Теоретические основы управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Качество продукции - важный фактор повышения эффективности производства, конкурентоспособности предприятия, роста жизненного уровня страны, средство решения многих социальных задач, воздействует на рост производительности общественного труда, фондоотдачи, экономию материальных ресурсов.

Всевозрастающие потребности общества, высокие темпы научно-технического прогресса придают проблеме качества сложный, комплексный характер.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

   Главное они видят в обязательном установлении причин ненадлежащего качества, независимо от того, где они будут обнаружены у поставщика или потребителя, и  реализации совместных мероприятий  по устранению выявленных причин в  максимально короткие сроки

   Заслуживает внимания практика целенаправленного  создания собственной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в условиях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс субподрядчиков. 
Создание собственной сети поставщиков накладывает на заказчика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на субподрядных предприятиях действенных подсистем обеспечения качества, оказанием финансового, технического и организационного содействия им в налаживании контроля качества продукции, в модернизации производственных мощностей и т. д. 
С этой целью разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции.

   При наличии доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика. 
Японские специалисты считают, что нужно начинать с фактов и с их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.

   Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. Неоднократно подчеркивалось, что начинать процесс обучения следует с высшего руководящего звена. Целесообразнее это делать силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обучения, должны сочетаться с конкретными приемами и рекомендациями.

   Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).

   Лидерство во внедрении и распространении  концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему  руководству компании. Это правило становится единой и универсальной основой успеха. В последние годы обучение ведется самыми современными методами. Разработаны программы деловых игр по качеству с использованием персональных ЭВМ. Обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.

   Обучение  рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями - мастерами, начальниками участков. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной практической деятельности. В компании "Ниссан Мотор" в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих - один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год.

   Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный экзамен. Например, на фирме "Табай Эспек" 75% работников прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.

   У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями. 
Большое внимание уделяется 
кружкам качества. Формирование кружков - добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия"; "Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет"; "Думай о качестве ежеминутно".

   Регулярно проводятся цеховые и заводские  конференции кружков качества. Дважды в год конференции кружков  качества проводятся на Уровне всей компании. Проводятся и всеяпонские съезды представители кружков качества. Кружок считается признанным официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом было оповещение в журнале "Мастер и контроль качества".

   На  японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название "пять нулей". Она сформулирована в виде коротких правил - заповедей:

    • не создавать условия для появления дефектов;
    • не передавать дефектную продукцию на следующую стадию;
    • не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии;
    • не изменять технологические режимы;
    • не повторять ошибок.

   Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника. Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:

    • широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
    • высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;
    • максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.
 

      Вышеприведенное позволяет говорить, что в настоящее  время в немалой степени благодаря эффективным системам качества, приспособленные к конкретным организационным структурам и профилю данного предприятия с учетом квалификации сотрудников, технического оснащения и др., продукция промышленных предприятий может достичь высокой конкурентоспособности. Для казахстанской промышленности в этой области стоит решить первоочередную задачу: всегда ставить политику качества в центре стратегии развития предприятия.

      Раccмотрев теоретические  основы управления качеством продукции, дадим анализ качества продукции на ТОО «Вита».

 

2 Анализ управления качеством продукции АО  «Вита»

2.1 Технико-экономическая характеристика  АО «Вита»

 

     Первоначальная  форма регистрации - общество с ограниченной ответственностью "ВИТА " с юридическим адресом в г. Алматы.

      25 февраля 1999 года получено Решение  Национального Патентного Ведомства  Республики Казахстан о регистрации  товарного знака на имя Товарищества с Ограниченной Ответственностью "ВИТА ".

      При перерегистрации Компании в 2001 г. в  АО "VITA" -товарный знак был сохранен в прежнем виде.

      В 1992 году Компания приобрела в поселке  Новая Шульба Восточно-Казахстанской  области завод по производству подсолнечного  масла и гречневой крупы (площадь  земельного участка 2 га).

     До  начала 1994 года Компания занималась производством облепихового, подсолнечного масел, крупы гречневой и реализацией данной продукции. Для осуществления этой деятельности имелось два филиала - в Алтайском крае (поселок Раздольное, Россия) и в Восточном Казахстане (поселок Новая Шульба, Казахстан).

      Однако  в связи с разделением финансовых систем России и Казахстана в 1992-1993 годах, резко возросли организационные  трудности (и соответственно издержки) в управлении филиалом в России. Поэтому в конце 1993 года этот цех  был продан.

     В 1996 году была взята в аренду торгово-промышленная база "Иртыш" (Площадь-2,2 га) по адресу: г. Алматы, ул. Бекмаханова, 93.

     На  территории базы в 1997 году построен цех  по переработке и фасовке сливочного масла, разработана и запущена установка  по физической рафинации подсолнечного масла и установлена первая линия по фасовке подсолнечного масла.

      В рамках поддержки комплексной программы  по развитию соевых производств, в июне 2001 года Компания "ВИТА" приобретает  в частную собственность неделимый  земельный участок 0,301 га в г.Уральске Западно-Казахстанской области, под строительство технологической установки для производства нефтепродуктов, которыми предполагается снабжать фермерские хозяйства, выращивающие сою.

     В июле 2001 года, в целях развертывания  тех же перспективных направлений - Компания приобретает имущественный комплекс, состоящий из административных зданий, производственных помещений и прочих сооружений, общей площадью 9093,5 кв.м (площади бывшего завода ЖБИ Турксибского района г. Алматы), с передачей права на аренду прилегающего земельного участка площадью 42011 кв.м, где планирует разместить два мощных цеха переработки соевых бобов.

      До 1999 года основная деятельность Компании распространялась на город Алматы и  Алматинскую область. Но с 1999 года она  распространяется по всей Республике. На сегодняшний день по Казахстану открыто 9 филиалов Компании.

      25 февраля 1999 года получено Решение  Национального Патентного Ведомства  Республики Казахстан о регистрации  товарного знака на имя Товарищества с Ограниченной Ответственностью "ВИТА ". При перерегистрации Компании в 2001 г. в ОАО "Вита" -товарный знак был сохранен в прежнем виде. В связи с приятием Закона Республики Казахстан «Об АО» в 2005 году ОАО «Вита» перерегистрировано в АО «Вита».

      Компания  занимается производством фасованного растительного и сливочного масел, и добилась значительной доли рынка, в реализации этих продуктов по региону Алматы и Алматинской области (около 30% - по растительному маслу и 10% -по маслу сливочному).

    Организационная структура предприятия показана на рисунке 2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Организационная структура АО «Вита» 

    Организационная структура характеризует разделение труда между подразделениями  предприятия и их кооперацию (рис.2). Она оказывает существенное влияние  на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета. Органами управления  Общества являются:

  • высший орган – Общее Собрание Акционеров.
  • орган управления – Совет Директоров.
  • исполнительный орган – Правление.
  • контрольный орган – Ревизионная комиссия.
  • председатель Правления – Президент избирается Советом Директоров Общества.

     АО  «Вита» сегодня это динамически  развивающееся предприятие по производству масложировой продукции с торговой маркой "Иртыш".

     - Подсолнечное нерафинированное, растительные  рафинированные и дезодорированные  масла «Иртыш»,  (фасовка 0,5; 1,0; 5,0 л. и розливное)

     - Натуральные сливочные и сливочно-растительные  масла "Иртыш" в ассортименте  от 60% до 82,5% жир. (фасовка 0,2кг., монолит 10-20 кг.)

Информация о работе Теоретические основы управления качеством продукции