Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:19, курсовая работа
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Развитие скотоводства как одной из отраслей рациональной организации сельскохозяйственного производства связано с необходимостью возделывания в севооборотах кормовых культур для сохранения и повышения плодородия почвы и создания благоприятных условий в размещении товарных культур, а также с потребностью в накоплении органических удобрений, объем которых зависит от поголовья крупного рогатого скота.
Основными производителями говядины в условиях формирования многоукладной аграрной сферы были и остаются предприятия общественного сектора. Здесь сосредоточено около 97 % откормочного поголовья и производится 92 % говядины.
Крупный рогатый скот содержится практически на всех сельскохозяйственных предприятиях и размещен по территории республики относительно равномерно. Максимальная плотность поголовья характерна для Брестской области ( более 60 голов в расчете на 100 га сельхозугодий), минимальная — для Могилевской (42—45 голов). Рост концентрации молочного поголовья наблюдается по мере приближения к городам и перерабатывающим предприятиям, что связано с низкой транспортабельностью и небольшими сроками хранения молока. Животноводческие комплексы по выращиванию и откорму молодняка размещены преимущественно в хозяйствах с наиболее благоприятными условиями кормопроизводства, которые имеют значительные площади естественных кормовых угодий и дополнительные источники дешевых кормов в виде отходов сахарных (жом) и спиртовых (барда) заводов. В частном секторе кривая роста поголовья крупного рогатого скота на выращивании и откорме после подъема в начале девяностых годов резко пошла на спад.
В настоящее время 40 % фермерских хозяйств, функционирующих в Беларуси, не содержат молодняка крупного рогатого скота, 16 % из них откармливают 1 голову, 26 % — 2—3 головы, и только 18 % имеют в своем хозяйстве более 3-х голов на выращивании и откорме. Невысока поэтому доля говядины в структуре выручки от реализации продукции фермерскими хозяйствами — 8 % (удельный вес всей животноводческой продукции в выручке от продаж не превышает 19 %).
У всех агропроизводителей существует четыре альтернативы производства мясной продукции скотоводства:
- производство телятины;
- доращивание телят до определенных технологических параметров и поставка молодняка для выращивания или заключительного откорма в специализированные хозяйства (внутриотраслевая или производственная специализация);
- выращивание и откорм животных до высоких весовых кондиций и реализация их на переработку;
- поставка продукции
на рынок за счет выбраковки
коров, быков, телок, не
- разведение племенного молодняка мясного скота.
На основе существующих технологий производства говядины в республике сформированы следующие типы скотоводческих хозяйств.
1. Специализированные хозяйства по выращиванию и откорму — с 4—6 до 15—18-месячного возраста или по заключительному откорму.
2. Многоотраслевые, с полным циклом производства продукции, где выращивание и откорм молодняка с последующей его реализацией осуществляются в рамках одного предприятия в условиях внутрихозяйственной специализации. За исключением спецхозов в данную группу входят практически все хозяйства республики.
Формирование первого из указанных типов хозяйств было закончено в начале 90-х гг. К этому времени в республике было построено и введено в действие 117 комплексов по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота мощностью от 3—5 до 10 тыс. голов реализации в год. Данное направление развития скотоводства целесообразно, поскольку перевод животноводства на промышленную основу реализует преимущества общественного разделения труда, специализации производства, обеспечивая наиболее полное использование генетического потенциала животных и питательных веществ корма, ритмичный круглогодичный выпуск продукции, программирование ее качества, возможность применения унифицированных научных и организационных решений в отношении оборудования помещений, породного состава скота, кормления, режима содержания, форм организации труда и его экономического стимулирования.
На животноводческих комплексах республики содержится 9—12 % поголовья скота и производится 10—12 % говядины. Функционирование крупных предприятий на протяжении ряда лет подтвердило целесообразность их создания и экономическую эффективность.
Однако в последнее время в связи с реальными экономическими трудностями, переживаемыми республикой, нарушением межхозяйственных связей предприятий единой технологической цепи эффективность работы комплексов заметно снизилась.
Объемы и эффективность производства говядины на комплексах в значительной мере формируются поставками откормочного поголовья из многоотраслевых хозяйств, уровень которых за последние годы резко сократился вследствие нарушения коммерческих интересов хозяйств-репродукторов. Цена, по которой закупался молодняк для комплексов, не покрывала высокие издержки на производство живой массы скота до 4—6 месяцев, выручка поступала с большим опозданием. Поэтому пополнение молодняком комплексов происходило за счет экономически слабых многоотраслевых хозяйств, решающих таким образом свои финансовые проблемы и недостаток собственных кормовых ресурсов, в незначительной степени — покупкой молодняка у населения, и в основном за счет развития в самих специализированных откормочных хозяйствах дополнительной отрасли — молочного скотоводства, что значительно снижало преимущества специализации.
В целях повышения эффективности производства говядины в республике разработана государственная программа, которая в качестве первого этапа интенсификации производства говядины предусматривает вывести на проектную мощность наиболее крупные комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 10 тыс. гол. откорма в год. На основе реконструкции комплексов, создания межхозяйственной (межотраслевой) кооперации, за счет внедрения новейших научных достижений производства говядины в технологический процесс, рационального использования кормов, материальных и трудовых ресурсов предполагается увеличить производство говядины в 3,6 раза, получить среднесуточный прирост живой массы молодняка на откорме в 1000 г при затратах корма на 1 ц прироста 6,5—6,7 ц корм. ед.
