Сущность связей с общественностью в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 01:51, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление характерных особенностей связей с общественностью в государственном управлении.
В связи с выработанной целью были выделены следующие задачи:
- рассмотреть особенности связей с общественностью в государственном управлении;
- проанализировать цели связей с общественностью в государственном управлении;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность связей с общественностью в сфере государственного управления 5
§1.1. Особенности связей с общественностью в государственном управлении
5
§1.2. Цели связей с общественностью в государственном управлении 10
Глава 2. Роль PR деятельности в государственном управлении 13
§2.1. Организация работы PR-служб: общие принципы и их реализация в органах власти и управления. Положение о PR-службах властных структур 13
§2.2. Значимость связи с общественностью в системе государственного управления 16
Заключение 20
Список используемой литературы и источников 22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.29 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение                        3

Глава 1. Сущность связей с общественностью в сфере государственного управления                5

   §1.1. Особенности связей с общественностью  в государственном управлении

                                                                                  5

   §1.2. Цели связей с общественностью в государственном управлении   10

Глава 2. Роль PR деятельности в государственном управлении     13

   §2.1. Организация работы PR-служб: общие принципы и их реализация в органах власти и управления. Положение о PR-службах властных структур 13

   §2.2. Значимость связи с общественностью в системе государственного управления              16

Заключение             20

Список  используемой литературы и источников       22 

 

Введение 

     Глубинной сутью PR в независимости от сферы  применения (бизнес, политика или государственное  управление) является информирование общественности, ее просвещение посредством  распространения знаний, повышения  культуры. Однако, есть существенные различия связей с общественностью в государственном  управлении и других сферах (например, в бизнесе), в первую очередь, обусловленные  различием преследуемых целей.

     Актуальность  изучения связей общественностью в  сфере государственного управления связана с тем, что стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности PR-служб органов государственной власти, проявляется прежде всего в определенной информационной политике. В настоящее время она приобрела огромное значение в деятельности органов государства, что обусловлено вступлением человечества в новую фазу развития - информационное общество.

     Информационные  процессы оказывают существенное влияние  не только на экономическое, социальное, политическое, научно-техническое и  культурное развитие общества, но и  на изменение мировоззрения людей, морально-психологические и поведенческие  аспекты их жизнедеятельности, государственное  устройство и функционирование государственного механизма, в целом на инфраструктуру межличностных, общественных, внутри- и межгосударственных отношений .

     Для того чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество, необходимо, чтобы «общественные структуры и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией».

     Целью настоящей работы является выявление  характерных особенностей связей с  общественностью в государственном управлении.

     В связи с выработанной целью были выделены следующие задачи:

     - рассмотреть особенности связей с общественностью в государственном управлении;

     - проанализировать цели связей с общественностью в государственном управлении;

     -   рассмотреть организацию работы PR-служб: общие принципы и их реализация в органах власти и управления;

     - проанализировать значимость связи с общественностью в системе государственного управления.

 

     Глава 1. Сущность связей с общественностью в сфере государственного управления

     §1.1. Особенности связей с общественностью в государственном управлении 

     Отличия связей с общественностью в государственном управлении от связей с общественностью в других сферах можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению1. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Различия по целям

     Конечной  целью налаживания связей с общественностью  для коммерческих структур является удержание (расширение) спроса на предлагаемые фирмой товары и услуги, изменение  их качества, номенклатуры и т. п. в  соответствии с запросами покупателя. Фирма преследует, прежде всего, свои частные интересы, для чего согласовывает  их с интересами общественности.

     Деятельность PR служб структур государственной власти связана с представлением государственных интересов. Соответственно, адресатом выступает не индивид-потребитель товара (услуг), а гражданин, ассоциированный в какую-либо организацию, или индивидуальный политический субъект. Государственные интересы носят всеобщий характер.

     С помощью PR представляются и согласуются  интересы различного уровня, а значит, и механизм их согласования не может  быть одинаков2.

     По  отношению к коммерческой фирме  покупатель выступает как совершенно равноправный партнер (хочу – покупаю, хочу – нет). С помощью PR или каким-либо иным образом фирма не может заставить  покупателя действовать так, как  ей хочется, не может навязать ему  свою волю (случаи со скрытой рекламой, действующей на подсознание – всего лишь некоторое отступление от правила). С другой стороны, и покупатель напрямую не может воздействовать на фирму. Его участие в процессе управления лишь косвенное. Фирма с помощью PR представляет ту часть своих интересов и в той мере открыта, в которой она считает нужным.

