Сущность маркетинговых исследования рынка продовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Файлы: 1 файл

анализ рынка2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Рациональная  структура потребления мяса для жителей республики имеет следующий состав: 43—45 % говядины, 36—37 % свинины, 17—18 % мяса птицы и 1—3 % мяса других видов животных. Фактическая структура производства мяса по основным видам в Беларуси в последние годы такова: доля свинины (в убойной массе) — 47 %, говядины — 40 %, птицы — 11 и прочие виды мяса — 2 %. Прослеживается тенденция к увеличению удельного веса мяса птицы и свинины при снижении доли говядины. Говядина производится преимущественно в общественном секторе (более 90 %), свинина — приблизительно в равных пропорциях на сельскохозяйственных предприятиях (55 %) и в частном секторе (45 %), птица — в размере 80 % на крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Производственный  потенциал мясной отрасли Республики Беларусь на уровне государств СНГ  довольно высок и составляет в общем объеме мяса, производимого в Содружестве, свыше шести процентов. Это — четвертое место после России, Украины и Казахстана. Однако используется он в пределах 55—60 %. Основные импортеры республики — Россия (2/3 общего экспорта мяса и мясопродуктов), Узбекистан (1/7), Туркменистан и Азербайджан (около 1/10).

В целом внешнеэкономическую  деятельность мясного подкомплекса республики последних лет характеризует незначительное расширение экспортно-импортных операций при превышении темпов роста импорта над экспортом, но сохраняющимся положительным сальдо внешнеторгового оборота.

С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и  традиций мясной индустрии мясопродуктовый  подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам к 2015 г. он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой 1 географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.

Выделение мясопродуктового подкомплекса как самостоятельной структуры имеет определенные условности, связанные с тем, что:

- в производстве  мяса участвуют биологические  объекты (животные), от которых получают по несколько видов продукции (крупный рогатый скот, в частности, продуцирует молоко, мясо, является поставщиком сырья для кожевенной промышленности; птица дает яйцо, мясо, пух, перо и т.д.);

- мясо-сырье  производит не одна отрасль,  а несколько — скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство и др., что определяет взаимозаменяемость различных видов мяса и конкуренцию между их производителями;

- различные  виды животных из-за своих физиологических  особенностей предъявляют неодинаковые  требования к условиям содержания, кормления, обслуживания;

- средства производства  выпускаются для животноводства  и перерабатывающей промышленности  отдельно, а не конкретно для  мясного подкомплекса.

В идеальном  виде в мясной подкомплекс должны включаться только специализированные хозяйства по выращиванию и откорму крупного и мелкого рогатого скота, по воспроизводству, доращиванию и откорму свиней, свинокомплексы с полным циклом производства, бройлерные птицефабрики, ветеринарная служба, заготовительные организации, а также мясокомбинаты, специализированные оптовые рынки, фирменные магазины розничной торговли. Но в действительности мясной подкомплекс — гораздо более сложная структура, представляющая собой производственно-экономическую систему взаимосвязанных производств, отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки (включая комбикормовую, микробиологическую и мясоперерабатывающую промышленность), сервиса, торговли, общественного питания, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт — мясо и мясные изделия, — в результате удовлетворения потребности населения, в котором субъекты подкомплекса стремятся получить максимальный доход. Сопряженными производствами мясного подкомплекса являются производство мясокостной и кровяной муки, эндокрин-но-ферментного, кожевенно-шубного сырья и другой продукции для легкой промышленности.

Ядром мясного  подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные  отрасли, участвующие в процессе производства и товарного обращения конечной продукции, является животноводство всех сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, фермерских хозяйств и личных хозяйств граждан в части выращивания и откорма животных для получения мяса.

Назначение  подкомплекса — мобилизация собственных ресурсов для увеличения доходов субъектов подкомплекса за счет удовлетворения потребности внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и увеличения экспорта конкурентоспособной мясной продукции на внешний рынок.

Целесообразность  такого формирования обусловлена возможностями эффективного использования экономического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, сервисных организаций за счет интеграционных факторов.

Мясной подкомплекс  республики в настоящее время  не является целостной структурой, а представляет собой совокупность разрозненных предприятий по производству, переработке и сбыту мясной продукции, не объединенных общими экономическими интересами. Существующая система хозяйствования не стимулирует структурную перестройку и рост производительности труда, носит затратный характер, не заинтересовывает производителей в развитии мясного животноводства, а перерабатывающие предприятия — в безотходной, комплексной переработке скота и птицы.

Причинами тому являются: отсутствие единых экономических интересов у партнеров по производству и доведению конечного продукта до потребителя; преобладание в планировании и управлении отраслевого начала, приводящего к разбалансиро-ванности межотраслевых связей и возникновению диспропорций внутри сфер подкомплекса и между ними; нарушение эквивалентности межотраслевого обмена; отсутствие конкуренции; игнорирование основного рыночного закона соответствия спроса и предложения; недостатки в экономическом стимулировании, финансово-кредитной системе и др.

Каждый субъект  подкомплекса преследует свои цели, не считаясь с интересами других. В  наиболее выгодном положении оказываются те звенья общей продуктовой цепочки, которые находятся ближе к конечному потребителю — переработка и сбыт.

Необходимыми поэтому являются: разработка системы организационно-экономических мер по повышению эффективности функционирования всего мясного подкомплекса и его отдельных отраслей, включающая создание условий для развития интеграционных процессов между всеми участниками единой продуктовой цепочки; мобильное освоение достижений научно-технического прогресса; государственное регулирование объемов поставок сырья, его переработки и реализации готовых продуктов с использованием экономических методов; гибкое ценообразование на мясо и мясные продукты с учетом спроса, предложения и потребительских свойств конечной продукции; ликвидация монополизма, создание альтернативных производств и структур; льготное кредитование и налогообложение; контроль за конкурентами и защита внутреннего рынка, анализ складывающейся конъюнктуры на рынке продовольствия и ценных бумаг; маркетинговый подход к построению сферы реализации.

