Технология планирования деловой карьеры персонала организации на примере ООО "Юринат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в определении оптимальной системы управления карьерой в организации.
В связи с этим можно выделить следующие задачи данного исследования: рассмотреть систему кадрового менеджмента организации, определить ту роль, которую в этой системе играет процесс управления карьерой, составляющие этого процесса, а также факторы, непосредственно влияющие на служебно-профессиональное продвижение; изучить опыт работы системы управления персоналом ООО «Юринат», а также основные направления кадровых служб данной организации, в частности – работу с кадровым резервом.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
I. Планирование деловой карьеры: теоретический аспект..................................5
I.I. Методологические основы процесса управления деловой карьерой персонала........................................................................................................5
I.II. Проблемы, возникающие в процессе деловой карьеры....................11
II. Планирование деловой карьеры на предприятии..........................................23
II.I.Организационное построение предприятия ООО"Юринат"............2 3
II.II. Анализ системы управления персоналом.........................................30
III. Планирование и контроль деловой карьеры.................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39

Файлы: 1 файл

Теория.docx

— 65.02 Кб (Скачать)

«Карьера работника – это  процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом  продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс  предприятия и работника (при  росте материального благополучия последнего)».

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА характеризуется  тем, что конкретный сотрудник в  процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти в  разных организациях.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННУЮ  КАРЬЕРУ. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника  в рамках одной организации. Внутриорганизационная  карьера реализуется в трех основных направлениях:

  • ВЕРТИКАЛЬНОЕ – именно с этим направлением связывают само понятие карьера, т. к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
  • ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ – имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
  • ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ – данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является наиболее привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное общение, отдельные важные поручения руководства.

Главной задачей планирования и  реализации карьеры является общение  взаимодействия профессиональной и  внутриорганизационной карьер. Это  взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

  • достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
  • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфичных потребностей и ситуаций;
  • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • повышения качества процесса планирования карьеры;
  • формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
  • изучение карьерного потенциала сотрудников;
  • обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
  • определение путей служебного роста, использование который удовлетворяет количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Практика показала, что часто  работники не знают своих перспектив в данном коллективе, это говорит  о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Управление карьерой в организации  заключается в том, что с момента  принятия работника в организацию  и до предполагаемого увольнения с работы, необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе  должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы  на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей  он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

В деловой карьере можно выделить несколько этапов:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (18 – 22 года) связан  с получением высшего или среднего  профессионального образования.  Карьера начинается с момента  зачисления выпускника в штат  организации; в рамках этого  этапа закладываются основы будущего  специалиста.

2. На АДАПТАЦИОННОМ этапе (23 – 30 лет) происходит процесс освоения работником выбранной профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала бы необходимые предпосылки.

3. В рамках СТАБИЛИЗАЦИОННОГО этапа карьеры (30 – 40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Здесь выяснены и укрепляются профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры; борьба за повышение; активность, направленная на содействие развитию; любые образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей.

4. Поиск путей приспособления к ситуации и решения, как жить дальше означает переход к этапу КОНСОЛИДАЦИИ карьеры, приходящемуся на возрастной интервал 40 – 50 лет.

Для лиц, которые хотят и могут  продолжать карьеру руководителя здесь, в сущности, изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в  несколько лет (оптимально не более 6 - 7 лет, ибо затем начинают проявляться  консервативные тенденции) продвигаться по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным  характером, продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительные, но более вдумчивые – в штабах. Некоторым из них приходится осваивать  новые виды деятельности и переходить к «горизонтальной карьере».

5. В возрасте 50 – 60 лет в деловой  карьере наступает этап зрелости. Здесь человек обычно уже создал  для себя нишу в мире и  профессиональной среды, и все  его усилия направлены на сохранение  достигнутого. Кроме того, на этом  этапе можно сосредоточиться  на передаче своих знаний, опыта,  мастерства молодым.

6. Наконец, завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществить как можно раньше с момента наступления у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил – как можно позже. Так, например, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.

