)
возникновение потребности.
2)
поиск путей устранения
3)
определение целей (
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, что желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность;
4)
осуществление действия. На этой
стадии человек затрачивает
5) получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определённую работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат и в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию;
6)
устранение потребности. В
1.3. Современные теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека на рабочем месте даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации труда.
Информация о работе Теория содержания мотивации: двухфакторная теория Герцберга