Переход республики к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования на базе существующего мясного подкомплекса реально функционирующего рынка мяса, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в мясной продукции и действующего на основе экономических законов с участием государства в его регулировании.

Рынок мяса представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами мясного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок мяса, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение и потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.

Основными факторами  формирования рынка мясных ресурсов в республике являются: темпы разгосударствления и приватизации предприятий мясного подкомплекса, уровень государственного контроля над входящими в подкомплекс отраслями, система организационно-экономических мер по защите отечественного рынка мяса, сфера действия свободных цен и интервенционного вмешательства государства, наличие рыночной инфраструктуры, платежеспособный спрос населения, возможности экспорта.

Индикаторы, которые характеризуют результативность деятельности мясного подкомплекса в условиях рынка, таковы: повышение эффективности функционирования входящих в него отраслей, товарно-денежная сбалансированность межотраслевых связей, степень насыщенности рынка, уровень цен, конкурентоспособность продукции за пределами республики.

В разрезе различных  уровней выделяют территориальную  и продуктовую структуры, мясного  рынка. В числе территориальных рынков существуют следующие: локальный в пределах районов или межрайонный; региональный, ограниченный, как правило, рамками области; межрегиональный; республиканский; межгосударственный; мировой. Все названные рынки действуют на основе законов рыночной экономики и механизмов государственного регулирования.

Продуктовая структура  выделяет потребительский рынок мяса и мясопродуктов, делимый в свою очередь на отдельные сектора по видам мяса (говядина, свинина, мясо птицы и др.), степени готовности продукции к употреблению (мясо, полуфабрикаты, готовые мясные изделия), срокам хранения и т.д., а также рынок живого скота и птицы (рынок сырья).

Характерным для рынка скота  является зависимость от конъюнктуры, складывающейся на смежных продуктовых  рынках, особенно на рынке зерна, определяющего успех его функционирования, а также рынке молока, производство которого выступает в качестве отрасли-конкурента для производителей говядины в использовании одних кормовых ресурсов при колебаниях рыночного спроса на данные виды продукции.

Мясному рынку присущи также  значительные сезонные колебания в предложении скота. График сезонности перерабатываемой мясной продукции отражает два пиковых периода: сентябрь — ноябрь и февраль — март. Первый из них связан с окончанием летне-пастбищного содержания крупного рогатого скота и стремлением сельскохозяйственных производителей реализовать животных, прирост которых получен за счет дешевых кормов с естественных угодий. Второй — следствие недостатка заготавливаемых кормов, что вызывает необходимость сокращения поголовья и недопущения снижения живой массы скота из-за низкого уровня кормления, а также — единственная возможность поступления денежных средств от реализации сельхозпродукции в весенний период.

Для рынка живого скота и мясной продукции характерным является цикличность предложения по отношению к спросу. Особенно это касается выращивания и откорма крупного рогатого скота. Причина заключается в низкой эластичности реагирования отрасли на конъюнктурные изменения вследствие специфики производства по технологической цепочке (от хозяйств-репродукторов молодняка и до конечного потребителя):

а) сельхозпроизводители определяют будущие цены на скот на базе текущих цен;

б) существует промежуток времени между изменением ожидаемого уровня цен и реализацией скота; в) цены на скот связаны с ценами и спросом на говядину.

Скотоводство  является одной из основных отраслей специализации сельского хозяйства Республики Беларусь и важнейшей составной частью мясного подкомплекса. В мясном балансе республики говядина и телятина занимают более 40 %. На развитие отрасли в коллективных хозяйствах затрачивается около 35 % материально-денежных средств и расходуется 45 % кормов. Удельный вес отрасли в товарной продукции сельского хозяйства составляет 22—27 % .

Развитие скотоводства в республике целесообразно вследствие приспособленности крупного рогатого скота к потреблению грубых и сочных кормов, значительным количеством которых располагает сельское хозяйство Беларуси. Выращивание крупного рогатого скота имеет свои преимущества перед производством свинины и мяса птицы, несмотря на их более высокую скороспелость и конверсируемость кормов. На 1 ц прироста живой массы крупного рогатого скота в республике расходуется 2,9—4,2 ц корм. ед. концентратов, или в 1,4—2,7 раза меньше по сравнению с другими видами животных, что обеспечивает приоритетное развитие отрасли в условиях недостаточного производства зерна; стоимость одной кормовой единицы, используемой при выращивании и откорме в 1,5—2 раза ниже, чем при откорме свиней и содержании птицы; в рационы кормления молодняка крупного рогатого скота возможно включение органических отходов, непригодных для моногастричных животных; не требуется дорогих построек, стоимость средств механизации ниже, чем в других отраслях животноводства. Благодаря особенностям пищеварения жвачных рационы из грубых и объемистых кормов с недостаточным количеством протеина для них могут обогащаться за счет азотистых синтетических соединений, в результате чего экономятся ценные высокобелковые корма. В 1,2—1,4 раза ниже затраты на профилактическое и ветеринарное обслуживание, выше устойчивость к заболеваниям и инфекциям.

По существу крупный рогатый  скот является единственным видом животных, разведение которых позволяет эффективно использовать производимую на пашне, сенокосах и пастбищах в больших объемах травянистую массу для производства ценнейшей продукции — молока и мяса. Дополнительно от скотоводства получают ценное кожевенное сырье, из утилизации отходов боен — ряд различных продуктов, начиная с мыла и заканчивая эндокринными препаратами.

Информация о работе Сущность маркетинговых исследования рынка продовольственных товаров