Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:10, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Характеристика процесса мотивации………………………………………….
1.1. Сущность и основные категории мотивации………………………………..
1.2. Стадии процесса мотивации………………………………………………….
1.3. Современные теории мотивации……………………………………………..
2. Характеристика теории потребностей Герцберга……………………………..
2.1. Результаты исследований Герцберга…………………………………………
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы…………………………………..
2.3. Основные положения теории…………………………………………………
3. Значение теории Герцберга……………………………………………………..
3.1. Практическая направленность теории………………………………………..
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике………………………...
3.3. Критические замечания к теории Герцберга………………………………...
Заключение………………………………….………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………………
2)
избегательная трудовая
Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Активизация
мотивирующих факторов способна обеспечить
максимально возможное участие
персонала в делах фирмы: от принятия
самостоятельных и
Многие организации попытались реализовать теоретические выводы Герцберга посредством программ обогащения труда, когда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений её непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Есть предположение, что такой гигиенический фактор, как деньги, может компенсировать большинство других гигиенических факторов. Например, дальность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же как условия труда, график работы и прочее, при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Что касается мотивационных факторов − это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения возможна только на непродолжительное время. Тем не менее многие из мотивационных факторов тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д.[2]
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике
Примером применения теории Герцберга на практике является проведение голландским туристическим комплексом аудита внутреннего маркетинга на основе изучения выделенных Герцбергом факторов с помощью анализа «важность-исполнение», позволяющего эти факторы количественно оценить (см.табл.2).
Таблица 2
Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса
Номер п/п | Описание
фактора
(М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям | Положение на карте | |
Важность | Исполнение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Быть лидером в своей группе (М) | 3,60 | 3,78 | Низкий приоритет |
2 | Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) | 4,54 | 3,69 | Сосредоточиться |
3 | Иметь больше свободы на работе | 3,75 | 3,75 | Низкий приоритет |
4 | Достигать личных целей, относящихся к работе (М) | 4,06 | 3,57 | Сосредоточиться |
5 | Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами | 4,60 | 4,18 | Успешный результат |
6 | Иметь возможность для профессионального роста | 4,03 | 3,30 | Сосредоточиться |
7 | Получать новые навыки и знания (М) | 4,45 | 3,45 | Сосредоточиться |
8 | Иметь хорошие рабочие условия | 4,57 | 3,69 | Сосредоточиться |
9 | Получать хорошую зарплату | 4,09 | 3,12 | Сосредоточиться |
10 | Быть по достоинству оцененным своим руководителем (М) | 4,42 | 3,54 | Сосредоточиться |
11 | Помогать своей фирме достичь целей | 4,48 | 3,51 | Сосредоточиться |
12 | Иметь продвижение по службе | 3,12 | 3,05 | Низкий приоритет |
13 | Быть частью своей рабочей группы | 4,12 | 3,87 | Сосредоточиться |
14 | Иметь стабильную и надежную работу | 4,27 | 3,48 | Сосредоточиться |
15 | Быть информированным о результатах своей работы | 4,39 | 3,06 | Сосредоточиться |
16 | Участвовать в принятии решений(М) | 4,09 | 3,03 | Сосредоточиться |
Один
из крупных туристических
Карта представляет собой две пересечённые оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на четыре квадрата: «успешный результат», «возможная переоценка», «низкий приоритет» и «сосредоточиться на этом». Квадрат «успешный результат» указывает на те факторы, которые важны для участников и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел. Квадрат «возможная переоценка» указывает на возможное перерасходование ресурсов фирмы на те факторы, которые являются маловажными. Квадрат «низкий приоритет» указывает на маловажные факторы, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти факторы не рекомендуется тратить дополнительные средства. Наконец, квадрат «сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные факторы. Эти факторы являются чрезвычайно важными и существенно влияют на мотивацию, но фирма не уделяет им достаточного внимания и ресурсов.
16
факторов были нанесены на
карту «важность-исполнение»
Результаты
анализа факторов Герцберга методом
«важность-исполнение» наглядно показали
уровень удовлетворённости
Руководству
фирмы было рекомендовано обратить внимание
на факторы, попавшие в квадрат «сосредоточиться
на этом», и особенно на факторы с большими
разрывами в рейтингах важности и исполнения.
Стало очевидным ненормальное положение
дел в фирме с такими важными аспектами
работы, как информированность о результатах
своей работы, участие в принятии решений,
рабочие условия и получение новых навыков.
Невнимание к этим факторам может выразиться
в апатичности персонала, невнимательности
к внешним потребителям или бойкоте стандартов
качества оказываемых услуг. Более того,
лучшие из персонала могут быть соблазнены
более совершенным положением дел с такими
факторами в фирме-конкуренте и перейти
на работу туда. Именно поэтому концепция
внутреннего маркетинга призывает не
только к привлечению, но и к удержанию
квалифицированного персонала в фирме.
Исследование показало перспективность
адаптации и применения анализа «важность-исполнение»
и факторов Ф. Герцберга в контексте инструментов
аудита внутреннего маркетинга. Данный
метод способен указать на проблемные
аспекты рабочей деятельности и обеспечить
руководство фирмы стратегической информацией
для принятия решений в контексте внутреннего
маркетинга. Более того, результаты такого
анализа предоставляют руководству фирмы
уникальную информацию выработки индивидуального
подхода к персоналу с разными предпочтениями.
3.3. Критические замечания к теории Герцберга
Хотя
теория Ф. Герцберга эффективно использовалась
в ряде организаций, в её адрес
раздавались и критические
Спорен вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Это не соответствует условиям большинства российских предприятий и уровню жизни населения России. Да и экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации. И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут служить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Этот человек может считать житейские разговоры с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оставаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.
Критические
замечания в адрес теории Ф. Герцберга
ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать
как вероятностный процесс. То, что мотивирует
данного человека в конкретной ситуации,
может не оказать никакого воздействия
на него в другое время или на другого
человека в аналогичной ситуации. Таким
образом, хотя Ф. Герцберг и сделал важный
вклад в понимание мотивации, его теория
не учитывает многих переменных величин,
определяющих ситуации, связанные с ней.
Заключение
В заключение можно отметить, что цель работы достигнута, основные задачи выполнены.
Выяснено, что теория Герцберга относится к содержательным теориям мотивации, основывающимся на выявлении внутренних потребностей работников. Согласно теории Герцберга на трудовую деятельность людей оказывают влияние 2 вида потребностей (факторов):
1) гигиенические факторы (лишь не дающие развиться неудовлетворению работой): условия труда, зарплата, социальные отношения, стиль руководства и т.п.;
2)
мотивационные факторы (
Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал её более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение содержательных факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали; зачастую их и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворённости, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть мотивации к труду; она не дает адекватного описания этого сложного процесса.
Информация о работе Теория содержания мотивации: двухфакторная теория Герцберга