Теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Существует некая проблема, связанная с мотивацией. Причем поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, справедливостью, прошлым опытом и т.д. Сформулируйте свой вариант ситуационного задания на конкретном примере, основываясь на теории подкрепления Адамса, дайте его решение. В ответе обоснуйте, что побуждает в Вашем случае людей к активности.

Оглавление

Ситуационное задание (практическая задача) №1. …………………………….3
Ситуационное задание (практическая задача) № 2……………………………..3
Тестовое задание…………………………………………………………………..7

Файлы: 1 файл

теор. мотив.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Филиал  ГОУ ВПО «Новосибирский государственный  университет экономики и управления – «НИНХ»» в г. Улан-Удэ 
     
     
     
     
     
     

    Номер группы 1041 

    Наименование  специальности Менеджмент организации 

    Студент Сучкова Екатерина Алексеевна

                            (фамилия, имя,  отчество) 

    Номер зачетной книжки (студенческого билета) __________ 

    Учебная дисциплина Теории мотивации 

    Кафедра___________________ 

    Номер варианта контрольной работы 9  

    Дата  регистрации    «            » ___________________2012 г. 
     

    Проверил_______________________________________________________

                            (фамилия, имя,  отчество) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

2012 год

 

      Содержание: 

Ситуационное  задание (практическая задача) №1. …………………………….3

Ситуационное  задание (практическая задача) № 2……………………………..3

Тестовое задание…………………………………………………………………..7

 

Ситуационное задание (практическая задача) №1.

     Существует  некая проблема, связанная с мотивацией. Причем поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием  ситуации, ожиданиями, справедливостью, прошлым опытом и т.д. Сформулируйте свой вариант ситуационного задания на конкретном примере, основываясь на теории подкрепления  Адамса, дайте его решение. В ответе обоснуйте, что побуждает в Вашем случае людей к активности.

     Вопрос. Человек работает в компании 6 месяцев. И наблюдает ситуацию, когда его коллега получает заработную плату выше, занимая ту же должность и выполняющий те же обязанности. При этом работник ушел из предыдущей  компании по причине несправедливой заработной платы. Теперь он ожидает более высокую оплату труда, соответствующую его квалификации и объемом выполняемых работ. Что нужно предпринять работодателю, что не допустить увольнения хорошего профессионала?

     Ответ. Самый лучший способ в сложившейся ситуации – это повышение зарплаты до уровня коллеги. Только когда работник будет уверен, что получает справедливое вознаграждение за свой труд, он будет работать более продуктивно.

     Ситуационное  задание (практическая задача) № 2. На основе групп потребностей А. Маслоу продумайте формы проявления потребностей в поведении человека и возможные средства удовлетворения этих потребностей. Результаты представьте в цепочке:

      Потребность                форма проявления потребности        средства удовлетворения потребности.

     Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является «метамотиватором» наравне с «поиском истины», «служением другим» и «опекой». Такие «метамотиваторы» необходимо держать под контролем, а еще лучше — управлять ими.

     Формой  проявления этой потребности может служить желание работника взять какой то проект, разработать что то новое для организации, участие в культурной деятельности, творческий подход в работе. 

Для решения  этой задачи следует использовать:

  • Организационные рычаги, такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;
  • Нематериальные методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его.
  • Материальные методы — стимулирование рационализации и изобретательства, кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается.

Потребность в уважении и признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия, входящих в социальную группу респондента. Человек стремится к лидерству, старается сделать все лучше, чем другие.

В рамках управления этой потребностью следует применять:

  • Организационные рычаги, показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров;
  • Нематериальные рычаги, такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
  • Материальные методы — стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д.
  • Имиджевые рычаги — общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж.

Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причастности, поддержке. Этот фактор важен для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. Желание посещать какие либо мероприятия от лица компании, также участие в культурной жизни.

В рамках управления этим фактором применимы:

  • Нематериальные рычаги, такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
  • Материальные методы — стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
  • Имиджевые рычаги — общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники.
  • Организационные рычаги — информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.

Потребность в безопасности и  защите. Важный фактор, существенно влияющий на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Работник «держится» за свою должность и хочет быть уверенным, что работодатель поможет в сложных ситуациях. Лучше всего эту потребность мотивируют в японских компаниях, где работнику дается гарантия на пожизненное трудоустройство, повышение зарплаты в случае увеличения семьи и тд.

Для управления этой потребностью требуется применять:

  • Материальные методы — конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, «белая» зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты — но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
  • Имиджевые рычаги — общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники.
  • Организационные рычаги — информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.

Физиологические потребности. Основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином «физиологические потребности» должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря или ИТУ. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование «физиологических». Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие «социального статуса» работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Наверное, эта потребность проявляется у всех людей в желании что то купить, съездить отдохнуть и жить в комфортных условиях.

Для управления этой потребностью следует:

  • Формировать материальное стимулирование (линия 3) таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.

     Тестовое  задание:

     1. Один из наиболее  важных выводов   Портера и Лоулера  состоит в том,  что: (обведите кружком номер правильного ответа)

  1. результативный труд ведет к удовлетворению.
  2. удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде

     2. Процесс удовлетворения  потребностей по  теории Альдерфера  – это: (обведите  кружком номер  правильного ответа)

  1. процесс движения вверх по уровням потребностей
  2. процесс движения вниз по уровням потребностей
  3. процесс движения и вверх и вниз по уровням потребностей

     3. Мотив побуждения  – это: (обведите кружком номер правильного ответа)

  1. Внутренний истинный мотив
  2. Мотив, с помощью которого объясняется себе и другим, обосновывается свое поведение
  3. Мотив творческой активности

    4. Соотнесите авторов и название теорий:

    

  1. Врум
  2. Скиннер
  3. Лок
  4. Адамс

Ответы: 1) в, 2)г, 3)а, 4)б. 

    5.. К какому типу теорий относится утверждение: поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения: (обведите кружком номер правильного ответа)

  1. Содержательные теории мотивации
  2. Процессуальные теории мотивации

     6. Вставьте пропущенное  слово:

     Ф. Герцберг показал, что мотивирует на практике не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей.

     7. Альдерфер в рамках  своей концепции  выделяет: (обведите кружком номер правильного ответа)

  1. Потребности в безопасности
  2. Потребности связи
  3. Потребности в самовыражении

     8. Модель Портера-Лоулера включает следующие переменные? (дополните)

Информация о работе Теории мотивации