Решение этих задач требует осуществления ряда мероприятий, включающих: обеспечение комплексов на условиях межхозяйственной кооперации и специализации зерном для производства полноценных комбикормов и освобождение данных предприятий от поставок зерна для государственных нужд; выделение бюджетных ассигнований для проведения мелиоративных и культуртехнических работ по созданию высокопродуктивных кормовых угодий и прочной кормовой базы; выделение из республиканского бюджета средств на частичную компенсацию затрат по закупке комбикормов, кормовых добавок и для стимулирования увеличения объемов выращивания скота; предоставление долгосрочных кредитов на реконструкцию помещений, приобретение кормоуборочной техники и закупку молодняка крупного рогатого скота; организацию работы спецхозов с использованием помесного скота и детальную разработку порядка и схемы комплектования их технологическим молодняком.
В перспективе
крупнейшие комплексы республики могут
быть объединены в холдинговые компании.
Такие объединения наряду с крупными
специализированными
Стабилизация работы мелких и средних комплексов вместимостью 3—5 тыс. гол. должна базироваться на оптимизации отраслевой структуры хозяйств, на территории которых они находятся, в целях максимально возможного обеспечения производственных мощностей кормовыми ресурсами за счет собственных источников, а также на формировании устойчивых связей с предприятиями-поставщиками молодняка.
Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия и его отраслей зависит от ряда факторов помимо природно-климатических условий укрупненно делимых на факторы внешней рыночной среды и факторы внутренней организации производства.
Внешняя рыночная (экономическая) среда создает стимулы либо принуждение к изменению рыночного поведения структурных подразделений мясного подкомплекса, исходя из их экономических возможностей, и включает в себя: потребность в продукции данной отрасли, соотношение спроса и предложения на внутреннем и внешнем продовольственных рынках и тенденцию долгосрочного спроса на мясную продукцию; элас-тичность ценового фактора; инфляционные процессы; изменения в государственной политике и регулировании, а также уменьшение неопределенности и риска; систему кредитования и налогообложения; правовые основы и экономическую самостоятельность производителей; соблюдение требований эквивалентности обмена в межотраслевых связях; инновации, касающиеся как научного обеспечения развития отрасли (наличие условий постоянной востребованности производства в выведении высокопродуктивных пород животных, разработке высокоэффективных технологий и научных рекомендаций по совершенствованию организации производства), так и формирующие предложения на товарном рынке современной техники, оборудования, позволяющих сельскохозяйственным производителям совершенствовать свою материально-техническую базу; маркетинговые инновации и др.
В рыночных условиях наиболее важным для производителей является стремление получить наибольшую экономическую выгоду. Это предполагает производство сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами и низкими издержками.
Отсюда к факторам первого порядка, которые определяют общую массу прибыли от реализации скота и птицы, относятся уровень закупочных цен, себестоимость реализуемой продукции и объемы продаж скота либо готовых продуктов.
Уровень закупочных цен зависит от качества реализуемой продукции, каналов сбыта, существующего спроса на продукт в определенный момент времени и т.д. В настоящее время цены на животноводческую продукцию низкоэластичны, поскольку минимальный их уровень устанавливается государством и не всегда отражает реальное соотношение спроса и предложения и общественно-необходимые затраты на ее производство. С другой стороны, сфера заготовок и переработки мяса характеризуется высокой степенью монополизма. Поэтому агропроизводители вынуждены реализовывать свою продукцию по диктуемым им ценам.
Минимальные закупочные
цены на крупный рогатый скот устанавливаются
в живой и убойной массе
с дифференциацией в
Рынок мяса в Республике Беларусь в настоящее время является насыщенным при том, что потребность населения в этой продукции ограничена его платежеспособностью. Последнее обстоятельство определяет предел роста общей массы доходов производителей за счет значительного увеличения объема продаж внутри республики. Тем не менее рост совокупной прибыли от реализации больших объемов скота возможен за счет экспорта. Экспортная направленность требует повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поскольку ценовые преимущества говядины на уровне 1,2—1,4 раза обусловлены факторами низшего порядка (дешевизна трудовых ресурсов, разница в валютных курсах, др.) и могут быть быстро утеряны. Определяющей для производителей мясной продукции скотоводства в сложившейся ситуации должна стать стратегия снижения издержек и повышения качества продукции на основе интенсификации производства и задействования всех внутриотраслевых факторов роста эффективности выращивания и откорма крупного рогатого скота, система которых имеет следующий вид:
биологические: полноценное, сбалансированное кормление; организация воспроизводства стада; ветеринарная работа; биотехнология; зоогигиена; племенная и селекционная работа;
ресурсные: гарантированное обеспечение всеми видами ресурсов; качество ресурсов; экономия ресурсов;
технологические: организация и интенсификация процессов; совершенствование технологии; технологическая дисциплина; условия содержания скота;
технические: совершенствование и обновление средств производства; повышение технического уровня производства; комплексная механизация; автоматизация; химизация, компьютеризация;
трудовые: мотивация труда; организация труда; дисциплина труда; квалификация кадров; условия труда;
организационно-хозяйственные и экономические: формы и методы хозяйствования; управление; специализация; концентрация; кооперирование; агропромышленная интеграция; поиск наиболее выгодных каналов сбыта.
Количественно объективные факторы повышения эффективности выращивания и откорма скота на сельскохозяйственных предприятиях можно представить в виде таких показателей, как:
постановочная масса одной головы молодняка, кг;
суммарный расход кормов на одну голову молодняка скота определенной половозрастной группы за период доращивания и откорма, ц корм, ед.;
Информация о работе Сущность маркетинговых исследования рынка продовольственных товаров