Чтобы успешно управлять карьерой, необходимо определиться с карьерными ключевыми моментами («карьерными  якорями») – интересами или ценностями, от которых человек ни за что не откажется, если придется делать выбор. Именно исходя из «карьерного якоря», люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. Можно выделить следующие  типы «якорей»:

* АВТОНОМИЯ. Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность все делать по – своему. В рамках организации такую возможность предоставляет либо высокая должность, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

* ТЕХНИКО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПТЕНТНОСТЬ. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать сложные проблемы. В конкретной деятельности он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие сотрудники в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.

* БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.

* УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.

* ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Людьми руководит стремление руководить и создавать что – то новое, одним словом – заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры –

 

обретение необходимых для этого  власти и свободы, которые предоставляет  соответствующая должность.

* ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРВЕНТСВЕ. Человек  стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде  первым, «обойти» своих коллег.

* СТИЛЬ ЖИЗНИ. Человек ставит  перед собой задачу интегрировать  потребности личности и семьи,  например, получить интересную, достаточно  оплачиваемую работу, предоставляющую  свободу передвижения, распоряжения  своим временем и т. п. Если  у человека нет семьи, то  на первое место может выйти  содержательность работы, ее увлекательность  и разнообразие.

Следующим фактором, влияющим на карьеру, является индивидуальность личности (ценности, мотивы, потребности). Консультант по персоналу Джон Голланд выделяет шесть основных индивидуальных ориентаций :

1) РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Люди, обладающие этой ориентацией,  склонны к занятиям, связанным  с физической силой, требующими  навыка, силы, координации. Например, лесоводство, фермерство, сельское  хозяйство.

2) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Эти  люди склонны к карьере, связанной  скорее с интровертной деятельностью  (размышление, организация, интерпритация), чем аффективной (чувство, межличностное  общение, эмоции). Например, биологи,  химики, преподаватели колледжа.

3) АРТИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Здесь  люди склонны к карьере, которая  требует самовыражения, артистичного  созидания, выражения эмоций и  индивидуальности. Примерами являются  художники, музыканты.

4) СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Эти люди  склонны к карьере, которая  подразумевает скорее межличностное,  чем интеллектуальное или физическое  взаимодействие. Дипломатическая служба, социальная работа

5) ИНИЦИАТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. эти  люди склонны к карьере, которая  подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокат, пресс –  секретари.

6) ОБЫКНОВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Эти  люди предпочитают карьеру, обеспечивающую  структурированную, регулируемую деятельность , а также профессии, в которых необходимо , чтобы подчиненный сопоставлял свои персональные потребности с организационными (бухгалтеры, банкиры).

Успешная карьера зависит не только от побуждений и мотивации, но и от способностей. Поэтому необходимо адекватно оценивать навыки, а  также способности и таланты  с целью успешного управления деловой карьерой.

Изучение себя – это лишь часть  процесса организации и планирования карьеры. Нужно также идентифицировать те виды деятельности, которые являются подходящими – по данным о профессиональной ориентации, навыках, якорях карьеры  и профессиональных предпочтениях, а также те, на которые будет  большой спрос в грядущем будущем.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам человек, с ростом его квалификации и т. д. Формирование целей карьеры - это процесс постоянный. Управление своей карьерой необходимо начинать уже при приеме на работу. Управляя карьерой уже в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

  • не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю;
  • расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки;
  • готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или скоро станет) вакантной;
  • познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов своей семьи, друзей);
  • помните, что все в жизни меняется: вы, ваши знания, навыки, рынок, организация, окружающая среда; оценить эти изменения – важное для карьеры качество;
  • ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации;
  • увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;
  • думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда;
  • не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Управление служебно – профессиональным продвижением в организации.

Понятия «служебно – профессиональное продвижение» и «карьера» являются близким, но не совсем равнозначными. Под  служебно – профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений  в коллективе), которые сотрудник  потенциально может пройти. Под карьерой же понимается фактическая последовательность различных ступеней (должностей, рабочих  мест, положений в коллективе).

Система служебно – профессионального  продвижения на примере линейных руководителей организации, сложившаяся  в нашей стране, предусматривает  пять основных этапов подготовки руководителей.

Первый этап – работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов. Специалисты подразделений  управления персоналом совместно с  руководителями проводят подбор студентов  наиболее способных к руководящей  работе; им выдается характеристика –  рекомендация для направления в  соответствующие подразделения  данной организации.

Информация о работе Технология планирования деловой карьеры персонала организации на примере ООО "Юринат"