Теоретические основы управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Качество продукции - важный фактор повышения эффективности производства, конкурентоспособности предприятия, роста жизненного уровня страны, средство решения многих социальных задач, воздействует на рост производительности общественного труда, фондоотдачи, экономию материальных ресурсов.

Всевозрастающие потребности общества, высокие темпы научно-технического прогресса придают проблеме качества сложный, комплексный характер.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

   Большинство экономистов придерживаются точки  зрения по поводу категории «качество», данному в государственном стандарте. Но при этом делают оговорку, что необходимо учитывать экономически оправданные затраты на производство качественной продукции.

   Однако  М.Г. Лапуста считает определение  качества продукции как совокупности ее свойств ошибочным: «Качество выражает определенность вещи, которая проявляется через совокупность ее свойств в отношении к другим реальностям (потребностям). Оно обнаруживается через совокупность свойств, но не является этой совокупностью»[5].

   Теперь  следует уделить внимание многомерности  категории качества, являющейся его отличительной чертой (особенностью). В основе качества лежит количественная определенность свойств. Для данной качественной стороны имеется свой количественный интервал. Между качественной характеристикой и количественным интервалом существует тесная взаимосвязь, поскольку за его пределами количественные изменения приводят к качественным.

   Многомерность является важной чертой сущности качества и только полным охватом всей совокупности полезных свойств продукта определяется его общественная полезность. Многомерность качества является источником формирования новых потребительских стоимостей.

   Качество  продукции - категория подвижная. Уровень  ее определяется степенью развитости производительных сил общества, обусловливающих  развитие человека, его потребностей, вкусов, традиций и т.д., а также их производственных отношений. Все сельскохозяйственные продукты прошли длительный эволюционный путь совершенствования, прежде чем достигли нынешних качественных показателей.

   В современных условиях развития рыночных отношений качество продукции как результат производственной деятельности человека подвержено влиянию технических экономических, организационных и социальных факторов.

   Необходимо  согласиться с мнением Н. Ф. Прокопенко, утверждающим, что экономическая теория качества включает в себя весь комплекс организационно-экономических, управленческих и технологических факторов, формирующих качество продукции. К ним относят такие элементы производительных сил и производственных отношений как материально-техническая база, планирование, управление и стимулирование, организация труда и производства, формирование и исполнение технологий по производству, переработке и реализации продукции и др. Все они имеют важное значение для улучшения качества продукции .

   Б.А. Райзберг отмечает, что понятие «качество» есть категория экономическая, теснейшим образом связанная с понятием «потребительная стоимость», «стоимость», «эффективность», «цена», «прибыль», «уровень жизни». Но пока еще качество конкретизируется больше в техническом, чем в экономическом аспекте, то есть в показателях стандартов, технических условиях, технологической документации[6].

   Таким образом, качество продукции - чрезвычайно  разнообразная по своему существу категория, и люди с ней сталкиваются повседневно как в производственной, так и в личной жизни.

1.2 Системы  управления качеством

 

    В современной экономике накоплен огромный опыт управления качеством  продукции, который представляет значительный интерес для казахстанского менеджмента и его внедрение позволяет более прогрессивно использовать уже прошедшие практику применения различные методы обеспечения должного уровня качества, приемы мотивации работающего персонала, тактики партнерских отношений и т.п. Наглядную эволюцию мирового опыта управления качеством можно представить в виде пяти звезд качества (рисунок 1).

    1. Первая   звезда   соответствует   начальным   этапам   системного 
подхода, когда появилась первая система - система Тейлора (1905 г). Она 
устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей 
допусков   или   определенных   шаблонов,   настроенных   на   верхнюю   и 
нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры.

    Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены  первые профессионалы в области качества - инспекторы. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием[7].

Рисунок 1.  Пять звезд качества

    Взаимоотношения с поставщиками и потребителями  строились на основе требований, установленных  в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

    2, Вторая звезда

    В 1924 г. в BELL Telephone Laboratories (ныне корпорация AT&Tj была создана группа под руководством д-ра Р. Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные X. Доджем и X. Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

    Системы качества усложнились, так как в  них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились  задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения.

3. Третья звезда

      В 50-е годы была выдвинута концепция  тотального (всеобщего) управления качеством - TQC (Total Quality Control). Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический). На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

      Системы мотивации стали смещаться в  сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали  работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя, в том числе, и самообучение.

      Конечно, внедрение и развитие концепции  TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQM были рождены в США и в Европе. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями[8].

      В Европе стали уделять большое  внимание документированию систем обеспечения  качества и их регистрации или  сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

      Системы взаимоотношений поставщик —  потребитель также начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей  стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

      4. Четвертая звезда

    В 70-80 гг. начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ISO 9000 по системам качества включают пять наименований, оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:

  • ISO 9000    "Общее    руководство    качеством    и    стандарты    по 
    обеспечению качества";
  • ISO 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при 
    проектировании    и/или    разработке,    производстве,    монтаже    и 
    обслуживании";
  • ISO 9002 "Системы качества, Модель для обеспечения качества при 
    производстве и монтаже";
  • ISO 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при 
    окончательном контроле и испытаниях";
  • ISO 9004   "Общее   руководство   качеством   и   элементы   системы 
    качества.   Руководящие   указания",   а   также   терминологический 
    стандарт ISO 8402.

    В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт ISO 9004-1, 2, 3, 4, большее внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

    Если  TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.

    В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством.    Одной    из    ключевых    особенностей    системы    является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

      Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников -трудоголики.

      Обучение  становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение  всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п.

      Обучение  превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек  увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

      Во  взаимоотношения поставщиков и  потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000.

      Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ISO серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ISO серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок -просто отсутствует.

      Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и  сегодня она занимает прочное  место в рыночном механизме. Внешним  же признаком того, имеется ли на предприятии система качество по стандартам ISO серии 9000, является сертификат на систему.

5. Пятая звезда

     В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали  все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов в 2000 г. ISO 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

     Сертификация  систем качества на соответствие стандартам ISO 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ISO 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

      Большая тройка американских автомобильных  компаний - фирмы «Крайслер», «Форд» и «Дженерал моторс» - разработала  в 1990г. (1994г. -вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ISO 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков. С 1997г. этот стандарт стал обязательным для всех компаний, являющихся поставщиками «большой тройки» и пяти компаний, а также для других присоединившихся к ним компаний. Более того, он почти сразу вышел за границы отраслевого стандарта, и сейчас уровень его популярности в Северной Америке не ниже, чем ISO 14000 и ISO 9000.

Информация о работе Теоретические основы управления качеством продукции