     Другое  дело, структура государства.

     Участие граждан в управлении, как непосредственное, так и опосредованное (через систему  выборного представительства своих  интересов) является неотъемлемым атрибутом  демократического общества. В демократическом  обществе гос. структура (в отличие от фирмы) не может произвольно устанавливать свои «правила игры» в отношениях с общественностью, не может быть открыта в той мере, в какой она считает для себя нужным, не может принимать любое управленческое решение «в одиночку», не сотрудничая тем или иным образом с гражданами и их объединениями. В этом отношении возможности граждан и их объединений с помощью PR оказывать воздействие на структуры власти намного больше, чем в случаях с коммерческой фирмой.

     Но  у этой медали есть и другая сторона. Властные ресурсы граждан, их объединений  несопоставимы с ресурсами государства  – некоторое исключение составляют лишь действительно демократические общества либерального образца. Таким образом, позиции граждан и их объединений в PR взаимодействии со структурами власти реально могут оказаться намного слабее, чем во взаимодействии с коммерческой фирмой. Государство, его структуры располагают гораздо большими возможностями давления на граждан, в том числе, и с помощью PR, чем коммерческая фирма. Вместо равноправного диалога здесь гораздо чаще может иметь место продвижение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения. В зависимости от того, как решается этот вопрос, в чем видится смысл деятельности PR службы можно типологизировать и характер связей с общественностью.

     Соответствующим образом меняется и технология взаимодействия гражданина и власти с помощью  PR, понятие эффективности PR. Как говорил известный философ и политолог Эдгар Ален, самой эффективной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, точнее, свободное одобрение свободного человека. Способствование свободному одобрению гражданами действий и политики структур власти, обеспечение поддержки властей конкретными действиями граждан и является главной целью, критерием эффективности работы PR служб в демократическом обществе.

     Получаемая  посредством связей с общественностью  поддержка при односторонней, несбалансированной связи включает лишь3:

     а) легитимацию существующего режима и конкретных структур власти, политических лидеров;

     б) поддержку соответствующих акций, действий властей, не обязательно связанная  с осмыслением их истинной сути, основанная скорее на вере, авторитете власти (лидера).

     При двусторонней сбалансированной связи  характер поддержки принципиально  меняется и включает доступ к информации, высокий уровень открытости властных структур. Цель этой открытости состоит  в способствовании понимания  гражданином действий и политики властей, возможности обсудить эти  действия и политику, занять в отношении  их определенную позицию, соответствующую  пониманию гражданином собственных  интересов, интересов общества и  государства.

     Так, к основным функциональным задачам  PR в системе госуправления можно отнести:

     - участие в демократизации государственного  управления;

     - содействие становлению гражданского  общества.

     Существует  целая группа причин, которые порождают  недоверие граждан к органам  власти. Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные  органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей  деятельности, не дают адекватного  представления о ее характере  и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

     Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в  традиционно высокой степени  политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности  нашего общества к противостоянию населения  и власти.

     «Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом  к новой модели организации общества и изменением характера работы с  общественностью.

     Причины «ресурсные» связаны с недостаточным  финансированием госслужбы, отсутствием  необходимой материальной и технической  базы, ограниченностью располагаемых  временных ресурсов и пр.

     Эти проблемы могут решаться в следующих  конкретных направлениях деятельности PR в органах государственной власти4:

  • установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
  • информирование общественности о принимаемых решениях;
  • изучение общественного мнения;
  • анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
  • прогнозирование общественно-политических процессов;
  • обеспечение аналитическими разработками;
  • формирование благоприятного имиджа госструктур.
 

     2) Различия по ресурсам

       Отношения в коммерческой сфере  строятся на договорной основе, в качестве основополагающего  фактора выступают финансовые  возможности предприятия, что  позволяет им использовать и  инструменты рекламы для достижения  поставленных целей. Государственные  органы обладают большими информационными  ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами5.

     3) Различия по ответственности

     Ответственность в коммерческой сфере связана  с внутренней составляющей компании - непродуманная ПР - кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в своих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.

     Различия  в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль  отношений с общественностью  и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением  общественности знать через СМИ  все, что происходит в государственных  учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает  взаимодействие с общественными  организациями и осуществление  лоббистской деятельности. Решения  коммерческих предприятий менее  часто и не так регулярно обсуждаются  в прессе, более того пресса оказывает  меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР - технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе. 

Информация о работе Сущность связей с общественностью в сфере государственного управления